Роль семьи в автоматизации поставленных звуков
статья по логопедии (подготовительная группа)

Пестерева Татьяна Юрьевна

Познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

В логопедии не бывает волшебства. Все процессы, связанные с постановкой и автоматизацией звуков идут в определенном темпе и последовательности.

Что же на самом деле происходит при постановке и автоматизации звуков? Процесс этот сложный, со многими детьми очень долгий. И, самое главное: этот процесс, как ни странно, усложняют сами же родители своим нежеланием в нем участвовать.

После постановки звука (иногда сложной и долгой) наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка каждый новый звук проходит этот этап: «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - упс! Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация

идет дольше.

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Автоматизация изолированного звука

Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»).

«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.

Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение педагогом этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес этот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их».

Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий –

так устроен человеческий мозг.


Автоматизация звука в слогах

После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах.


 Автоматизация звука в словах

Очень сложный этап в формировании правильного произношения. В каждом произносимом слове ребенок сталкивается с тем, что ему привычнее сказать свой обычный неправильный звук, а мы просим его «Скажи правильно». Сказать правильно нужно во всех словах, назвать правильно картинки и т.д. На этом этапе очень необходима помощь родителей. Слова нужно повторять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Чтобы у ребенка формировался новый стереотип: «Этот звук нужно правильно говорить везде, в любых условиях и не только с логопедом».

Остальные этапы автоматизации звука в речи проходят также сложно для ребенка. И чем чаще ребенку предлагают: «Скажи слово правильно», тем лучше правильный звук автоматизируется в речи. Для более интересного этапа автоматизации звука в словах, в словосочетаниях, в предложениях используют различные игры.

Автоматизация звука в самостоятельной речи

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо

соблюдать некоторые правила.

Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать.

Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения. Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя некоторое время ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.

Звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом.

Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы. Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог - как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык».

Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.

На первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять ребенку произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Поэтому так важно, чтобы ребенок выполнял задания вместе с родителем.

Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

                        Роль семьи в автоматизации поставленных звуков...

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка...

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

Консультация для родителей о роли семьи в автоматизации поставленных логопедом звуках....

"Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"

Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Почему родителями, а не логопедом? Не надо думать, что...

Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков велика, поскольку большее количество времени ребенок проводит дома, в окружении близких....

«Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка»

Уважаемые родители!   Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете лого...

Консультация для родителей "Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная...