«Использование метода синквейна в коррекционной работе по развитию речи дошкольников»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Одним из эффективных, интересных методов развития речи ребенка, который можно использовать в коррекционной работе, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Использование метода "Синквейн" позволяет: придать лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; совершенствать умение  высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулировать развитие творческого потенциала и многое другое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода синквейна в коррекционной работе по развитию речи дошкольников»


Хорошая речь является одним из важнейших условий полноценного детского развития. Чем более богат язык ребенка, чем более развит его словарный запас, тем больше у него возможностей познания окружающей реальности, более содержательнее и полноценнее отношения со своими сверстниками и взрослыми, тем более активно его психическое и речевое развитие.

У детей с нарушением речи, бедный словарный запас, им трудно составлять рассказы по сюжетным картинкам, пересказывать прочитанный текст, они затрудняются выучить наизусть стихотворение. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее лаконичности и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Одним из эффективных, интересных методов развития ребенка, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Основная задача синквейна - научиться мыслить максимально ёмко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Использование приёма «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших
задач:

- придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает  непроизвольное запоминание материала;

- закрепляет знания о частях речи, о предложении;

- значительно активизирует словарный запас;

- совершенствует навык  использования  в  речи синонимов;

- активизирует  мыслительную деятельность;

- совершенствует умение  высказывать собственное  отношение к чему-либо;

- стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Правила составления  синквейна:
1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, отражающее главную идею, состоит она из одного слова – имени существительного.

  1. Вторая строка – два прилагательных, описывающие основную мысль.
  2. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся  к теме.
  3. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
  4. Пятая строка – Эта строка может содержать только одно слово – существительное, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации),  но допускается и большее количество слов

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в работе с детьми дошкольного возраста  объясняется тем, что прежде всего:

- Во-первых, это новая технология – открывающая новые творческие интеллектуальные возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

- Во-вторых, он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

- В третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- В четвертых – носит характер комплексного воздействия (не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления).

- В пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется  для закрепления изученной темы.

- В шестых – является игровым приемом.

- Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.
Чтобы мои коллеги могли взять  для себя  некоторые приемы  работы, я покажу, как мы используем «синквейн» в работе с дошкольниками. А затем мы перейдем к практической части нашего мастер-класса.

Можно использовать для детей подсказки в виде схем при составления синквейна:

слова-предметы (существительные) - обозначаем их треугольником,

слова-признаки (прилагательные) - волнистой линией,

слова-действия (глаголы) - две прямые линии,

словосочетание или предложение – схема предложения,

слова-предметы (существительные) - треугольник.

Составление синквейна по предметной картинке по вопросам.

  1. - Что это?  (Апельсин)
  2. - Какой апельсин?  (Круглый, оранжевый)
  3. - Что делает апельсин?  (Висит, растёт, зреет)
  4. - Cоставьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. (Я люблю  апельсин)
  5. Теперь подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «апельсин», то о чем вы думаете, когда произносят слово «апельсин». (Фрукт).

-  Для того,  чтобы  наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Примеры  синквейна:
1.  Ель
2.  Душистая, чудесная.
3.  Растет, веселит, радует.
4.  Я люблю зимнюю ель.
5.  Зима, новый год, детство.

Синквейн может быть предложен как  индивидуальное самостоятельное задание, так и  для работы в парах; реже как коллективное    творчество.

Примеры детских синквейнов

Для детей старшего дошкольного возраста, которые ещё не умеют читать, предлагаются  алгоритмы, по которым они создают свои устные высказывания, затем красиво их оформляют вместе с родителями (графические изображения).

Эта технология помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.  При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко.

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части «Берёза».

Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.

  1. ______.
  2. Растёт, стоит.
  3. Белоствольная, стройная, русская.
  4. Я любуюсь стройной  ___ .
  5. Дерево.

Синквейн один из самых эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

- Простота. Синквейн могут составить все.

- Творчество. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

- Игра. Синквейн является игровым приемом.

- Рефлексия. Составление синквейна используется для проведения анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн поможет быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Синквейн в коррекционной работе по развитию речи дошкольников

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка пере...

Самообразование «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»

План работы по самообразованиюСоставила: учитель-логопед  МДОУ №18 Тарасова И.Г.Тема: «Использование наглядного метода моделирования в коррекционной работе по развитию речи с дошкольниками»Цель: ...

Статья: "Использование методов театральной педагогики в работе по развитию речи у дошкольников"

Реализация ФГОС ДО в практике детских садов, поиски новых современных подходов к ресурсному обеспечению педагогической деятельности....

Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"

Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...

Презентация «Использование метода «Синквейн» в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию речи»

Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями...