«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игр с песком»
методическая разработка по логопедии
Городской смотр методических разработок «Предупреждение дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_24_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 25.21 КБ |
disgrafiya_24_prilozhenie_disgrafiya.docx | 753.21 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24» г. Ачинск Красноярского края, мкр. 1-й, стр. 53
ГОРОДСКОЙ СМОТР МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«Предупреждение дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями»
Методическая разработка
«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игр с песком»
Разработали:
Грибова Людмила Вячеславовна старший воспитатель
Бочарова Оксана Викторовна учитель-логопед
Инденок Ольга Александровна воспитатель
Одинаева Галина Анваровна воспитатель
Ачинск, 2022 год
Пояснительная записка
Дисграфия- расстройство развития навыка письма, связанное со снижением активности лобных долей, отвечающих за понимание правил русского языка и умение применить эти правила на практике, а так же с недоразвитием зоны письма головного мозга, отвечающей непосредственно за письменную речь.
Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребенка на момент обучения были сформированы семь психических функций: программирование, регуляция и контроль, пространственное восприятие, зрительное восприятие, серийная организация движений и навыки переключения, слуховое восприятие, энергетическое обеспечение (подкорковые структуры). Несформированность того или иного компонента будет вызывать дефициты психической деятельности ребенка, которые в свою очередь будут отражаться в ошибках различных учебных навыков.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что трудность усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих с вязи с этим трудностей в поведении. Почему же так происходит? В последние годы значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи. Что характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве: звуковой стороны речи, фонематических процессов, либо лексико-грамматического строя. При этом у детей с нормальным слухом и относительно с сохранным интеллектом нарушение звуков произношения лексико-грамматического развития в устной речи находят отражение в письме.
Среди многообразия нарушений письма, часто встречающейся, является оптическая дисграфия( [от греч. optikos] – дисграфия, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений). Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв. Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева ), отмечают у них плохую координацию, неточное выполнение сложных движений, снижение скорости и ловкости, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки.
Проявления дефицита переработки зрительно-пространственной информации у школьника:
- смещение текста на листе;
- письмо «мимо строк»;
- разный размер букв и их наклон;
- зеркальное письмо;
- пишет раздельно внутри слова;
- пишет буквы необычным способом;
- не запоминает словарные слова;
- пишет слова слитно;
- заменяет буквы на зрительно похожие или письменные на печатные;
- пропускает гласные буквы.
Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и хорошо знакома дошкольнику, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и полнее раскрывают свои когнитивные возможности.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений. С этой целью необходимо включать в занятия с детьми дошкольного возраста игры с песком. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы работы. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, и это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Игра с песком усиливает у ребенка желание узнавать что-то новое и работать самостоятельно.
Цель - систематизировать упражнения по профилактике оптических нарушений с применением игр с песком.
Для профилактики оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической работы, которая включает следующие задачи:
1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
2. Расширение объема зрительной памяти.
3. Формирование пространственных и временных представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией.
6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников являются различные дидактические игры и упражнения с песком, включенные в НОД и логопедические занятия (подгрупповые, индивидуальные).
Категории участников: дети 5-7 лет.
Данная работа включает в себя несколько этапов:
- Подготовительный этап - подбор игр и упражнений, способствующих профилактике оптической дисграфии.
- Основной этап-реализация мероприятий, направленных на профилактику оптической дисграфии.
- Заключительный этап-проверка эффективности профилактической работы (анализ полученных результатов).
Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (слева-справа, спереди-сзади, выше-ниже, дальше-ближе), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв.
Использование в работе игр данного пособия позволит педагогам провести эффективную профилактическую работу с детьми с ТНР.
Данное пособие предназначено для педагогов и родителей.
Рекомендуемая и использованная литература.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
- Калиниченко С.А. Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – ж. «Дошкольная педагогика», №2, 2006.
- Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей.- СПб., Стройлеспечать, 1995.
- Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г.Биробиджана. – Биробиджан, ОблИУУ, 2009.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№1.
- Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
Предварительный просмотр:
Приложение1
Игры с песком, как профилактика дисграфии
у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
Игра «Напиши на песке».
Цель: развитие зрительного внимания, фонематического восприятия, профилактика оптической дисграфии.
Варианты игры:
- Ребенок печатает заданные буквы, слоги или слова, читает их.
- Взрослый предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое, заменив один звук (букву) (РАК-МАК).
- Взрослый пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают букву.
Игра «Нарисуй узор».
Цель: развитие зрительного внимания, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, профилактика оптической дисграфии.
Просим ребенка нарисовать пальцами правой (левой) руки узор по образцу, данному взрослым.
Игра «Что, где?».
Цель: развитие зрительного, пространственного восприятия, профилактика оптической дисграфии.
Рисуем на песке квадрат, а затем просим ребенка расположить правильно предмет относительно инструкции (сверху, снизу, справа, слева, в центре, на, около, под).
Игра «Соедини».
Цель: развитие зрительного, пространственного восприятия, профилактика оптической дисграфии.
Взрослый рисует точки на поверхности песка, задача ребенка соединить пальцем линии по точкам без отрыва от песка.
Игра «Нарисуй картинку пальцами»
Цель: развитие творческих способностей, фантазии детей, умения пальцами изображать задуманное, формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное, развитие мелкой моторики, развитие связной речи.
Взрослый предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы-художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальцы. Устраивается конкурс «песочных» картин. Взрослый преследует цель оречевления вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом.
Игра «Узнай букву».
Цель: развитие зрительного и буквенного гнозиса.
Засыпаем слоем песка элементы букв. Взрослый предлагает ребенку угадать, какие буквы лежат в песочнице по оставшимся элементам буквы.
Игра «Какая буква?».
Цель: развитие зрительного восприятия, речевого дыхания.
В песке под небольшим слоем лежат карточки с написанными на них буквами. Предлагаем ребенку аккуратным сдуванием песка через трубочку с карточки угадать по части всю букву.
Игра «Зазеркалье».
Цель: развитие зрительного, пространственного восприятия.
Взрослый пишет на песке буквы в зеркальном отображении и просит ребенка исправить ошибки.
Игра «Расшифруй слово».
Цель: развитие зрительного, пространственного восприятия, навыка звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия.
Просим ребенка с помощью песка выложить нужное слово и дать характеристику каждому звуку в этом слове.
Игра «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, развитие связной речи, внимания, мелкой моторики.
Перед ребенком выкладывается ряд картинок (2-5) ( или предметов, букв). Затем засыпается песком. Ребенок должен назвать картинки и ,определив их место в ряду, расчистить с них песок.
Игра «Раздели слово на слоги».
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики фонематического слуха, обогащение словарного запаса.
Перед ребенком выкладываются картинки, их названия нужно разделить на слоги и провести на песке напротив картинок необходимое количество полосок (слогов). Затем картинки меняются местами, а ребенок должен вернуть их на место.
Игра «Сколько слов в предложении?».
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия, мелкой моторики, зрительного восприятия.
Взрослый произносит предложение, ребенок составляет его схему на песке.
Игра «Отгадай загадку».
Цель: развитие пространственного, зрительного восприятия, мышления, мелкой моторики, связной речи.
Ребенок лепит (выкладывает из песка) предмет, не показывая остальным, описывает его. Можно усложнить задание: педагог задает направление, где должен находиться предмет (справа, слева, в правом верхнем углу и т.д.).
Игра «Угадай звук» (по артикуляции)
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления, фонематического восприятия.
Ребенок пишет на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводит анализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: Ш и С. Положение губ: на Ш – рисуют кружок, на С – горизонтальный овал. Положение языка: на Ш – стрелка вверх, на С – стрелка вниз. Воздушная струя: на Ш – рисует волнистую линию (пар), на С - снежинка. И т.д.
Игра «Подружи звуки».
Цель: развитие зрительного, фонематического восприятия.
На одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом – буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки – провести линию от одного к другому (сначала один идёт в гости к другому, затем другой – произношение и чтение прямых и обратных слогов).
Игра «Дорожки».
Цель: автоматизация произношения изолированных звуков, развитие пространственного, зрительного восприятия.
На песке устанавливается фигурка – символ звука (машина – для Р, кораблик для Л, змейка для Ш и т.д), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д), установленному в противоположном конце (в одном из углов) короба. Ребёнок называет направление , куда он будет двигаться (вправо, вниз, влево, вверх), ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.
Игра «Спрячь ручки»
Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики, зрительного и пространственного восприятия.
Взрослый произносит звуки (слоги, слова), ребенок должен спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
Другой вариант игры: в коробе в разных местах разложены 2-5 картинок, предварительно назвав картинки и закопав их , ребенок должен спрятать руки в песке в том месте, где находится картинка с заданным звуком.
Игра «Подбери слово»
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, связной речи.
Ребенок называет 2-5 картинок, затем прячет их в коробе. Взрослый описывает каждую картинку 2-3 прилагательными. Ребенок называет подходящую к ним картинку и произносит словосочетание полностью.
Другой вариант игры: ребенок называет 2-5 картинок, затем взрослый называет 2-3 прилагательных к картинке, не согласуя их в роде. Ребенок должен исправить ошибки, назвать полностью словосочетание и закопать картинку.
Приложение 2
Игровая деятельность с детьми
Космический пластичный песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно-пространственная среда, великолепный материал для изобразительной и речевой деятельности, экспериментирования, конструирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»
Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...
Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Среди детей с речевой патологией частым нарушением является нарушение слоговой структуры. Это может быть: недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков; недо...
Профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием наглядных моделей
Представлена система коррекционно-педагогической работы по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений...
Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"
В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
рецензия по теме «Особенности логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок»
ОТЗЫВрецензента о выпускной квалификационной работе(магистерской диссертации)...