Моторный тренинг как одна из форм эффективных практик в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
статья по логопедии

Смирнова Наталья Алексеевна

Моторный  тренинг –  игровая форма организации моторного  праксиса  путем  системного  воздействия  на  общую, мелкую  и  артикуляционную  моторику, на  речь  и  формирование  нервно – психических  процессов  у  детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моторный  тренинг  как   одна  из  форм  эффективных  практик  в  профилактике  и  коррекции речевых   нарушений  у  дошкольников.

                                                                       «Здоровый    человек  - самое      драгоценное                                                          произведение  природы».

/Томас  Карлейль/.

    В  настоящее  время  профилактика   и  коррекция   речевых  нарушений  у  дошкольников является  одним  из  приоритетных  направлений  в  области  образования. Дети  с  речевой  патологией, имеющей  органическую  природу, отличаются   от  своих  сверстников по  показателям  физического  и  нервно – психического  развития.

Моторный  тренинг   нормализует  моторное  и  речевое  межанализаторное  взаимодействие, стимулирует  развитие  двигательного    аппарата, создает  оптимальные  условия  функционального  созревания  структур  головного  мозга, ответственных  за  развитие  высших  психических  функций.

Моторный  тренинг –  игровая форма организации моторного  праксиса  путем  системного  воздействия  на  общую, мелкую  и  артикуляционную  моторику, на  речь  и  формирование  нервно – психических  процессов  у  детей.

Технология моторного тренинга предусматривает трехуровневую модель развития речевого праксиса. В качестве теоретической основы использована теория Николая Александровича Бернштейна. В соответствии с этой  теорией двигательный анализатор имеет многоуровневую организацию, каждый этаж в «вертикальной» иерархии структурной организации головного мозга  выполняет определенные задачи в обеспечении того или  иного класса двигательных регуляций, что соответствует определенному уровню в схеме Бернштейна. Согласно этой теории, любой двигательный навык в процессе становления имеет   определенный ведущий уровень, обеспечивающий сознательный контроль выполняемых операций.

Цель:

Преодоление  речевых  нарушений  путем  развития  и  коррекции  неречевых и  речевых   психических  функций  и  в  конечном  итоге   социальная  адаптация  ребенка.

Задачи:

Коррекционные:  

IMG_20201203_153911.jpgформирование  подвижности  и  развитие  органов  артикуляционного  аппарата, выработка  правильного  речевого  дыхания  и  координированных  движений во  взаимосвязи   с  речью, активизация  психомоторики, коррекция  фонетической  стороны  речи, фонематического  слуха  и  восприятия.

Развивающие:

Развитие  психических  функций (слуховое и  зрительное  восприятие, внимание, память), формирование  двигательных  навыков  и  умений, ритма, пространственных  представлений, мелкой  и  речевой  моторики, развитие  точности, плавности  и  переключаемости  движений, расширение  лексического  запаса, повышение  речевой  активности.

Оздоровительные:

Развитие  дыхательной, моторной, сенсорной функций, профилактика  нарушений  зрения, воспитание  чувства  равновесия, стабилизация общего  тонуса  организма.

Воспитательные:

    Развитие  умения  перевоплощаться. Оптимизировать  эмоциональный  фон, формировать систему  устойчивых  отношений  к  окружающему  миру  и  самому  себе

Моторный  тренинг  базируется на  закономерностях  формирования  движений  в  онтогенезе:

  • От  общей  моторики к мелкой, позже артикуляционной;
  • От  общих  движений  тела  через  движения  мышц лица, далее  к  артикуляционным  движениям;
  • От  диффузных  движений  к  дифференцированным (изолированным, чистым, тонким  изолированным  движениям);

Средствами  моторного тренинга являются:

  • Двигательные упражнения - часто используются движения в игровой, образной форме, в определенном ритме.
  • Кинезиологические упражнения- упражнения для развития межполушарного взаимодействия (улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, нормализируют общую, мелкую, речевую моторику).
  • Логопедическая гимнастика – предполагает активную тренировку артикуляционного аппарата: челюсти, губ, языка, мягкого неба; практикуются игровые артикуляционные комплексы.
  • Дыхательная гимнастика – игры и упражнения для развития темпа и ритма дыхания.
  • Пальчиковая  гимнастика; игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму – упражнения прорабатываются постепенно, с помощью взрослого, а по мере усвоения текста и точности выполнения приемов массажа дети переходят к самостоятельному выполнению.
  • Релаксационные комплексы – используются специальные игры и упражнения на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных действий.
  • Речедвигательные  игры  и  упражнения.
  • Психогимнастические  игры.        
  • Су – Джок терапия, когда массаж металлическими колечками пальчиков и особенно кончиков пальцев оказывает оздоравливащее влияние на весь организм ребенка. Весь массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
  • массаж большого пальца повышает активность мозга;
  • массаж указательного пальца стимулирует желудок и     поджелудочную железу;
  • массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
  • массаж безымянного пальца стимулирует печень;
  • массаж мизинца способствует улучшению сердечной

       деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.  

В  работе  следует  опираться  на  ряд  методических  приемов, повышающих  проявление  двигательной  активности  артикуляционных  органов, мелкой  и  общей моторики, в числе  которых:

  • Применение  и  быстрая  смена  различных  исходных  положений;
  • Изменение  скорости  или  темпа  движений, введение  различных  ритмических  сочетаний, последовательности  элементов;
  • Смена  способов  выполнения  упражнений.

               

К методическим приемам  моторного тренинга относятся: показ упражнений, сопряженное,  сопряженно – отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом  речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Моторный тренинг проводится один раз в неделю продолжительностью 25 – 30 минут.

Процесс складывается из трех этапов: разминка, основная часть, заключительная часть. Содержание варьируется, постепенно усложняется, а положительным результатом являются качественно и с увлечением выполненные упражнения детьми  и  положительные результаты коррекции речи.

                               Литература

1.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966.

2.Буденная  Т.В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство – Пресс, 1999.

3.Волкова Г.А.  Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение.1985.

4. Верясова Т.В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей: Учебное пособие. Екатеринбург,2000.

5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- СПб.: М и М, 1998.

6. Мухина А.Я. Речедвигательная  ритмика. – М., 2008.

7. Психогимнастика в тренинге / под рук. Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1999.

8. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин.- СПб., 1997.

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.

10. Коноваленко С.В.,  Кременецкая М.И.  Развитие  психофизиологической  базы  речи  у  детей  дошкольного возраста с нарушениями  развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.

           

                                                                                           

                                                                           

                                                                                                                               Приложение

                           Примерные   игровые  комплексы        

     «Кулак – ладонь».

Вот – ладошка, вот – кулак!

Все  быстрее  делай так.

Обе  ладони  лежат  на  столе  или  на  коленях  ладонями  вниз, одна  сжата  в  кулак.  Разжать  кулак, другую ладонь одновременно  сжать  в  кулак. Поменять  руки. Движения  должны  ускоряться. При  этом  нужно  следить  за  тем, чтобы  сжатия – разжатия производились  попеременно.

«Кулак – ребро – ладонь».

Ладони  лежат  на  столе  или  на коленях. Сменять  последовательно   три  положения  руки: ладонь  сжимают  в  кулак, ладонь  ставят  на  ребро, ладонь  кладут  на  стол (колено).

Жили (кулак)  были (ребро)  зайчики (ладонь)

На (кулак) лесной  (ребро)  опушке (ладонь).

Жили (кулак) были  (ребро) зайчики (ладонь)

В (кулак)  беленькой  (ребро)  избушке (ладонь).

Мыли (кулак)  свои  (ребро) ушки (ладонь),

Мыли (кулак)  свои  (ребро)  лапочки (ладонь).

Наряжались  зайчики (кулак) -

Надевали   (ребро) тапочки  (ладонь).

Упражнения  для  равзвития   мимико – артикуляторных  мышц.

Обезьянка  корчит  рожи….  На кого  она  похожа?

И.п.: голова  прямо, мышцы  лица  расслаблены.  Движения  выполняются  на  счет «раз – два».

  • Поднять  брови  вверх – расслабить  мышцы.
  • Нахмурить  брови – расслабить  мышцы.
  • Спокойно  закрыть  и  открыть  глаза.
  • Прищурить  и  открыть  глаза.
  • Поочередно  закрывать  и  открывать  глаза.
  • С силой  зажмурить  и  открыть  глаза.
  • Поочередно  закрывать  и  открывать  глаза.
  • Одновременно  оскалить  зубы  и  наморщить  лоб - расслабить  мышцы.

Динамическая   игра « Чики – чики  птички».

 Дети стоят свободно. Текст напевают на любой мотив с одновременным выполнением движений.

Чики – чики птички  (бегут, машут крыльями)

Веселые синички.

Пролетали мимо,

Почесали спину.      (наклоняются, почесываю спинку)  

Перышки помяли         (гладят попеременно руки)   

      «Здравствуйте!» - сказали   (наклоняются вперед)

       Хвостики кружили       (кружатся)

  Друг с другом не дружили ..  Ай- я …( качают головами) 

 А на крышу сели           (приседают)

 Песенку запели:

«Чики – чики – чики – чик!»

      Их услышал трубочист.  (медленно поднимаются) 

Вылез из трубы  Черныш,  (поднимают руки вверх) 

Закричал на птичек: «Кыш!» ( машут руками)

  • Мы в строю шагаем браво,

Мы науки познаем.

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Ох, наука нелегка (дети четко произносят слова и показывают движения).

  • Правая – вверх, левая – вверх,

В стороны – накрест, в стороны – вниз (под музыку повторить 2 раза).

  • На одной ноге постой-ка

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее, подними,

Да гляди, не упади!

(дети разводят руки в стороны, стоя на одной ноге)

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

  • Руки вверх ты подними.

сильно, сильно напряги.

Кисти рук встряхнули так,

Будто плещется вода….

  • Правая рука –  и левая нога,

Левая рука  –  и правая нога.

  • «Петушки»:

Вместе правая рука и левая нога,

Согнутая в колене   (раз),

Вместе левая рука и правая нога,

Согнутая в колене   (два).

  • Руки ты под счет сжимай, 1-2-3-4-1-2-3-4

И тихонько опускай.

Игра  на  дыхание «Ванька – Встанька».

Ванька – Встанька,            

Ванька -  Встанька !                

Приседай – ка, приседай –ка,  (выполняют полуприседания).

Непослушный, ишь какой,     (грозят  указательным  пальцем)

Мы  подружимся  с  тобой!   (упражнение  на  дыхание: дети  разводят  руки в  стороны – вдох  носом, обнимают  плечи  -  выдох  ртом -  повторить 2 раза).

Пальчиковая  игра «Вьюшки».

Вьюшки,   вьюшки,  (вращают  кулачками  у  груди)

Вьюшки  вью.

Колотушки  колочу.  ( руки  вытянуты  вперед, стучат  кулачками)

Приколачиваю,         (руки  согнуты  в  локтях  у  груди;  постукивают

Заколачиваю…            кулачками,  меняя  руки)

Тук – тук – тук,    (элементы  самомассажа:

Тук – тук – тук,   постукивают  кулачком  правой  руки  по  ладошке левой)

Молоток  мой  лучший  друг.

Тук – тук – тук,

Тук – тук – тук,  (постукивают кулачком  левой  руки  по  ладошке  правой).

Молоток  мой  лучший  друг!

Встреча  (пальчиковая  игра). Развернуть  пальцы  рук  и  поочередно  прикасаться  кончиками  одноименных  пальцев  на  каждую  строчку:

Повстречались  два  котенка: «Мяу – мяу!»,

Два  щенка: «Гав гав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два  козленка: «Ме - е-е!»,

Два теленка: « Му-у-у!» -

Рога  покажу!  ( второй  и  пятый  пальцы  выпрямлены, остальные  собраны  в  кулак).  

Комплексы   коррекционно  - развивающих  упражнений  для совершенствования  всех  видов  координации  движений, телесной  и  

  пространственной  ориентации.

Комплексная  разминка  для младшей  группы.

Дыхательное упражнение «Ракета».

И.п. – стоя.

Глубокий  вдох  через  нос, руки  медленно поднять  через стороны  вверх, ладони  свести  вместе, плотно  прижав  друг  к  другу, потянуться  вверх, задержав  дыхание. Медленный  глубокий  выдох  со  звуком  А, руки  в  такт  выдоху  опускаются  вниз  через  стороны.    Выполняется  1 раз.

Упражнение «Болтушка».

И.п. -  стоя, рот широко раскрыт, прямые  руки  подняты  вверх.

Одновременно с движениями  широкого  мягкого  языка  вперед – назад  двигаются  вперед – назад мягкие, расслабленные  кисти  рук (локти  не сгибать).   5-10 сек.

Упражнение для  глаз «Право – лево».

И.п. – стоя, руки  в  стороны.

Не поворачивая  голову, посмотреть  на  пальцы  правой  руки, затем – левой.

Выполняется  по  3  раза  в каждую  сторону.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Улыбка».

И.п. – стоя, руки  согнуты  в  локтях и  выставлены  перед грудью  ладонями  вперед, губы  и  зубы  сомкнуты.

Растянуть  разомкнутые  губы, одновременно  развести  руки  в  стороны и произнести  длительно, протяжно  звук  И. Выполняется   5 раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Трубочка».

И.п. – стоя, губы  и  зубы  сомкнуты, руки  согнуты  в  локтях  и  выставлены  преред  грудью  ладонями  вперед.

Длительно  и  протяжно  произнести  звук У, вытягивая  губы  вперед  «трубочкой», при  этом  ладони  соединяются  перед  грудью, локти  разводятся  в  стороны. Выполняется  5  раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Щелканье».

И.п. – стоя, прямые  руки подняты  вверх над  головой.

По команде  одновременно  с цоканьем  языка  сжимаются  и  разжимаются  кулаки обеих рук одновременно.   Выполняется  5-10  раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  « Коготки».

И.п. – стоя, руки  согнуты в локтях и выставлены перед  грудью  ладонями  вперед. Губы  растянуты  в  улыбке.

По  команде  сильное  полусгибание  и  разгибание  пальцев.  5-10 сек.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Толстый хомяк».

И.п. – стоя, ноги  вместе, руки  опущены  вдоль  тела.

Прямые  руки  вытянуть  в стороны, пальцы  при  этом разведены  с  силой. Ноги  раздвинуть  прыжком  на  ширину  плеч, щеки  надуть (3-5 сек.). Вернуться  в  и.п. Выполняется  5 раз.

Упражнение «Болтушка».

Игра «Хлоп – топ».

И.п. – стоя.

Услышав  звук  бубна, хлопнуть  в  ладоши, а услышав свисток- топнуть  ногой.   3-5 раз.

Релакс – минутка.

И.п.- лежа. Педагог  тихим  голосом подает инструкцию: «Представьте, что  вы  лежите на солнышке, дует теплый  ветерок, тихо шуршат над головой  листья деревьев. По небу  плывут  пушистые  облака. (Пауза 2 мин.). Откройте  глаза и медленно встаньте. Сделайте  медленный  плавный вдох через стороны вверх, с силой потянитесь, выдохните с силой со звуком А.

Комплексная  разминка   для   средней   группы.

Дыхательое упражнение «Ракета».

И.п. – стоя.

Глубокий  вдох  через  нос, руки  медленно поднять  через стороны  вверх, ладони  свести  вместе, плотно  прижав  друг  к  другу, потянуться  вверх, задержав  дыхание. Медленный  глубокий  выдох  со  звуком  У, руки  в  такт  выдоху  опускаются  вниз  через  стороны.    Выполняется  1 раз.

Упражнение «Болтушка».

И.п. -  стоя, рот широко раскрыт, прямые  руки  подняты  вверх.

Одновременно с движениями  широкого  мягкого  языка  вперед – назад  двигаются  вперед – назад мягкие, расслабленные  кисти  рук (локти  не сгибать).   5-10 сек.

Выполняется  по  3  раза  в каждую  сторону.

Упражнение «Улыбка» - «Трубочка»

И.п. – стоя, руки  согнуты  в  локтях и  выставлены  перед грудью  ладонями  вперед, губы  и  зубы  сомкнуты.

Растянуть  разомкнутые  губы, одновременно  развести  руки  в  стороны. Молча  вытянуть  губы  вперед «трубочкой», при  этом  ладони  соединяются  перед  грудью, локти  разводятся  в  стороны. Выполняется  5 раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Окно».

И.п. – стоя, рот закрыт, руки  согнуты  в  локтях, пальцы  сжаты  в  кулаки.

Рот  беззвучно  широко  открывается, кулаки  разжимаются, пальцы  разводятся  с  силой. Закрывается  рот, пальцы  при  этом  сжимаются  в  кулаки. Выполняется  5-7 с.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Качели  маленькие»

  И.п. – стоя,  руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью, кисти напряжены, пальцы  плотно  прижаты  друг  к  другу, рот  широко  раскрыт.

Выполняя  движения  высунутым  языком  вверх – вниз, двигают  кистями  рук также вверх – вниз. Движения  языка  и  рук  сопровождаются  синхронными  движениями  глаз, голова  при  этом  неподвижна.   Выполняется  5 раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Щелканье».

И.п. – стоя, прямые  руки подняты  вверх над  головой.

По команде  одновременно  с цоканьем  языка  сжимаются  и  разжимаются  кулаки обеих рук одновременно, затем  поочередно  то  правой, то  левой  руки. Выполняется 5-10  раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Ножницы»

И.п. – стоя.

  По  команде «Вверх; в  стороны; вниз» изменяют  положение  рук, разводя  при  этом пальцы  в  стороны  и  сводя  их  вместе.  Выполняется  5-10 сек.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Ножницы».

И.п. – стоя, руки  разведены  в стороны на  уровне  плеч, губы  растянуты  в  улыбку.

Покусывание  кончика  широкого  языка, кулаки  правой  и  левой рук  поочередно  сжимаются  и разжимаются  в  такт  движениям  челюстей.  Выполняется 10 сек.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Толстый хомяк» - «Худой  хомяк».

И.п. – стоя, ноги  вместе, руки  опущены  вдоль  тела.

Прямые  руки  вытянуть  в стороны, пальцы  при  этом разведены  с  силой, щеки  надуть (3-5 сек.). Обнять  себя  за  плечи, втянув  щеки  (3-5 с.). Выполняется  5 раз.

Упражнение «Болтушка».

Игра «Хлоп – топ».

И. п. – стоя. Услышав звук А, хлопнуть в  ладоши, на  звук И- топнуть  ногой.

Упражнение на  релаксацию.

                       

                              Комплексная  разминка   для  старшей  группы.

1. Дыхательные  упражнения:

-   «Ракета» :  вдох через нос, руки медленно поднять  через стороны вверх, ладони  свести  вместе, плотно  прижав  друг  к  другу; медленный  глубокий  выдох со  звуком А, руки  в  такт  выдоху  опускаются  вниз  через  стороны;    1 раз.

-  «Обнимашки»:  вдох через нос, обняли  себя  за  плечи, задержали  дыхание; выдох –  медленный  глубокий  выдох  со  звуком О.   1 раз.

2.  « Болтушка». И.п. -  стоя, рот широко раскрыт, прямые  руки  подняты  вверх.

Одновременно с движениями  широкого  мягкого  языка  вперед – назад  двигаются  вперед – назад мягкие, расслабленные  кисти  рук (локти  не сгибать).  6  сек.

3. Упражнения  для  губ:

-  «Улыбка»:  руки  в  стороны, большой и указательный пальцы  соединяются;

-  «Трубочка»:  ладони  перед  грудью  соединены;

-  « Рупор»:  все  пальцы соединяются, делая шар;

-  «Окно»:  руки  вверху образуют круг. 3 раза  

4.   « Болтушка».

5.  «Качели большие»: И.п. – стоя, ноги на ширине  плеч, прямые  руки  вытянуть  вперед, Выполняя  движения  высунутым  языком  вверх – вниз, двигают  кистями  рук вверх – вниз.    

    «Качели  маленькие»: руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью. Движение  языка   вверх – вниз внутри  полости рта; язык  упирается то в верхние, то в нижние зубы.  6 раз.

6. «Болтушка».

7.  «Часы  большие»: И.п. – стоя, прямые  руки  вытянуты  перед  грудью ладонями  вперед, пальцы  прижаты  друг  к  другу. Движение  языка снаружи  полости  рта с одновременными  движениями  кистей  рук и глаз вправо – влево. 6 раз.  

     «Часы  маленькие»:  руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью ладонями  вперед, пальцы прижаты  друг  к  другу, рот  широко открыт; движение  языка  внутри  полости  рта вправо – влево (язык  поочередно  упирается  то  в  левую, то  в правую щеку) с  одновременным  движением  кистей  рук  вправо - влево.   6 раз.

8.  «Болтушка».  

9.  «Накажем непослушный  язык»: И.п. – стоя, руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью, большой  палец  соединен  с  остальными; продвигаем  руки  вперед,  сжимая  и  разжимая пальцы  в  такт  движениям  челюстей.  10 сек.

10.  «Болтушка».

11.  «Толстый  хомяк» – «Худой  хомяк»: И.п. – стоя, ноги  вместе, руки  опущены  вдоль тела. Руки в стороны, пальцы  при  этом разведены  с силой, ноги  раздвинуть  прыжком на  ширину  плеч, щеки  надуть (3-5 сек). Обнять  себя  за  плечи, втянув  щеки, соединить  ноги  прыжком (3-5 сек.).   6 раз.

12.  «Болтушка».

13.  «Запасливый  хомяк»:  и.п. - руки  на  животе, язык лежит  на  нижней  губе; правую  ногу  и  руку  отставить в  правую  сторону, надуть  правую щеку ( 3-5 сек.), левая  рука  на  животе; левую ногу  и  руку  отставить  в левую  сторону, надуть  левую  щеку ( 3-5 сек), правая  рука  на  животе.   6 раз.  

14.  «Болтушка».

15.  «Змея»: И.П. – стоя, руки  согнуты  в локтях, кисти  охватывают  параллельные плечевые  суставы, рот  закрыт, веки  опущены, язык  лежит  свободно. На сигнал «Раз» -  руки  и язык  резко выбрасываются вперед, пальцы  сжимаются  в  щепотки, глаза  широко  открываются. Затем  руки  медленно  сгибаются  и  возвращаются  на  плечи, язык  медленно  расслабляется   и  возвращается  на  место, глаза  закрываются.   6 раз.  

16. « Болтушка».  

17.  «Щелканье»: И.п. – стоя, прямые  руки  вытянуты  вперед.  По  команде  одновременно  с  цоканьем  языка  сжимаются  и  разжимаются   сначала  кулаки  обеих  рук  одновременно, затем  поочередно  то  правой, то  левой  руки.  10 раз.

18.    «Болтушка».

19.  Для  глаз. «Мы  снежинки  увидали, со  снежинками  играли.

                         Снежинки  вправо  полетели - дети  вправо  посмотрели,

                          Снежинки  влево  полетели - дети  влево  посмотрели.

                          Ветер  вверх  их  поднимал  и  на  землю  опускал.»

20.    «Болтушка».

21.  Упражнение на  релаксацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...