Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 862 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Не сформированы временные представления Не сформированы пространственные представления Нарушения звукопроизношения Недоразвитие моторных и графомоторных навыков Трудности понимания и удержания инструкций Нарушение восприятия Низкий темп деятельности
Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи через развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Задачи: развитие графомоторной функции; развитие зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа, синтеза, представлений; развитие пространственных представлений; развитие оптико-пространственного анализа и синтеза; развитие мыслительных процессов; развитие мелкой моторики; развитие чувства ритма; воспитание сосредоточенности, усидчивости.
Методологическая основа: культурно-историческая концепция развития высших психических функций, возрастные новообразования (Л.С.Выготский); учение об интегративной деятельности головного мозга (П.К.Анохин, А.Р. Лурия); учение о психологических основах формирования письма и письменной речи (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин).
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений 3 этап Обучение детей моделированию предметно- пространственных построений 2 этап Привитие детям навыков полисенсорного восприятия предметов 4 этап Обучение ориентировки в пространстве с помощью схем 1 этап Создание четких представлений о своем теле и его симметричности Схема-план
Практические методы дидактические игры выполнение по образу Собственно практические упражнения прятанье и поиск имитация действий работа со схемой моделирование Игровые игровые проблемные ситуации Методы и п риемы загадки
Первый блок заданий развитие графомоторных навыков развитие чувства ритма развитие зрительно-пространствен-ной координации развитие координации руки и глаза развитие направленных движений руки
Игра «Кому что нужно» Цель: Формирование зрительно-моторных координации, способности зрительно воспринимать заданное направление и контролировать в соответствии с ним движение руки при проведении линий. Провести линии точно по дорожкам и узнать, кто кем будет (гусеница - бабочкой, яйцо - цыпленком, семечко -подсолнухом, Желудь - дубом, теленок - коровой).
Игра «Около дома» Задание: Используя рисунок дома и его фотографии, определить, кто какую фотографию сделал. Подробно объяснить свой выбор, рассказав, что изображено на каждой фотографии, как видят дом мама, мальчик и девочка .
Второй блок заданий развитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза
Игра «Чаепитие» Цель: закрепление умения определять направления и положения предметов в пространстве относительно друг друга. Задание: По схемам определить, кто из персонажей картины (девочка, кошка, ворона) видит стол в таком виде. Подробно пояснить свой выбор, составив рассказ-рассуждение .
Игра «Где чей домик» Цель. Развитие познавательной активности, внимания, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации; формирование знаний о жилищах животных. Определить, кто из этих животных попадёт в свой «Домик".
Третий блок заданий развитие логического мышления развитие зрительного внимания развитие зрительной памяти
Найди домики, в которых живут белочка и зайчик. Начинай свой путь от стрелки.
В каком доме живёт девочка? Нарисуй её путь глядя на схему.
Схема действий педагога и детей на занятии тема: «Зима» Аудиозапись шума ветра Переключение внимания, любопытство, сосредоточение на новом объекте Беседа о зиме Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов, рождение образа-представления), формирование мотивации Д/И «Где лежит снежинка» (Работа со схемами предлогов) Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование Д/и «Кто где спрятался», «Узнай по описанию» Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов Д/И «Зимующие, перелетные птицы», «Покормим птиц» Развитие логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики Результат (помощь лесу, зимующим птицам) Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом
Результативность Временные представления 75% Сформированы пространственные представления 87% Нарушения звукопроизношения 0 Недоразвитие моторных и графомоторных навыков 11 % Трудности понимания и удержания инструкций 23 % Нарушение восприятия 25% Низкий темп деятельности 27 %
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через совместную и самостоятельную деятельность
Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н...
Обобщение опыта по теме «Предупреждение дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня»
Если у ребенка есть отклонения в развитии фонематического восприятия, то у него будут затруднения в овладении чтением и письмом. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда он...

Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем"
Методическое пособие "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через ознакомление с родным краем" предназначено для воспитателе...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры
Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием игр с песком»
Городской смотр методических разработок «Предупреждение дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Развитие духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через малые формы фольклора
На современном этапе общества размылись истинные ценности, выделяют совершенно другие приоритеты, не похожие на те, что были раньше, они порождают новую культуру мышления, позволяющую формализовать (п...

Развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через малые формы фольклора
Проблема развития выразительности речи детей нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Лев Семёнович Выготский, Сергей Леонидович Рубинштейн) и педагогов (Анна Михайловна Леушина, Ф...
