"Игры с использованием приёмов мнемотехники - основа формирования правильной речи у детей с ОНР"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Мнемотехника - система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и как следствие - развитие связной  речи у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ОНР испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.

В работе с детьми с ОНР мы уже на протяжении нескольких лет использую приемы мнемотехники, которые очень эффективны в развитии связной речи. Но не менее эффективны эти приемы в коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Первостепенной  задачей преодоления общего недоразвития речи является обогащение словаря и развитие связной речи.                                               В коррекционной работе необходимо использовать  следующие игры:

Игра «Копилка слов»

Цельобогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Ход игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов.  К этим словам в «копилке» необходимо периодически возвращатьтся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Игра «Зашифруем слова»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Ход игры: Ребенку необходимо  нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Игра «Волшебники»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Ход игры: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Ход игры: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок. (ниже приводятся примерные схемы, используемые в этой и других играх)

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Ход игры: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра «Кто в домике живет?» 

 Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Ход игры:  Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

 

Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. Для формирования словообразования нами используются следующие игры:

Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Ход игры: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых нарисовано схематическое изображение горы (большая, маленькая, средняя). Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

Игра «Путешествие»

Цель: закрепление навыков словообразования приставочных глаголов

Ход игры: Детям предлагается игровое поле с изображением дороги и препятствий, которые им следует преодолеть. Возле каждого препятствия нарисована схема приставки. Дети составляют рассказ о путешествии, например, Сони: Соня по дороге шла, к домику подошла, в домик вошла, из домика вышла, опять по дороге пошла, к речке подошла, через мостик перешла, к пеньку подошла, вокруг пенька обошла и т.д.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов

Ход игры: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища, слово маленькое, ласковое(маленькая горка), например, рыбка, слово красивое, слово-признак (красная лента), например, рыбный, слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить, слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы, слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам.

Игра «Дерево родственных слов» 

Цель: закрепление навыков словообразования родственных слов

Ход игры: На доску вывешивается дерево, на котором «растут не листья, а слова». На большинстве листочков изображены символы, описанные в предыдущей игре. Детям предлагается придумать и назвать слова, которые могут «расти» на этом дереве, но уже без опоры на предметные картинки, а используя только символы.

Второй, не менее важной задачей коррекционного обучения детей с ОНР является формирование словоизменения, которое закрепляется сначала в словосочетаниях, затем – в предложениях, далее – в связной речи. Мы используем в своей работе следующие игры:

Игра «Магазин»

Цель: дифференциация существительных единственного и множественного числа

Ход игры: На «прилавке магазина» картинки с изображением различных предметов (один предмет и несколько предметов), у детей «деньги», на которые можно купить только определенный товар: например, если на карточке у ребенка нарисованы дерево (обозначает фрукт) и три полоски (обозначает много), то он может «купить» бананы, яблоки и т.д. Когда все товары в магазине «раскуплены» дети становятся парами и составляют предложения типа: У Никиты банан, а у Лены бананы.

Игра «Убираем урожай»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных

Ход игры: Логопед приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т.д.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными

Ход игры: На доску помещается четыре домика со схематическим изображением девочки (моя), мальчика (мой), солнышка (мое), девочки и мальчика (мои). Дети получают картинки с изображением различных предметов и «расселяют» их в нужные домики, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д. 

Игра «Что делал? Что делала?»

Цельизменение глаголов прошедшего времени по родам

Ход игры На гранях кубика изображены символы действий. Ребенок бросает кубик и составляет предложение типа: Коля сидел, Соня сидела. Коля и Соня сидели.

Игра «Карусель»

Цель: изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения

Ход игры: Два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

 

Игра  «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи

Ход игры: Дети получают большие карточки лото, на которых изображены два предмета: один внутри другого, один на другом и т.д. Логопед показывает схему предлога, дети составляют по своей картинке предложение с нужным предлогом и закрывают картинку схемой предлога.

Игра «Какой по цвету?»

Цель: согласование прилагательных с существительными

Ход игры: На доску выставляются одинаковые предметы разного цвета (несколько видов). Дети получают карточки с изображением цветового пятна и схематичным изображением предмета. Дети подбирают картинку к своей карточке и составляют предложения: У меня красная шапка. У меня синее пальто.

Игра «Собери животное».

Цель: обогащать словарь прилагательных.

Ход игры: Воспитатель расставляет схемы животных. Берёт в руки любую часть  пазла и читает прилагательное ( хитрая, рыжая, косолапый, злой, серый, колючий, пушистая, трусливый и т.д.) Дети кладут подходящую часть пазла рядом со схемой этого животного. Расположив части пазла правильно, получаем изображение названного животного.

Игра «Угадай, кто я?»

Цель: составить описательный рассказ о животном.

Ход игры.

Вариант №1 Детям предлагают опорную  мнемотаблицу, по которой составляется рассказ.

Вариант №2 Детям предлагают   мнемотаблицу, ребёнок должен угадать животное и составить связный рассказ.

Вариант №3 Ребёнок сам создаёт мнемотаблицу, о каком – либо животном и предлагает другим детям угадать это животное.

 

Игра  «Какая сказка спряталась?»

Цель: рассказать сказку с опорой на мнемотаблицу.

Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.

Вариант№2.

Разрезать две мнемосхемы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать схемы сказок и рассказать любую сказку.

 Игра «Кто (что), кем (чем) был (будет)?

Цель: Обогащать словарь детей. Развивать связную речь. Совершенствовать умение вслушиваться в речь, понимать её содержание, вести диалог.

Ход игры:

1-вариант игры: Рассматриваем, называем кто (что) изображено в клеточках, затем спрашиваем: Цыплёнок кем раньше был? Дети находят ответ - картинку, показывают, говорят: «Цыплёнок раньше был яйцом» и так далее. Потом дети сами спрашивают и отвечают - получается диалог.

2- вариант. Можно сделать карточки и играть с карточками, так же отвечать, но рядом с одной карточкой положить другую - ответ. Бревно. Бревно чем будет? Бревно будет домом? Дом, какой? - бревенчатый.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Мнемотехника, как один из современных и эффективных методов, обеспечивающих успешное освоение детьми  знаний об окружающем мире и развитие связной речи....

Консультация для педагогов на тему: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.Работа по формированию связной речи детей имеет важнейшее з...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возрастаУчите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжитедвадц...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Главный инструмент нашего разума — это память. Память —это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования....