Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста с ТНР
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Бернацкая Надежда Викторовна

Презентация о работе учителя- логопеда в компенсирующей группе МДОУ 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Детский сад № 2 «Ромашка» Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста с ТНР Подготовила: Учитель-логопед Бернацкая Н.В

Слайд 2

В основе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, лежит комплексный подход, который предполагает сочетание коррекционно-логопедической и лечебно-оздоровительной работы. Коррекционный процесс строится с учетом ведущего вида деятельности ребенка этого возраста - игры. Игровой сюжет, предъявление учебных или любых других задач в игровой форме, позволяют активизировать познавательную деятельность детей, сформировать у них положительную мотивацию, облегчают принятие ребенком учебной деятельности и обеспечивают оптимальные условия ее реализации. Особое место в логопедической работе с дошкольниками, имеющими ТНР, занимают дидактические игры, так как они тесным образом связаны с учебно-воспитательным и коррекционно-развивающим процессом. Дидактические игры преимущественно относятся к виду «игр с правилами». Образовательная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому обычно говорится о непроизвольном усвоении материала на занятии. Двойственный характер дидактической игры: - учебная направленность и игровая форма - повышает интерес ребенка, стимулирует и повышает эффективность овладения конкретным учебным материалом. сильное эмоциональное переживание в процессе игры и получение удовольствия от нее. Применение игровых приемов на логопедических занятиях обеспечивает создание комфортных условий для формирования у ребенка потребности в общении и познании окружающего мира.

Слайд 3

Цель применения дидактических игр - выявление эффективности применения разработанного комплекса дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха, автоматизацию звуков, на обучение детей составлению рассказа и пересказу . Дидактическая игра представляет собой многоаспектное, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Структура дидактических игр включает в себя такие элементы, как: игровой замысел, дидактическую задачу , игровое действие и правила. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре , ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Слайд 4

Виды дидактических игр Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: « Что растёт в саду, лесу, огороде ?», « Что сначала, что потом ?», « Что кому нужно?», «Лото », « Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось ?», « Найди и назови», «Магазин », « Чьи это детки », « Кто скорее соберет?» и др. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. « Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом », «Похож –не похож», »Кто больше заметит небылиц », « А что потом?», «Так бывает или нет?» и др. виды дидактических игр.

Слайд 5

Настольно-печатные игры: Настольно-печатные игры представляют наиболее многочисленную группу среди дидактических игр . Выбор игры обусловлен решением определенной развивающей задачи.

Слайд 6

Игры с предметами: Игры с предметами предполагают использование игрушек или реальных предметов. С помощью этих игр дошкольники знакомятся со свойствами и признаками предметов: цветом, величиной, формой, качеством . В процессе игры дети учатся сравнивать, обобщать, устанавливать последовательность действий , что, в свою очередь, способствует развитию логического мышления. К играм с предметами относятся также сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

Слайд 7

Словесные игры: Словесные игры предполагают активное использование речи в ходе выполнения игровых действий. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Слайд 8

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и слуха Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами , это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова. От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить ребёнок правильно, т .е. развитие звуковой стороны речи. Затем, при подготовке к школе, фонематический слух очень важно при обучении чтению , т .к. первоначально необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с составом слова. А если ребёнок неправильно слышит эти звуки?! Значит, он их неправильно произносит! Значит, он неправильно их будет выделять в словах! И значит, он будет в дальнейшем неправильно писать эти слова и будет неграмотным! Вот, какую важную роль играет фонематический слух!!! Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определённые звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать . Здесь представлены некоторые дидактические игры на развитие фонематического слуха, в которые можно поиграть с ребёнком. За этими играми можно не только весело и интересно скоротать время, но и провести это время с пользой!

Слайд 9

«Подбери слово к схеме» «Паровозик»

Слайд 10

«Четвертый лишний» Автоматизация звуков « Лабиринты » «Составь предложение»

Слайд 11

Лексико-грамматический строй речи «Сосчитай» «Чья мама?» « Чей хвост»

Слайд 12

Связная речь «Нелепицы» «Придумай сказку» «Составь рассказ»

Слайд 14

Приемы руководства игрой

Слайд 15

Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольников: * повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; * обеспечивается психологический комфорт; * дети запоминают большое количество речевого материала; * активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклор как средство развития речи дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Фольклор как средство развития речи дошкольного возраста"...

Дидактические игры для развития речи младший возраст

 Дидактические игр для развития речи подразделяются на три вида: - игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.);- настольные печатные игры;- словесные игры....

Развитие одаренности детей с помощью дидактических игр по развитию речи (старший возраст).

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное   значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться...

Картотека дидактических игр по развитию речи (младший возраст)

Картотека дидактических игр по развити речи...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

"Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольного возраста"

laquo;Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит...