Развитие лексической стороны речи у дошкольников
статья по логопедии

Мартыненко Лариса Владимировна

Развитие лексической стороны речи имеет большое значение для общего развития ребенка, является важным условием умственного  развития. Словарная работа в ДОУ направлена на создание лексической базы и занимает важное место в общей работе по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksicheskoy_storony_rechi_u_doshkolnikov.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексической стороны речи у дошкольников

Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова.

Работа над словом - это прежде всего работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.

Конечно, словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения.

В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Например, многозначное слово "игла" в значении "лист хвойного дерева" входит в семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д.

Закрепление знание детьми слов следует сначала в понимании (пассивный словарь)  и только затем в активной речи (активный словарь).

Работа над новым словом включает следующие этапы:

  • Связь звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий, различные игры).
  • Уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова.
  • Выделение семантических признаков слова.
  • Введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля.
  • Закрепление значения данного слова.

Указанная последовательность может видоизменяться.

Упражнения и игры, направленные на расширение активного и пассивного словаря детей:

  • «Радуга» (что в комнате красного цвета);
  • «Какой?» (назови, какой это предмет. Например: шапка (какая?) – тёплая, вязаная, синяя, маленькая, …);
  • «Волшебный мешочек» (один ребёнок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и описывает его, другие дети должны отгадать что это. Предметы, помещённые в мешочек, предварительно рассматриваются с детьми, описываются их качества);
  • «Что делает?» (назови как можно больше слов-действий (машина – едет, мчится, разгоняется, обгоняет, …);
  • «Скажи наоборот» (подбор слов – антонимов);
  • «Доскажи словечко» (взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая 3 варианта окончания фразы. (Например: ножи точат, чтобы они становились … (тупыми, кривыми, острыми)). Задание можно усложнить, не называя вариантов ответа);
  • «Нелепицы» (правильно ли я сказала: шубу носят летом, у кошки родились щенки, а у собаки котята);
  • «4-й лишний» (назови, что лишнее: машина, самолёт, бабочка, автобус. Почему?);
  • «Найди и отложи» (найди и отложи только посуду (предлагается ряд картинок двух или более категорий);
  • «Части предмета» (из каких частей состоит стул: спинка, ножки, сиденье);
  • «Для чего?» (Для чего нужен чайник – кипятить воду, тележка – перевозить предметы, …).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Картотека дидактических игр для развития лексической стороны речи дошкольников (формирование словаря)

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действие и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Под пассивным словарем поним...

Методическая разработка по теме" Развитие лексической стороны речи младших дошкольников в процессе ознакомления с материалами"

Данная методическая разработка представляет серию занятий для обогащения и активизации словаря младших дошкольников через ознакомление с различными материалами. Материал разработки может использоватьс...

Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи  (ОНР) неустанно растет.  Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...