«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игр с песком»
методическая разработка по логопедии

Бочарова Оксана Викторовна

Городской смотр методических разработок «Предупреждение дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №24»                                                                г. Ачинск Красноярского края, мкр. 1-й, стр. 53

ГОРОДСКОЙ СМОТР МЕТОДИЧЕСКИХ  РАЗРАБОТОК

«Предупреждение дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка

«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игр с песком»

Разработали:

Грибова Людмила Вячеславовна старший воспитатель

Бочарова Оксана Викторовна учитель-логопед

Инденок Ольга Александровна воспитатель

Одинаева Галина Анваровна воспитатель

 

Ачинск, 2022 год

Пояснительная записка

Дисграфия- расстройство развития навыка письма, связанное со снижением активности лобных долей, отвечающих за понимание правил русского языка и умение применить эти правила на практике, а так же с недоразвитием  зоны письма головного мозга, отвечающей непосредственно за письменную речь.

Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребенка на момент обучения были сформированы семь психических функций: программирование, регуляция и контроль, пространственное восприятие, зрительное восприятие, серийная организация движений и навыки переключения, слуховое восприятие, энергетическое обеспечение (подкорковые структуры). Несформированность того или иного компонента будет вызывать дефициты психической деятельности ребенка, которые в свою очередь будут отражаться в ошибках различных учебных навыков.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что трудность усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих с вязи с этим трудностей в поведении. Почему же так происходит? В последние годы значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи. Что характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве: звуковой стороны речи, фонематических процессов, либо лексико-грамматического строя.  При этом у детей с нормальным слухом и относительно с сохранным интеллектом  нарушение звуков произношения лексико-грамматического развития в устной речи находят отражение в письме.

Среди многообразия нарушений письма, часто встречающейся, является оптическая дисграфия( [от греч. optikos] – дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений). Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева ), отмечают у них плохую координацию, неточное выполнение сложных движений, снижение скорости и ловкости, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки.

Проявления дефицита переработки зрительно-пространственной  информации у школьника:  

  • смещение текста на листе;
  • письмо «мимо строк»; 
  • разный размер букв и их наклон;
  • зеркальное письмо;
  • пишет раздельно внутри слова;
  • пишет буквы необычным способом;
  • не запоминает словарные слова;
  • пишет слова слитно;
  • заменяет буквы на зрительно похожие или письменные на печатные;
  •  пропускает гласные буквы.

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и хорошо знакома дошкольнику, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и полнее раскрывают свои когнитивные возможности.

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений. С этой целью необходимо включать в занятия с детьми дошкольного возраста игры с песком. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы работы. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, и это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Игра с песком усиливает у ребенка желание узнавать что-то новое и работать самостоятельно.  

Цель - систематизировать упражнения по профилактике оптических нарушений с применением игр с песком.

Для профилактики оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической работы, которая включает следующие задачи:

1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

2. Расширение объема зрительной памяти.

3. Формирование пространственных и временных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией.

6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников  являются различные дидактические игры и упражнения с песком, включенные в НОД и логопедические занятия (подгрупповые, индивидуальные).

Категории участников: дети 5-7 лет.

         Данная работа включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - подбор игр и упражнений, способствующих профилактике оптической дисграфии.
  2. Основной этап-реализация мероприятий, направленных на профилактику оптической дисграфии.
  3. Заключительный этап-проверка эффективности профилактической работы (анализ полученных результатов).

Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (слева-справа, спереди-сзади, выше-ниже, дальше-ближе), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв.

Использование в работе игр данного пособия позволит педагогам провести эффективную профилактическую работу с детьми с ТНР.

Данное пособие предназначено  для педагогов и родителей.

           Рекомендуемая и использованная литература.

  1. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.
  3. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
  4.  Калиниченко С.А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – ж. «Дошкольная педагогика», №2, 2006.
  5. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению  ошибок чтения и письма у детей.- СПб., Стройлеспечать, 1995.
  6. Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г.Биробиджана. – Биробиджан, ОблИУУ, 2009.
  7. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№1.
  8. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005



Предварительный просмотр:

Приложение1

Игры с песком, как профилактика дисграфии

 у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи

Игра «Напиши на песке».

Цель: развитие зрительного внимания, фонематического восприятия, профилактика оптической дисграфии.

          Варианты игры:

 

- Ребенок печатает заданные буквы, слоги или слова, читает их.

- Взрослый предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое,  заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

- Взрослый пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают букву.

Игра «Нарисуй узор».                                                                                                        

Цель: развитие зрительного внимания, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, профилактика оптической дисграфии.          

Просим ребенка нарисовать пальцами  правой (левой) руки узор по образцу, данному взрослым.


               Игра «Что, где?».

Цель: развитие зрительного, пространственного восприятия, профилактика оптической дисграфии.

Рисуем на песке квадрат, а затем просим ребенка расположить правильно предмет относительно инструкции  (сверху, снизу, справа, слева, в центре, на, около, под).

 Игра  «Соедини».

Цель: развитие зрительного, пространственного восприятия, профилактика оптической дисграфии.

Взрослый рисует точки на поверхности песка, задача ребенка соединить пальцем линии по точкам без отрыва от песка.

Игра  «Нарисуй картинку пальцами»

Цель: развитие творческих способностей, фантазии детей, умения пальцами изображать задуманное, формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное, развитие мелкой моторики, развитие связной речи.

Взрослый предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы-художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальцы. Устраивается конкурс «песочных» картин. Взрослый преследует цель оречевления вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом.

Игра «Узнай букву».

  Цель: развитие зрительного и буквенного гнозиса.

           

            Засыпаем слоем песка элементы букв. Взрослый предлагает ребенку угадать, какие буквы лежат в песочнице по оставшимся элементам буквы.

            Игра «Какая буква?».

            Цель: развитие зрительного восприятия, речевого дыхания.

           

            В песке под небольшим слоем лежат карточки с написанными на них буквами. Предлагаем ребенку аккуратным сдуванием песка через трубочку с карточки  угадать по части всю букву.

            Игра «Зазеркалье».

            Цель: развитие зрительного, пространственного восприятия.

           

            Взрослый пишет на песке  буквы в зеркальном отображении и просит ребенка исправить ошибки.

            Игра «Расшифруй слово».

            Цель: развитие зрительного, пространственного восприятия, навыка звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия.

           

            Просим ребенка с помощью песка выложить нужное слово и дать характеристику каждому звуку в этом слове.

            Игра «Чего не стало?» 

            Цель: развитие зрительного восприятия, памяти,  закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа,  развитие связной речи, внимания, мелкой моторики.

           

           Перед ребенком выкладывается ряд картинок (2-5)  ( или предметов, букв). Затем засыпается песком. Ребенок должен назвать картинки и ,определив их место в ряду, расчистить с них песок.

           Игра «Раздели слово на слоги».                                                                                    

           Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики фонематического слуха, обогащение словарного запаса.                                                          

           Перед ребенком выкладываются картинки, их названия нужно разделить на слоги и провести на песке напротив картинок необходимое количество полосок (слогов). Затем картинки меняются местами, а ребенок должен вернуть их на место.

         Игра «Сколько слов в предложении?».

          Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия, мелкой моторики, зрительного восприятия.

       

          Взрослый произносит предложение, ребенок составляет его схему на песке.

         Игра «Отгадай загадку».

        Цель: развитие пространственного, зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики, связной речи.

         Ребенок лепит (выкладывает из песка) предмет, не показывая остальным, описывает его.  Можно усложнить задание: педагог задает направление, где должен находиться предмет (справа, слева, в правом верхнем углу и т.д.).

         Игра «Угадай звук» (по артикуляции)

         Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления, фонематического восприятия.

         Ребенок пишет на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводит анализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: Ш и С.  Положение губ: на Ш – рисуют кружок, на С – горизонтальный овал. Положение языка: на Ш – стрелка вверх, на С – стрелка вниз. Воздушная струя: на Ш – рисует волнистую линию (пар), на С - снежинка. И т.д.

        Игра «Подружи звуки».

        Цель: развитие зрительного, фонематического восприятия.

        На одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом – буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки – провести линию от одного к другому (сначала один идёт в гости к другому, затем другой – произношение и чтение   прямых и обратных слогов).

        Игра «Дорожки».

       Цель: автоматизация произношения изолированных звуков, развитие пространственного, зрительного восприятия.

       На песке устанавливается фигурка – символ звука (машина – для Р, кораблик для Л, змейка для Ш и т.д), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д), установленному в противоположном конце (в одном из углов) короба. Ребёнок называет направление , куда он будет двигаться (вправо, вниз, влево, вверх), ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.

            Игра  «Спрячь ручки»

           Цель:  развитие фонематического слуха, мелкой моторики, зрительного и пространственного восприятия.

            Взрослый произносит  звуки (слоги, слова), ребенок должен спрятать руки в песок, услышав заданный звук. 

               Другой вариант игры:  в коробе в разных местах разложены 2-5 картинок, предварительно назвав картинки и закопав их , ребенок должен спрятать руки в песке в том месте, где находится картинка с заданным звуком.

            Игра «Подбери слово» 

             Цель: развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, связной речи.

             Ребенок называет 2-5 картинок, затем прячет их в коробе. Взрослый описывает каждую картинку 2-3 прилагательными. Ребенок называет подходящую к ним картинку и произносит словосочетание полностью.

              Другой вариант игры: ребенок называет 2-5 картинок, затем взрослый называет 2-3 прилагательных к картинке, не согласуя их в роде. Ребенок должен исправить ошибки, назвать полностью словосочетание и закопать картинку.

 

 

Приложение 2

Игровая деятельность с детьми

F:\Дисграфия\IMG-297da41cd52558ef137424347912dbae-V.jpgF:\Дисграфия\IMG-86cac6088d231f014b579c6565e3c37f-V.jpg F:\Дисграфия\IMG-7a57543561f89b039471a15265732349-V.jpg

F:\Дисграфия\IMG-e562abac400615f5b16d5b922f935388-V.jpg  F:\Дисграфия\IMG-bcc4995509bbf5ba55d2fc028c876f1b-V.jpg C:\Users\User\Downloads\IMG-5d13e97b3d376779284e0a91ee40fe18-V.jpg

C:\Users\User\Downloads\IMG-9462a81abc17ee6716fa8bca6aa247aa-V.jpg C:\Users\User\Downloads\IMG-be9bf31167a7e84200051fddc0028e7e-V.jpg  C:\Users\User\Downloads\IMG-3a5b74a641e7e300f985aadb21f7646a-V.jpg

  C:\Users\User\Downloads\IMG-562cb0240f66a521ddb3997664bade9b-V.jpg C:\Users\User\Downloads\IMG-ce6893c7e2a7534c8a64118f40a4d647-V.jpg   C:\Users\User\Downloads\IMG-7be36e09581a21716eb34e7e0f352d4a-V.jpg

Космический пластичный песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-пространственная среда, великолепный материал для изобразительной  и речевой деятельности, экспериментирования, конструирования.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»

Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Среди детей с речевой патологией частым нарушением является нарушение слоговой структуры. Это может быть: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков; недо...

Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием наглядных моделей

Представлена система коррекционно-педагогической работы по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...

Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"

В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...