РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СЕМЬЕ
консультация по логопедии

Остроумова Алевтина Николаевна

Консультация для родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_v_seme.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СЕМЬЕ

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе   развития связной речи недостаточно, обязательно должны подкрепляться занятиями с родителями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки. В результате к моменту поступления в школу некоторые дети не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

КАК ЖЕ МОГУТ РОДИТЕЛИ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЁНКУ

ОВЛАДЕТЬ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо, рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Так же, ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина" и пр. Можно предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры упражнений с детьми:

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?".

 Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Что мы будем делать завтра?

Упражнение "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция: Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, не связанные с общей темой.

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь —шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее". Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

 Игра "Фантазёры"

Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных

связей. Предложите ребёнку пофантазироватьи закончить предложение:

"Если на улице лужи, то...  (был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)",

"Если выпал снег, то...(можно кататься на санках, лепить снеговика,

играть в снежки),

"Если съесть много мороженого, то..."

Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам

пофантазировать и закончить его предложение.

Игра "Подбери словечко"

     Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать

прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом,

перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать

"свежий"…(воздух, огурец, хлеб, ветер);

"старый"…(дом, пень, человек, ботинок);

"свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);

"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);

"свежее"…(молоко, мясо, варенье);

"старое"…(кресло, сиденье, окно).

Игра "Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта.

Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинки.

1. С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

Хлеб мягкий, а сухарь …

НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЁНКОМ

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МНОЖЕСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

НЕМНОГО ТЕРПЕНИЯ И НАСТОЙЧИВОСТИ, НЕМНОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ И РОДИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ, — И ВАШ РЕБЁНОК ПРИДЁТ В ШКОЛУ

С ХОРОШО РАЗВИТОЙ РЕЧЬЮ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи в семье

Игры, направленные на развитие связной речи...

Развитие связной речи в семье

    Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.Она оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние детей, побуждает у детей фантазию, воображение, поэтому развива...

Консультация для родителей "Развитие связной речи в семье"

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей ...

Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье»

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Статья для родителей "Развитие связной речи в семье"

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Комплексное логопедическое занятие по развитию связной речи "Моя семья"

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».Цель: развитие связной речи.Программное содержание:1.     Обучать детей понимать содержание картины; учить детей ...