Программа по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
рабочая программа по логопедии

Степоненкова Светлана Александровна

Программа предназначена для детей от 3 до 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zkr.docx829.9 КБ

Предварительный просмотр:

L:\Untitled.FR12.tif

 

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений ООП ДО представлена рабочей программой «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста» (далее Программа), создана группой педагогов МБДОУ №6 «Светлячок» на основе разработок таких авторов, как Н.В.Нищева, М.Ю.Картушина, Т.В.Волосовец, Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова, Н.Ю.Костылева  и др. 

Данная программа решает задачи образовательной области «Речевое развитие» в части развития звуковой культуры речи.

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка

Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач речевого развития ребенка дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для её решения.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой произношения. Она включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп, ритм  и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Чем богаче и правильнее речь дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, полноценнее и содержательнее взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, следовательно, активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи ребенка откладывает свой отпечаток на деятельность и поведение ребенка. Ребенку с недостатками звуковой культуры речи трудно выразить свои мысли и найти общий язык как с детьми, так и со взрослыми; у таких детей может возникнуть отставание в психическом развитии  как следствие снижения познавательного интереса. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить в период обучения грамоте, будут затрудняться в овладении навыками письма.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное - нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речевого развития нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

В связи с этим чрезвычайно актуальным является изучение проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, так как, овладевая языком, ребенок познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия, вбирает в себя культуру народа, созданную поколениями.

  1. Цели и задачи деятельности по реализации программы.

Цель: воспитание звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста и профилактика речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте

Задачи:

  1. Развитие органов артикуляционного аппарата (дыхания, голоса, моторики).
  2. Развитие слухового внимания и восприятия, фонематического слуха.
  3. Формирование правильного звукопроизношения.
  4. Работа над просодическими компонентами речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
  5. Развитие крупной и мелкой моторики.
  6. Обогащение словарного запаса.
  7. Формирование связной речи.

  1. Принципы построения программы.

Процесс формирования речи строится с учетом не только общедидактических, но и методических принципов обучения. Подробнее остановимся на тех принципах, которые связаны с формированием звуковой культуры речи. А именно:

  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Основан на осознании речи как речемыслительной деятельности, формирование которой взаимосвязано с ознакомлением с окружающим.
  • Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Основан на осознании речевой деятельности, необходимой для общественной коммуникации. Соответственно, главные направления работы с детьми дошкольниками, выбор языкового материала, методический инструментарий должны помогать формированию коммуникативно-речевых умений.
  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.
  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Основными задачами являются организация воспитателем положительной мотивации для всех действий детей в процессе обучения, а также создание ситуаций, которые способствуют общению.
  • Принцип обеспечения активной речевой практики. Этот принцип особенно актуален, так как речевая активность – это важное условие своевременного формирования речи. Многократное повторение языковых средств в различных условиях способствует выработке прочных и гибких речевых навыков, усвоению обобщения.

  1. Планируемые результаты освоения программы.

Воспитанник к концу 3 года умеет:

  • произносить отдельные звуки, слова, сохранять слоговую структуру в трех, четырехсложных словах;
  • пользоваться голосовым аппаратом (громко отвечать на вопросы, произносит звукоподражания и слова с различной громкостью);
  • различать на слух различные звукоподражания, далекие и близкие по звучанию, дифференцирует громкость их произнесения.

Воспитанник к концу 4 года умеет:

  • правильно и четко произносить гласные звуки «А» , «О» , «У» , «Ы» , «И» - изолированно , в словах и фразовой речи;
  • правильно и четко произносить согласные звуки «М» , «Б» , «П» , «»Т» , «Д» , «Н» , «К» , «Г» , «Х» , «Ф» , «В» , «Л» , «С» , «Ц» и др. - изолированно , в словах и фразовой речи;
  • произвольно регулировать силу голоса ( громко — тихо ), темп речи (быстро — медленно ), речевое дыхание;
  • использовать выразительные средства речи — темп и ритм ,паузы , разнообразные интонации;
  • понимать значение терминов «звук» и «слово».

Воспитанник к концу 5 года умеет:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова , похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твердые  и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
  1. Содержательный раздел.
  1. Описание содержания программы по звуковой культуре речи.

Содержание работы по формированию звуковой культуры речи строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, с учетом возрастных особенностей детей. Все дети имеют различный уровень речевого развития.  Развитие речи ребенка зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие,  функционирование головного мозга и т.д. В младшем дошкольном возрасте возрастает речевая активность, накапливается словарь,  удлиняются и усложняются речевые высказывания,  превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

В соответствии с ФГОС ДО можно выделить следующие социально- нормативные возрастные характеристики некоторых возможных достижений ребенка младшего дошкольного возраста:

  • ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими

предметами;

  • владеет активной речью, включенной в общение;
  • может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
  • знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
  • эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

В содержание  занятий включены следующие виды работы (см. циклограмму деятельности в приложении 1): 

  • Развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции).
  • Развитие фонематического слуха и слухового внимания (фонематического восприятия).
  • Развитие дыхания.
  • Развитие темпа, ритма, координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
  • Развитие мелкой и крупной моторики, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.

Для активизации внимания детей на занятии могут применяться средства ИКТ.

  1. Задачи реализации программы.

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

  • Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
  • Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
  • Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

  • Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в.
  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

  • Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
  • Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
  • Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.

2.3. Интеграция образовательных областей.

Развитие речи – это овладение средствами как устной, так и письменной речи (языка), развитие навыков коммуникации, вербального мышления.

Задачи по развитию речи, можно решать, через интеграцию различный образовательных областей.

Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.

Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

  • Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие речи посредством движения; формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; нормализация мышечного тонуса; развитие статической выносливости, равновесия; упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью; запоминание серии двигательных актов; воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников.

  • Образовательная область «Познавательное развитие».

 У детей формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени; развитие мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; обогащение и расширение словаря.

  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Чтение художественной литературы стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. Создание творческих работ способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами.

Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач речевого развития возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребёнка - физическому, социально-коммуникативному, познавательному и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье приобретается первоначальный опыт общения. Здесь же возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

     Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ.

Специалисты отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам воспитания детей. И именно педагоги ДОУ способны прийти на помощь родителям.

Формы работы с родителями (календарно – тематический план см. в приложении 2)

Групповое родительское собрание  по теме: «Организация работы по звуковой культуре речи» в группах проводится 1 раз в начале учебного года. Оно помогает объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в педагогический процесс.  На этом собрании происходит ознакомление родителей  с  содержанием   воспитания  и  обучения   в   детском   саду (с  разделом   работы  по  воспитанию   звуковой   культуры    речи),   требованиями,  которые  предъявляются к воспитанникам, эти требования согласовываются  с  семьей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада.

     Один раз в квартал в каждой возрастной группе организуются консультации для родителей в форме семинара – практикума, круглого стола или мастер – класса. Помимо этого, ежемесячно родителям предоставляется печатная информация в соответствии с запланированной тематикой.

     К некоторым консультациям организовываются выставки пособий.     

Нетрадиционна форма работы с родителями – открытое занятие. Задачи  открытого  занятия:

 • показать способы  работы  с  воспитанниками,  которые  нужно  знать  родителям  при  оказании  помощи  детям  в  формировании   навыков   правильного    звукопроизношения, развитию  мелодико – интонационной и темпо – ритмической  сторон  речи;

• привлечь  внимание  родителей  к  ребенку,  его  проблемам;

•показать  достижения  детей,  раскрыть  их  лучшие  стороны,  заинтересовать  родителей  делами  ребенка.

Кроме того, по мере необходимости, педагоги могут использовать такие формы работы с родителями, как анкетирование, беседы, создание игротек и библиотек в помощь родителям по вопросам развития звуковой культуры речи, а также общим вопросам воспитания.

Направления деятельности

 Формы работы

 Просвещение

Стенды

Дни открытых дверей

Работа сайта ДОУ

 Диагностическое

Анкетирование

Опросы

Беседы

Тестирование

 Психолого-педагогическое

Родительские собрания

Консультации

Беседы

Мастер – классы

Семинары

 Непосредственное участие родителей в образовательном процессе

Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей

 Участие родителей в оснащении предметно – пространственной среды группы

  1. Взаимодействие педагогов и узких специалистов.

Взаимодействие педагогов в коллективе заключается в тесной взаимосвязи всех участников образовательных отношений. Главное – команда педагогов, объединенных общими целями; разработка календарно-тематического плана работы с детьми, педагогами и родителями; организация развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

Когда в детском саду работают несколько узких специалистов, возникает потребность в распределении их функциональных обязанностей. Поэтому, необходимо предусмотреть следующие функции специалистов:

- координирующую (на уровне планирования)

-консультационную (по созданию развивающей среды, организации занятий, совместно-организационной деятельности, диагностирующих заданий, работе с родителями).

-контролирующую (качество планирования и проведения групповой и индивидуальной работы по программе в соответствии с рекомендациями узких специалистов).

Необходимо помнить, что воспитатель несет основную ответственность за развитие ребенка. Главная задача узкого специалиста состоит в оказании помощи воспитателям и родителям по раскрытию всех способностей дошкольника.

Педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. И здесь, необходим комплексный подход, который предполагает: сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, оздоровление организма в целом. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, специалисты намечают единый комплекс совместной педагогической работы по развитию речи. У каждого из них существует четко очерченный круг влияния:

Учитель-логопед оказывает коррекционно-речевую помощь воспитанникам, отбирает наиболее эффективные методы и приёмы, контролирует организацию речевого пространства в возрастных группах, осуществляет контроль за качеством речевой работы с детьми.

Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса, развивает ритмическую сторону музыкальных движений.

Занятия педагога - психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительная и слухо-речевая память, наглядно- действенное и наглядно-образное мышление), развитие эмоционального отклика на явления окружающего мира.

Организация двигательной активности инструктором по физической культуре способствует развитию общей и мелкой моторики, развитию координационных движений, формированию дыхательной функции.

Воспитатели закрепляют приобретённые ребёнком знания и умения, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируют речевые цели, технологии, содержание в повседневной жизни детей, стимулируют речевую активность детей, способствует оздоровлению организма ребёнка, развивает общую и мелкую моторику.

Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ:

  1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.
  2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
  3. Разработка перспективно – календарного плана и подбор игр и упражнений по развитию речи дошкольников (см. приложение 3).

Формы взаимодействия специалистов:

  • ППк.
  • Тематический педсовет.
  • Семинары – практикумы.
  • Консультации.
  • Беседы, обсуждения.
  • Посещение занятий.
  • Тематические интегрированные открытые занятия.

Планирование работы по развитию звуковой культуры речи в непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре, продуктивной деятельности, музыкальной деятельности осуществляется совместно с учителем - логопедом.

Необходимо отметить, что специалисты детского сада и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга.

Воспитатель осуществляет развитие звуковой культуры речи в непосредственно - образовательной деятельности и руководство коммуникативным развитием детей в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитатели и специалисты детского сада - достойные и равноправные партнеры. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы, поможет решению сложных задач - задач личностно-ориентированного образования.

  1. Организационный раздел.
  1. Организация деятельности педагога с воспитанниками.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 3 года работы (с дошкольниками от 2 до 5 лет).

 Программа рекомендована для работы воспитателей групп общеразвивающей и комбинированной направленности.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю согласно расписанию (с начала сентября до конца мая); согласно циклограмме организации работы педагога ежедневно в различных видах детской деятельности (перспективно – календарное планирование по возрастам см. приложения 4, 5, 6)

Продолжительность занятий: I младшая группа - до10 минут, II младшая группа – 15 минут, средняя группа – 20 минут.

Форма организации детей: подгрупповая.

Формы организации занятий:

  1. В непосредственно организованной образовательной деятельности  по звуковой культуре речи как самостоятельное занятие.
  2.  Различные разделы работы по развитию звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий  по развитию речи или чтению художественной литературы.
  3. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).
  4. Дополнительная работа по звуковой культуре речи вне НОД (утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой и пр.)

Форма подведения итогов:

  • мониторинг уровня формирования звуковой культуры речи;
  • итоговое открытое занятие в конце учебного года.
  1. Развивающая предметно-пространственная среда.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к предметно-развивающей среде важно создать в дошкольном образовательном учреждении такие условия, которые вызывают у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Для этого важны: качество речи педагога дошкольного образовательного учреждения, качество языкового оформления речи, ценностно-личностные установки педагога, коммуникативная компетентность, четкий отбор информации для создания высказывания, ориентация на процесс непосредственной коммуникации и предметно-развивающая среда, в которой осуществляется речевое развитие.

Раздел работы по Программе

Используемый материал

Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой; и пр.

Формирование фонематического слуха и слухового внимания

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки. Предметные, сюжетные картинки для произношения звуков и их автоматизации.

Развитие дыхания, закрепление правильного речевого выдоха

Игры: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и пр.

Развитие темпа, ритма, координации речи и движений

Фонотека; бубны, кубики, палочки для отработки ритма; картотека музыкально – ритмических упражнений; карточки – символы «Повтори ритм» и пр.

Развитие крупной и мелкой моторики

Картотеки; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и пр.

Активизация словаря, закрепление лексико-грамматических категорий; совершенствование связной речи

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.; серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; стихи; потешки; скороговорки и др.

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Главным ориентиром при построении речевой развивающей среды является насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

Для реализации цели, задач и направлений речевого развития дошкольников в каждой группе необходимо создать речевой уголок в соответствии с возрастной категорией детей.

Содержание речевого уголка по разделу «Звуковая культура речи».

Требования, предъявляемые к речевому уголку:

  • дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям;
  • наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме;
  • речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком;
  • оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности;
  •  игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • не перегружать уголок оборудованием.
  1. Кадровое обеспечение.

Подбор кадров осуществляется в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

Реализация Программы осуществляется воспитателями в течение всего времени пребывания воспитанников. Реализацию Программы осуществляют педагоги, работающие на группах раннего и младшего дошкольного возраста. Курирует работу учитель – логопед, сопровождающий группу. Осуществляется взаимодействие с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре ДОУ. В создании условий, необходимых для реализации образовательной программы, принимают участие помощники воспитателя и другие сотрудники дошкольного учреждения. 

  1.  Мониторинг достижений воспитанников

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) раздела основной образовательной программы «Речевое развитие».

 Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, беседе с воспитанниками и их родителями.

Инструментарий для педагогической диагностики – карта оценки развития детей, позволяющая фиксировать результаты, динамику и оценить перспективы развития каждого ребенка.

Продолжительность диагностического периода:

Стартовая диагностика: первые две недели сентября

Итоговая диагностика: последние две недели мая.

Критерии оценки и инструментарий (см. приложение 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо...

Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.

Перспективный план по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста....

Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

В статье описываются возрастные особенности формирования звуковой культуры речи  у детей раннего и младшего дошкольного возраста...

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ...

Система работы по развитию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Цель: развитие восприятия и произносительной стороны речи: произношение гласных и простых согласных звуков.Задачи:Развить лексическую, грамматическую и произносительную стороны речи;Развить речевой сл...