Выступление на педагогическом мероприятии педагогов ДОУ на тему - «Создание мотивирующей образовательной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для достижения новых образовательных результатов, в контексте ФГОС ДО»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Камышенко Галина Юрьевна

Речевая среда – это совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии речи ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом  мероприятии  педагогов ДОУ на тему - «Создание мотивирующей образовательной развивающей  среды в дошкольном образовательном учреждении для достижения новых образовательных результатов, в контексте ФГОС ДО»

 Приказ №84 от 27.10.2021

МАДОУ Д/С «49», г. Сатка, Челябинской области

Речевая среда – это совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии речи ребёнка.

 Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью.

После года, когда  ребенок начинает активно использовать  в своей речи простые слова, начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладение грамматической структурой языка.

Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем-трем с половиной годам. Так, к этому времени он употребляет в своей речи все падежные формы, формы глаголов, сложные предложения с союзами.

В  дошкольном возрасте дети  начинают осознавать особенности своего произношения.  Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.
Также у детей на протяжении всего дошкольного развития активно формируется словарный состав речи.

Осваивая грамматические формы языка, постоянно пополняя словарный запас, ребенок постепенно переходит к контекстной связной речи. Он может спокойно передать свои впечатления, рассказать о событиях из своей жизни, пересказывать прочитанные сказки или рассказы, описывать картины и т. д.

Но еще одним не менее важным фактором развития речи является полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Конечно же, во многом успех правильного грамотного развития речи зависит от взрослого окружения ребенка. И это касается не только речевого этикета и общения, не допускающего грубости и бестактности. Здесь имеется в виду использование грамотного произношения слов.

Известно, что ребенок дошкольного возраста легко наследует неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы, вульгаризмы. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!

Вот несколько правил, помогающих организовать развивающую речевую среду для успешного формирования речи детей.

Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной.

Правило 2. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться! », «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку».

К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку».

Правило 4. Избегайте многословия.

Правило 5. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:
• сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
• затем вопросы, требующие размышления анализа
• в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.
Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.

Правило 6. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи, то есть правильное произношение слов и их употреблении.
Немного о произношении и ударении в русском языке.
Правильное произношение и ударение – свидетельство культурной, грамотной речи. Неправильное, нелитературное произношение некоторых слов сразу же обнаруживает низкий уровень речевой и общей культуры говорящего

Орфоэпические нормы подвижны – развиваются быстро, часто представляют сосуществование нескольких вариантов произношения и ударения

Кроме того, определенное влияние на устную речь оказывает просторечная стихия.

Ударение в русском языке динамическое (силовое, то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо).  Русское ударение характеризуется разноместностью (нахождение в разных слогах)  и подвижностью (это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь.

Культура речи воспитателя и родителя. А Вы допускаете эти ошибки?
Так все-таки: звОнит или звонИт? Ударение. Типичные ошибки.
1) Правильно говорить "звонЯт", "звонИт", "перезвонИт", "созвонИмся" и т. д.
- Сейчас позвонИм маме и все ей расскажем.
2) ТвОрог или творОг? Более корректным и традиционным считается ударение на втором слоге: «творОг». Правда, вполне допустимо и употребление в речи этого слова с ударением на первом слоге.
- Сегодня на завтрак у нас творОг со сметаной.
3) СвЁкла или свеклА? Здесь ответ однозначный: свЁкла. Чтобы научить этому правилу детей, придумали даже оригинальную «запоминалку»:
«Не ФеклА, а ФЁкла, на свеклА, а свЁкла».
4) ТортЫ или тОрты? В этом случае тоже раздумывать не приходится – конечно, тОрты! Для проверки используйте уменьшительно-ласкательное «тОртики». Это же правило относится и к слову бАнты, а не бантЫ.
- К празднику мамы испекли вкусные тОрты.
5) БаловАть или бАловать? В соответствии с правилами русского языка в слове «баловать» ударение должно ставиться на последний слог – «баловАть». Именно этот вариант произношения фиксируется словарями, как нормативный, литературный, единственно правильный. Произношение же «бАловать» с ударением на «а» в первом слоге помечается как не рекомендованное, ошибочное.
- Совсем мы тебя избаловАли!
6) КрасивЕе или красИвее? По версии орфографического словаря ударение в слове красИвее ставится на букву "И"
- Какое платье для куклы красИвее: красное или белое?
7) ПонялА или пОняла? Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:
отнЯть — Отнял — отнялА — Отняли;
понЯть — пОнял — понялА — пОняли;
начАть — нАчал — началА — нАчали.
- Я так и не понялА, что он хотел мне этим сказать.
8) По срЕдам или по средАм? Правильно: по средАм, если речь идет о дне недели; срЕдам, если среда — это окружение, обитание, присутствие или средой называется вещество, которое заполняет собой какое-либо пространство, например окружающая среда, социальная, воздушная, жидкая и т. д.
-По средАм у нас занятия по развитию речи.
12) ВключИт или вклЮчит? Правильно будет включИт. То есть ударение падает на окончание не только в данной форме, но и в других формах глагола включить.
- Сейчас Мария Ивановна включИт нам мультфильм.
«Одеть» или «надеть»? Вот в чём вопрос… Типичные ошибки в произношении.
1) Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то) :
- Одевать капризного ребёнка довольно сложно; В холода надеваю на него комбинезон.
2) «Ложат» или «кладут»? Здесь важно понимать, что выбирая, как правильно говорить – «ложат» или «кладут», надо отталкиваться от конкретного действия и слова, которое необходимо будет получить в результате. «Класть» используется только без приставки. Во всех остальных ситуациях корректнее будет взять корень -лож- и «собрать» слово
- Я кладу книгу на колени, но Я положил книгу на колени.
3) «Лягте» или «ляжьте»? Единственно правильной формой повелительного наклонения глагола «лежать» является «ляг» или «лягте».
- Лягте на кровать.
4) «Их» или «ихний». В русском литературном языке для обозначения принадлежности 3-му лицу во мн. числе используется личное местоимение в притяжательном значении в форме род. падежа - их:
- их книга, их обязанности.

Ребенок быстрее научится правильно говорить, если будет слышать вокруг себя правильную литературную речь взрослых




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы деятельности педагога по достижению нового образовательного результата обучающихся

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы: Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельно...

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов при моделировании системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Важнейшей основой полноценного социально – личностного развития ребенка является его положительное самоощущение. Необходимо способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям,...

Педагогическая копилка "Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи: новый формат отношений в контексте ФГОС ДО ""

Педагогическая копилка " Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи : новый формат отношений в контексте ФГОС ДО"...

Повышение квалификации "Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе новых педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС ООО и ФГОС НОО, ФГОС УО и ФГОС ОВЗ для достижения новых образовательных результатов».

https://sch1985.mskobr.ru/edu-news/2155Учителя и воспитатели нашей школы обучались на курсах повышения квалификации «Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе новых пе...

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...

Открытый показ театрализованного представления «Красная шапочка» в рамках методическая неделя «Повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов соответствующих современным технологиям через реализацию ФГОС ДОО»

Красная шапочкаРассказчикЛес дремучий сладко спитНа холмах подушки,Домик маленький стоитНа его опушке.В доме девочка живет,И поверьте, дети,Что прелестнее ееНет на целом свете.Из дома выходит Красная ...

Консультация для родителей о технологии «План-дело-анализ» как средства достижения новых образовательных результатов в МБДОУ

В консультации для родителей рассказывается о новой технологии "План-дело_анализ" в воспитании наших малышей, чтоб они вырасли умными, любознательными и учились с удовольствием....