статья на тему:Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе на примере заикания
статья по логопедии

Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период (до 1,5 лет) - до оформления самостоятельной речи и период оформления самостоятельной речи (1,5-2 года) [7].

В период новорожденности у ребенка наблюдается нечленораздельные, безусловнорефлекторные крики, выражающие его элементарные эмоциональные состояния, связанные с голодом, болевыми ощущениями и любыми раздражающими факторами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе  на примере заикания

Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период (до 1,5 лет) - до оформления самостоятельной речи и период оформления самостоятельной речи (1,5-2 года) [7].

В период новорожденности у ребенка наблюдается нечленораздельные, безусловнорефлекторные крики, выражающие его элементарные эмоциональные состояния, связанные с голодом, болевыми ощущениями и любыми раздражающими факторами.

Первый этап подготовительного периода развития речи (первое полугодие начинается с появления у ребенка эмоционального общения с взрослым, которое является ведущей деятельностью младенческого возраста, исходным и центральным моментом развития ребенка.

Доречевой период, в котором выделяются этапы младенческого крика, гуления и первый этап лепета, связан с филогенетической памятью речевой функциональной системы и осуществляется благодаря врожденным программам центральной нервной системы.

К концу первого, в начале второго месяца жизни у ребенка возникает слуховое  сосредоточение  на  звук  голоса  взрослого.   Отмечается,  что шепот вызывает более устойчивое и длительное сосредоточение, чем более громкие речевые и неречевые сигналы. Со второго месяца возникает зрительное сосредоточение на лице взрослого. К третьему месяцу эта ориентировочная реакция приобретает характер поиска лица говорящего. С этого момента зрительное и слуховое сосредоточение начинают синергически взаимодействовать, таким образом, на данном- этапе подготавливается сенсорная сторона речи, ее восприятие и понимание.

Голосовые реакции в составе «комплекса оживления» появляются позже (на третьем месяце жизни), что отражает общую закономерность в соотношении сенсорной и моторной сфер ребенка, т.е. развитие сенсорных функций опережает развитие моторных, обуславливая этим возможности развития моторных функций в процессе воспитания и обучения ребенка взрослым.

Возникающие у ребенка голосовые реакции начинают интенсивно развиваться и усложняться. Сначала ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье); затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки, не связанные с беспокойством или неудовлетворением (гуление), воспроизводящие преимущественно интонационную сторону речи взрослых. Такие реакции ребенка рассматриваются как активные действенные формы ориентировки, характеризующие попытки ребенка смоделировать определенные стороны речевых высказываний взрослого: сначала интонационную, затем ритмическую, а позже звуковую.

Дословесный период является своего рода подготовительным к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого слова. Особенно дети восприимчивы к просодической стороне языка, так как она связана напрямую с эмоционально-экспрессивным аепектом речи, являющимся ведущим в данный период развития звуковой стороны речи. Просодика координирует эмоции, на них и ориентируется ребенок.  Чрезвычайно восприимчивы дети первого года жизни к ритму звучащей речи. В самых ранних речевых проявлениях у детей наблюдается ритмическая повторность. М.М. Кольцова отмечает, что ритмическое взмахивание руками сочетается у ребенка с выкрикиванием какого - либо звука в ритме этих движений. Интонация представляет собой элементарное средство выражения эмоциональных состояний. Данная активность ребенка приводит к тому, что к 4 месяцам ребенок все более адекватно начинает дифференцировать высказывания взрослого по характеру интонации и по-разному реагировать на нее. С этого времени интонация получает и длительное время удерживает семантическую функцию Н.Х.Швачкин установил, что ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация - в 4-6 мес., ритм - в 6-12 мес, и звуковой состав слова - после года [8].

В возрасте 4-6 месяцев ребенок переходит к лепету - следующему шагу в овладении физической стороной устной речи, для которого характерны более устойчивая локализация и артикуляционная стабильность звуков, объединение слогов в отрезки через их интонационное и ритмическое оформление. К 6 месяцам значимую семантическую функцию получает ритм, также возрастает ритмическая организация самостоятельных высказываний ребенка.

Во втором полугодии жизни ребенка (II этап подготовительного периода развития речи) происходит дальнейшее развитие лепета и возникает ситуативная пассивная речь, для выражения своих состояний ребенок все более широко применяет «псевдослова», т.е. лепет получает сигнальную функцию. Появление «псевдослов», которые представляют собой замкнутую послёдовательность слогов, объединенных мелодикой, единством артикуляторного уклада и, как правило, ударением на первом слоге, свидетельствуют о качественном скачке в речевом развитии ребенка и также связано с ритмическими движениями. Ребенок, издавая звуки и слоги, взмахивает руками или подпрыгивает. Поскольку овладение звуком требует развития слуховой и артикуляторной сфер ребенка, то только к 8-9 месяцам дети становятся способными произносить звуки и слоги, а затем и слова по образцу, заданному взрослым. Все это к 10-11 месяцам обеспечивает постепенное становление у ребенка предметной отнесенности речевых реакций.

Исследователи, занимающиеся изучением становления интонации у детей, указывают на то, что из всех компонентов звуковой стороны языка ребенок первой устанавливает именно интонацию, а потом уже сегментный состав языка. Этот факт отмечают как исследователи перцептивного развития ребенка (М.М. Колыдова, В.А. Артемов), так и активного усвоения языка (Р.В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Ковшиков, Н.И. Лепская). Исследуя восприятие детьми речи взрослых, М.М. Кольцова выделяет период в жизни детей 10-11 месяцев, когда интонация взрослого является наиболее важным фактором, влияющим на реакцию ребенка [5].

Таким образом, на протяжении младенчества взрослый постоянно предоставляет ребенку образцы речевых высказываний (эталоны). По мере развития ребенка, в соответстйии с его потребностямй, определяемыми конкретными видами деятельности (ведущей деятельностью) и формами общения ребенка со взрослым, а также в соответствий с его реальными возможностями у ребенка формируются и развиваются ориентировки на соответствующие стороны речевой деятельңости (интонация, ритм, звук, звукосочетание) как физические раздражители.

Известно, что интонация является элементом звуковой системы языка, а также служит для отражения эмоционального состояния говорящего.

Активное овладение интонационной системой языка, рассматривается в работах Р.В. Тонковой-Ямпольской. Анализируя звуковую активность детей с рождения до 5 лет, она утверждает, что становление интонации начинается с крика, и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования [5].

Это мнение подтверждают исследования В.А. Ковшикова (1983). Им установлено, что основные типы интонации оказываются сформированными уже в довербальный период усвоения языка[5].

Интересные результаты исследования интонации Н.И. Лепской. Она утверждает, что интонация появляется в возрасте 1,4-1,6 лет и в течение полугода является основной детской коммуникацией. Указываются возрастные границы появления некоторых типов интонаций.

И.В. Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2 до 5 лет. Автор изучает появление интонационных конструкций (по классификации Е.А. Брызгуновой 1963,1976) на различных возрастных этапах, указывая происхождение «взрослых» контуров из специально выделенных промежуточно «детских», которые, в свою очередь, образуются путем «сужения» многообразия экспрессивных интонаций[3].

Т.Л. Фридман (1996), изучая интонационную систему детей и определяя последовательность появления разных типов эмоциональных интонаций у детей 2-3 лет, показал, что развитие интонационных конструкций происходит подобно компонентам языка - не через сужение многообразия интонаций и сведения их к языковой норме, а от недифференцированных проявлений, путем постепенного разграничения функций и средотв выражения к разветвленной структуре[9].

К школьному возрасту при своевременном развитии речи дети правильно произносят в слове ударные и безударные слоги, но по заданию выделить их пока не умеют. Интуитивная способноҫть произносить ударные и безударные слоги является базой для развития умения ставить логическое ударение в предложении, что, в свою очередь, предполагает правильное интонирование. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания.

Таким образом, разные компоненты  интонации  усваиваются  детьми с неодинаковой скоростью. Наиболее долгий путь становления проходит темпоралъный и динамический компоненты. Относителъно нормативное функционирование мелодического компонента в речи детей дает основание для представления о формировании интонационной системы у детей к возрасту одного года. Многокомпонентность интонации, важностъ всех ее компонентов и их взаимовлшние позволяют утверждать, что возраст около четырех лет следует считать определетым рубежом в усвоении таких просодических явлений, как интонация, тон, ударение, ритм.

 А.М. Максаков (1988) изучил возможности детей в регуляции темпа речи и установил, что они легче ускоряют темп речи, чем замедляют его. Темп во многом зависит от содержания высказывания, от его сложности. Также автор отметил, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного, правильного восприятия и понимания речи детьми. Темп, громкость, дикция зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и речевой среды[4].

Данная проблема приобретает особую актуальность, когда речь идет о различных отклонениях в речи, в частности, при заикании.

 Изученные к настоящему времени особенности речевого онтогенеза свидетельствуют о том, что одни дети проходят этапы описанных выше ритмико-слуховых координаций относительно благополучно, другие - не справляются. Это проявляется на внешнеречевом плане в виде специфических запинок, нарушающих плавное течение речи и являющихся основным внешним проявлением заикания.

В основе такого дефекта речи, как дизритмическая диспросодия, лежит неспособность к совмещению слогового состава слова и его ритмического (ударного) центра, которая выражается трудностями в овладении кинетической мелодией слова, стихотворным размером и в заучивании стихотворений наизусть. В этом случае расстройства ритма обусловлены несоблюдением речевого такта, т.е. неспособностью к укладыванию в одинаковые промежутки времени разных по звуковой структуре и длине слов (Т.Г. Визель,1997).

Термины «плавный» и «плавностъ» в лингвйстическом контексте связывают с общим умением говорить и писать. Согласно Оксфордскому словарю плавность -это «ровный, легкий поток; быстрота и гладкость, связанные с речью, быстрота произнесения, поток слов». Плавно говорящий человек — тот, который «готов использовать слова, может выражаться быстро и легко и в устной и письменной речи».

В этом определении подчеркиваются временные и последовательные особенности речи, которые могут включать такие «прерывания» в «ровном потоке речи» как паузы, приостановки, повторы лингвистических элементов (звуков, слогов, слов, фраз). Эти особенности характеризуют ритмический рисунок речи ударение, интонацию и общий темп высказывания.

В мировой логопедии понятие «плавностъ» исполъзуется в контексте нарушений плавности, которые связывают с заиканием и клаттерингом. Как заикание, так и клаттеринг проявляются главным образом в нарушении временного и последовательного аспектов речепроизводства. Нарушения при заикании включают повторения звуков, слогов, фраз и судороги, которые преграждают поток воздуха из-за ненормального высокого напряжения в ларингеальных и артикуляторных мышцах. Как повторы, так и судороги искажают нормальный ритмический рисунок речи.

Заикание является наиболее сложным речевым расстройство, которое чаще всего возникает в период формирования речи. Эта речевая патология представляет собой сложный симптомокомплекс, при котором нарушается координация в работе мышц речевого аппарата, в связи с чем возникают речевые судорожные запинки разной степени тяжести, обуславливающие изменения ритма, темпа, мелодики речи и других показателей плавности речи. Говорящий испытывает специфические затруднения в произнесении слов, фраз: речь прерывается непреднамеренными остановками (паузами), повторами отдельных звуков, слогов, слов, нередко сопровождающимися судорожными движениями мышц лица, шеи, конечностей. В результате возникают нарушения устной вербальной коммуникации, препятствующие свободному и комфортному общению[6].

Первичная несформированность у заикающихся одного из языковых компонентое влечет за собой вторичные изменения. Психилого - педагогический анализ структуры речевого дефекта позволяет выявить особенности взаймодействия неречевых и речевых отклонений в каждом конкретном случае.

Сложность и неоднородность структуры речевого дефекта при заикании обусловлены задержанным парциальным недоразвитием речевой функциональной системы. При дизонтогенезе подобного типа нарушения в неречевых и речевых функциях возникают не только в связи с их незрелостью, но из-за дисгармонии в их созревании как системного образования. Ведущим в структуре речевого дефекта при заикании является нарушение экспрессивной речи.

В симптомокомплекс заикания традиционно включают два ведущих компонента: моторный и нервно - психический[9].

В.М. Шкловский отмечает, что при заикании имеет место сочетание речевых нарушений и психологических факторов, которые важно учесть при устранении данного речевого расстройства [12].

У заикающихся отмечаются и нарушения просодической организации речи, в том числе темпоритмической и интонационной структуры высказывания. Эти нарушения проявляются в трудностях воспроизведения интонационных структур, затруднениях в самостоятельном использовании основных типов интонации: вопросительной, повествовательной, восклицательной, незавершенной. На выразительность речи у данной категории лиц отрицательно влияют нарушение тембра, недостаточность силы, диапазона голоса.

Все перечисленное может привести к трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого общения.

По мнению одних исследователей темп речи у заикающихся ускорен. Другие авторы считают, что замедление темпа речи на фоне различных нарушений ее плавности является одним из ведущих проявлений заикания.

Темп речи заикающихся взрослых и детей интересует исследователей по понятным причинам. Кроме теоретической значимости этих данных, они необходимы в практической работе, поскольку в большинстве программ коррекции заикания предусматриваются те или иные тренировки, направленные на отработку либо замедленной (на первых этапах логотерапии), либо, наоборот, ускоренной речи.

 И.Ф. Павалаки провела сравнительное исследование темпоритмической организации движений и речи заикающихся дошкольников. Было изучено состояние оценки детьми собственного темпа речи, темпа речи других детей и взрослых; особенности восприятия и воспроизведения темпоритма музыкальных произведений и фраз разного стихотворного размера. Установлено, что темп речи детей с заиканием был медленнее темпа речи детей с нормальным речевым развитием и составил 3,04 слога в секунду (при невротической форме заикания) и 2,6 слога в секунду (при неврозоподобной фҫрме заикания) и был отличен от среднего темпоритма движений [13].

Темп речи заикающихся зависел от того, какую речевую задачу выполнял ребенок: хорошо знакомую фразу произносил быстрее, чем более сложную в артикуляторном плане, темп пересказа был медленнее чтения стихотворных текстов, затруднения вызывало воспроизведение ритмического рисунка фраз стихотворного размера (хорей, дактиль) - ритм повторности оказался более легким по сравнению с ритмом чередования. Оценка собственного ритма речи была затруднена, речь" взрослого оценивалась более правильно. Автор сделала вывод о целесообразности формирования у заикающихся навыка саморегуляции темпоритма речевых и неречевых движений.

В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи лиц, страдающих заиканием. А.Г. Рахмилевич, Е.В. Оганесян установили, что голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине заикания[10]. Патологическое состояние голосового аппарата, проявляющееся в дисфункции внутренних мышц гортани (гипотензии, митопатическйх парезах), обуславливает различные изменения тембра голоса, его интенсивности, недостаточной модулированности у 80,4% больных. Авторы подчеркивают распространенность перечисленных расстройств и их особую выраженность при неврозоподобной форме заикания. В связи с этим рекомендуется введение в комплекс коррекционной работы специального курса фонотерапии.

Т.С. Когновицкая, измерявшая максимальные и минимальные значения перепадов частоты основного тона у заикающихся детей и подростков, отмечает, что они на 15% ниже, чем у здоровых. Л.З. Андронова (1988) указывает, что существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи, что ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии [9].

До сих пор считается, что в основе нарушений в овладении речевым ритмом лежит дефицитарность структур мозга, учавствующих в становлении ритмико-смысловых координаций речи (Н.И. Жинкин, 1958; О.И. Ефимов, М.И. Цинирошин, 1988; М.М. Лохов, 1994; Ю.А. Флоренская, 1949) [11]. 

Нарушение ритма речи чаще встречается у лиц с нестандартными вариантами полушарного взаимодействия. И.В. Черепанов (1970),          Т.Г. Визель (1997) полагают, что при заикании в основе отклонений речевого ритма от нормативного лежит степень активности полушарий мозга [2]. У заикающихся отмечается дискоординация ритма и смысла устного высказывания, включая овладение навыком разбивки фразы на синтагмы, При координации заикания автор рекомендует формирование навыка проговаривания, рассчитанного на подчинение ритмической стороны фразы ее смысловым акцентам.

Многие исследования позволяют утверждать, что запинки в речи заикающихся нельзя рассматривать как локальные явления, судя по всему, их возникновение связан с особенностями временной организации речевого процесса в целом (Н.И. Жинкин, О.П. Скляров) [1]. В пользу этого мнения свидетельствует тот факт, что речевой процесс обеспечивается согласованием колебательных периодов работы голосовых складок в процессе дыхания с работой артикуляторных органов. Мышцы речеобразующего и дыхательного аппаратов действуют совместно и координировано. Малейшее нарушение такого согласования может приводить к различным нарушениям плавности речи.

     Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким. Оно характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений, всего темпа: дети неуклюжи и неловки, не умеют прыгать, бегать.

     Г.А. Волкова выделяет по этиологическому признаку два вида заикания:                                                                                                              

1. Функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

2. Органическое, когда заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.).

Различают два типа заикания: клоническое и тоническое. Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (ппппетух). Клонический тип заикания более легкий. Но с течением времени этот тип может перейти в более сложный – тонический, если ребенку вовремя не оказать необходимую помощь.

Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и „нажим” на согласные или гласные звуки, например: м--ама, п--апа.

Кроме клонического и тонического, бывают смешанные типы заикания. При смешанном, клоно – тоническом заикании ребенок то повторяет по несколько раз, как при клоническом заикании, то вдруг останавливается на каком – либо звуке и долго не может произнести слово, например я-я-я чи-чи-таю с--тихи. При тоно – клоническом типе заикания наблюдаются остановки длительного характера и „нажим” на согласные, например: д--ай м--не ка-ка-картину.

Вышеизложенное позволяет сформулировать следующие положения:

- ритмическая   организация   речи   в   своей   основе   имеет   моторную (двигательную) природу;

 - основная   часть   ритмов   носит  наследственный  характер,   остальные усваиваются в процессе жизнедеятельности;

-  развитие   речи   неразрывно   связано   с   развитием   темпоритмической  способности;

 - динамическая структура (ритмика) в каждой интонационной единице определяет формирование смысла как при порождении, так и при               восприятии речи;

- интонация речи реализуется во взаимосвязи с ее ритмом: при порождении речи ритм управляет интонацией;

 - темп произношения определяется тенденцией к изохронности, которая обусловлена физиологическими (для синтагм) и метроритмическими (для стихов);

 - нарушения темпо-ритмических  параметров  речи  являются  одним  из ведущих компонентов в структуре заикания, характеризуются полиморфностью, стойкостью и вариабельностью проявления.

Таким образом заикание – нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Список литературы

  1. Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / Л.И. Белякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей. [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. [Текст] / Г.А. Волкова. – М.: Владос,2003.
  4. Выготская И.Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. [Текст] / И.Г. Выготская. - М.: Просвещение, 1993.
  5. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребёнка. [Текст] /М.М. Кольцова. – Сборник трудов, вып.№ 7 , 1970.
  6. Мураховская И.Н. Об особенностях моторики детей, страдающих заиканием [Текст] /И.Н. Мураховская.// Проблемы психоневрологии развивающегося человека и педологии. – Харьков, 1993. – С. 79 – 92.
  7. Мухина А.Я.  Речедвигательная ритмика. [Текст] / А.Я. Мухина. – М.: АСТ: Астрель;Владимир: ВКТ, 2009. – 123с.
  8. Науменко С.И. Индивидуально – психологические особенности музыкальности [Текст] /С.И. Науменко. // Вопросы психологии.-  1982.-      № 5. – С.85-94.
  9. Селивёрстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений.  [Текст] /В.И. Селивёрстов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 208с.
  10. Сикорский И.А. О заикании.  [Текст] / И.А. Сикорский. – СПб.: 1889.
  11. Тяпугин Н.П. Заикание. [Текст] / Н.П. Тяпугин. –  М.:1996.
  12. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. [Текст] /  Е.Е. Щевцова. – М.: 2005. – 128с.
  13. Шершнева Е.Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. [Текст] / Е.Ф. Шершнева. – М.: 1995. -76с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Особенности формирование сенсорных представлений у детей с задержкой психического развития

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо для успешного обучения не только в саду, но и  в школе....

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".

 Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Статья на тему «Особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте»

В статье представлены особенности формирования общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте...

Статья на тему:"Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"

Статья на тему:"Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"...

Статья на тему: «Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста»

Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ответственный период в ...

Статья на тему "Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных...