Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Неверова Светлана Павловна

 

Пояснительная записка

       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

      Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением (Р.И.Левина, А.Н.Корнев, И.Н. Садовникова и др.)

В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития речи, как основного средства общения и познания у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, поскольку от степени ее решения зависит во многом полноценное психическое и социальное развитие детей дошкольного возраста.

Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает новый подход к планированию и организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Игровой деятельности как форме организации детской деятельности отводится особая роль, так как игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается.

В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Поэтому целесообразно выделить противоречие между педагогическими требованиями к процессу развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточностью игровых технологий по данному направлению, с  другой.

       Цель  данной программы: Максимальное воздействие на уровень  развития звуковой культуры речи детей, путем  игровых технологий.  

В соответствии с выдвинутой  целью были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к играм по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формировать правильное произношение всех звуков, внятное и четкое произношение слов.
  3. Воспитывать выразительность речи и культуру речевого общения.

 

    Данная программа даст возможность наиболее рационально организовать работу группы, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к НОД, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей.

   Основной базой программы являются: основная общеобразовательная программа МАДОУ детского сада №2;  программа Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_attestatsii.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка………………………………..………………………….3

Игровые технологии в развитии звуковой культуры речи …...………………..5

Примерный тематический план……… ………………………………………10

Требования к уровню подготовки  по использованию игровых

технологий в развитии  звуковой культуры речи у дошкольников………….15

 

Требования к результату освоения программы…………………………….…15

 

Материально – техническое обеспечение……………………………………..16

Список литературы………………………………………………………….….17

   

Пояснительная записка

       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

      Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением (Р.И.Левина, А.Н.Корнев, И.Н. Садовникова и др.)

В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития речи, как основного средства общения и познания у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, поскольку от степени ее решения зависит во многом полноценное психическое и социальное развитие детей дошкольного возраста.

Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает новый подход к планированию и организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Игровой деятельности как форме организации детской деятельности отводится особая роль, так как игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается.

В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Поэтому целесообразно выделить противоречие между педагогическими требованиями к процессу развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточностью игровых технологий по данному направлению, с  другой.

Рабочая программа  разработана на  основе  примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой В.А.

       Цель  данной программы:  развитие звуковой культуры речи у детей, через   игровые технологии.  

В соответствии с выдвинутой  целью были поставлены следующие задачи: 

  1. Развивать устойчивый интерес к играм по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формировать правильное произношение всех звуков, внятное и четкое произношение слов.
  3. Воспитывать выразительность речи и культуру речевого общения.

    Данная программа даст возможность наиболее рационально организовать работу группы, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к НОД, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей.

   Основной базой программы являются: основная общеобразовательная программа МАДОУ детского сада №2;  программа Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

Игровые технологии в развитии звуковой культуры речи

В последнее время проблемы развития и коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями и организация специально организованного обучения средствами игровых технологий позволяют сформировать правильное построение  речи дошкольника и исправить дефекты в ее звуковой культуре.

Федеральные государственные  требования в  системе дошкольного образования вносят изменения в  сегодняшний воспитательно – образовательный процесс, отказ от учебной модели в детском саду, точнее сказать от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. В ФГТ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе обучение и воспитание.

Игровые технологии могут стать эффективными в процессе развития звуковой культуры речи, если соблюдать следующие условия:

-  использовать игровые технологии в совместной, самостоятельной и непосредственно – образовательной деятельности детей;

- систематически включать игровые технологии в воспитательно – образовательный  процесс;

- игровые технологии должны включаться в работу поэтапно, от простого к сложному:  сначала в слогах, словах, предложениях, затем в связной речи и  самостоятельной речи детей.

Игровые технологии в развитии звуковой культуры речи предполагают включение в себя группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных  игр, направленных на развитие речи детей.

Игровые методы и приемы обязательно включаются в воспитательно – образовательный процесс.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты .

Например: для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков в технологии Л.С. Волковой используются сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 

 Для детей используются приемы на развитие артикуляционного аппарата, такие как «Сказки о Весёлом Язычке» и наглядное пособие «Весёлый Язычок». Хорошо понять и запомнить то, что гласные звуки  «поются», помогает “Звуковая полянка”.

Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, то следует этап закрепления и  автоматизации – это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.

При автоматизации звука в слогах используются такой игровой  прием, как «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз, упражнения «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог несколько раз, затем компания их.  Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Использование игры “Проведи слог по звуковой дорожке” помогает закрепить изолированный звук в произношении, произнося различным темпом голоса быстрым, медленным, громким.

Для автоматизации звука в словах применяются игры:

  • «Рыбалка», в аквариуме находятся  рыбки, на которых прикреплены буквы, и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”;
  • игра «Веселый урожай» (выложить название овоща или фрукта на заданный звук);
  • «Украсим ёлочку», наряжая её, игрушками (со звуком С).

Работа над автоматизацией звука в предложениях развивается через игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть согласованными.

Последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эффективным приемом является пересказ и рассказ  с использованием фигурок на фланелеграфе пересказы-драматизации, стихи-драматизации.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении  нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,  построенных на словах и действиях играющих.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания и закреплению правильного звукопроизношения.

Е. И. Тихеева утверждала: «Если развитие детей протекает нормально, то речевые ошибки постепенно и последовательно изживут себя. Она утверждает, что обязательные педагогические мероприятия должны заключаться в том, чтобы не воспроизводить ошибки детей, а говорить с детьми всегда безупречно правильно».

Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Игра – один  из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Рассмотрев игровые технологии в процессе развития звуковой культуры речи детей, можно сделать вывод, что игровые технологии  вносят большой вклад в развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста. Они позволяют более эффективно организовывать работу по  данному  направлению, развивать  интерес детей к игре на всех этапах формирования звуковой культуры речи.

Организация игровых методов и  приемов, при реализации  игровых технологий по развитию звуковой культуры речи детей, осуществляется педагогами в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.

     В подготовку  к проведению игры входит:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения развития речи; углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление и речь); установления соответствия отобранной игры программным  требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения: в процессе непосредственно – образовательной деятельности  или в свободное  время;
  • выбор места, где дети могут играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  • определение количества играющих: вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально;  
  • подготовка необходимого наглядного и  дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя; он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями; представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение игровых методов и  приемов включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются задания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии и с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем  их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действие играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры – это ответственный момент, так как по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

     В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведённой игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективным в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности  поведения детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата.

В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз — песенка комара; туп-туп-туп — топает козленок).
Активным приемом являются хоровые и индивидуальные повторения. Именно они обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков (звукосочетаний) небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к  ответам         товарищей.
          Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофё-ё-ёр,  шофё-ё-ры, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).
Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым,         заботливым»).
            В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком         речи-образца).
           В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто         говорит правильно, четко.

Примерный тематический план

Непосредственно - образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

Сказка – игра «Веселый язычок»

Прием «Веселый язычок»

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Октябрь

Игра «Проведи слог по звуковой дорожке»

Дидактическая игра «Игра на пианино»

Прием «Волшебная палочка»

Ноябрь

Занятие. Посылка от  феи Грамоты

Дидактическая игра «От слова к звукам»

Игра  в парах «Назови слово»

Декабрь

Занятие. Кто в домике живет?

Имитационная игра «Украсим елочку»

Подвижная игра «Рыбалка»

Январь

Занятие. «Звучащие слова»

Словесная игра: «Какое слово заблудилось?»

Дидактическая игра «Слово к слову»

Февраль

Игра – занятие «Азбука общения»

Игра – драматизация «Кто в домике живет?»

Рассматривание альбома «Что здесь не так?»

Март

Занятие – игра «Самой лучшей»

Словесная игра «Что ты делаешь?

Игровая ситуация «Молчун»

Апрель

Занятие – драматизация «Лисята – братья»

Составление рассказа по картине

Сюжетно - ролевая игра  «Автобус»

Май

Праздник « В гостях у Грамотейки»

Дидактическая игра: «Узнай, что это?»

Игры в речевом уголке

Содержание образовательной деятельности.

Сентябрь. Цель: формирования правильного произношения звуков в слогах.

Сказка – игра «Веселый язычок»

Цель: учить произносить звуки в слогах

Рассказ сказки о «Языке», который может произносить различные звуки, проговаривание звуков.  Прием «Веселый язычок»

Цель: учить детей подбирать звуки проговаривать их в ритм музыки.

Проговаривание звуков и их пропевание под  музыку.

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

Цель: приучать детей самостоятельно «играть» со своим языком для развития артикуляционного аппарата.

В игровой форме дети с помощью языка, перед  зеркалом, изображают различные фигуры и звуки  животных, предметов.

Октябрь. Цель: закрепление и  автоматизация изолированного звука.

Игра «Проведи слог по звуковой дорожке»

Цель: закрепление изолированного звука в произношении, произнося различным темпом голоса быстрым, медленным, громким.

Одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Дидактическая игра «Игра на пианино»

Цель: автоматизировать звук в слогах.

Проговаривание слогов несколько  раз, имитируя пианино, затем группу слогов.

Прием «Волшебная палочка»

Цель: упражнять в повторении слогов несколько раз, развивать  самоконтроль.

«Волшебная палочка», своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

Ноябрь. Цель: формирование над автоматизацией звуков в словах

Занятие «Посылка от  феи Грамоты»

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Дети определяют звук по предметной  картинке, показанной карточке, определяют место положения вначале, середине, конце.

Дидактическая игра «От слова к звукам»

Цель: дать детям навыки звукового анализа слова, т.е. умение определить и назвать все звуки слова в порядке их произношения.

 Определение последовательности звуков в составе слова, определение порядка звуков.

Игра  в парах «Назови слово»        

Цель:  упражнять детей самостоятельно находить первый звук в слове, формировать навыки взаимоконтроля.

Ребенок  бросает мяч, называет любое слово. Задача ребенка, ловящего мяч, назвать звук, стоящий первым в слове. Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.

Декабрь. Цель: закрепление и  автоматизация звука в словах.        

Занятие. Кто в домике живет?

Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Дети раскладывают картинки  животных в домики по первому звуку.

Имитационная игра «Украсим елочку»

Цель: учить детей находить звук «С» в словах.

 Детям предлагается украсить елочку с помощью игрушек только со звуком «С».

Подвижная игра «Рыбалка»

Цель: автоматизировать звук в словах.

Дети изображают рыбок,  каждой из которых соответствует определенный звук, а водящий – это рыбак должен поймать рыбку и назвать звук правильно.

Январь. Цель: закрепление и автоматизация звука в предложениях.

Занятие. «Звучащие слова»

Цель: учить детей делить двух и трехсложные слова на части (слоги), определять каждую часть.

Определение каждой части слова, самостоятельно преобразование слов, состоящие из одной-двух частей, в слова двух- и трехсложные. Упражнять в подборе прилагательных и нахождении подходящих по смыслу слов.

Словесная игра: «Какое слово заблудилось?»

Цель: учить  детей находить в предложении не правильно склоненные слова.  

  Упражнение  в подборе прилагательных и нахождении подходящих по смыслу слов.

Дидактическая игра ««Слово к слову»

Цель: закрепить у детей умение определять слоговой состав слов, правильно произносить слова со стечением согласных; подбирать слова, разные по звучанию.

Составление простых предложений из слов, подходящих по звуковому составу.

Февраль. Цель: учить детей составлять предложения из 2-3 слов и согласовывать их; определять последовательность слов в предложении.

Игра – занятие «Азбука общения»

Цель: Упражнять в составлении предложения по схемам. Познакомить со знаком препинания – вопросительный знак (?).

Подбор слов в соответствии со схемой, составление логических частей в предложении, повествовательные и вопросительные предложения.

Игра – драматизация «Кто в домике живет?»

Цель: упражнять детей в постановке сложных предложений, участвуя в театрализованной постановке.

Драматизация сказки «Теремок», составление повествовательных и восклицательных предложений.

 Рассматривание альбома «Что здесь не так?»

Цель: учить детей самостоятельно находить ошибки в рисунках и аргументировать их, формировать навыки самоконтроля.

Рассматривание по 3 – 4 человека альбомов и нахождение, и озвучивание ошибок, допущенных автором.

Март. Цель: автоматизация звуков в связной и самостоятельной речи.

Занятие – игра  «Самая  лучшая мама»

Цель: учить детей составлять рассказ, используя опорные схемы.

 Составление рассказа о маме, используя опорные схемы, фланелеграф.

Словесная игра «Что ты делаешь?

Цель: активизировать употребление глаголов и глагольных форм, обозначающих профессиональные действия.

Игра проводится на улице. Ведущий назначает каждому играющему, сидящему в кружке, работу, например,  «Пеките хлеб» или «Пойте песню», — и все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять заданную работу: «Хлеб пеку, хлеб пеку» и т. д. В это время ведущий неожиданно обращается с вопросом к кому-нибудь: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную ему работу.

Игровая ситуация «Молчун»

Цель: активизировать речетворчество детей,  учить правильно склонять слова.

Дети пытаются вывести на разговор ребенка, который упорно молчит, используя различные побудительные слова.

Апрель. Цель: закрепление звуков в связной и самостоятельной речи.

Занятие – драматизация «Лисята – братья»

Цель:  продолжать учить детей составлять предложения с разными знаками препинания в конце предложения, используя схемы предложения.

Драматизация рассказа с использованием опорных схем. Составление вопросительных предложений.

Составление рассказа по картине

Цель: составить описательный рассказ.

Составления рассказа по картине, соблюдая интонацию и выразительность речи.

Сюжетно - ролевая игра  «Автобус»

Цель: автоматизация звуков при инсценировке  игры.

Использование артикуляционной гимнастики с заданным звуком в  процессе игры.

Май. Цель: закрепление правильного звукопроизношения в предложениях и  связной речи.

Праздник « В гостях у Грамотейки»

Цель: закрепить знания детей о звуковом, слоговом строении слова, об ударении, о составе предложения.

Решение проблемных  речевых ситуаций в ходе праздника, умение работать в команде.

Дидактическая игра: «Узнай, что это?»

Цель: учить самостоятельно, составлять задания о слове, сочинять сказки про слова, звуки, слоги.

Решение проблемной ситуации с помощью игрушек, которые не умеют говорить, а произносят только звуки.

Требования к уровню подготовки  по использованию игровых технологий в развитии  звуковой культуры речи у дошкольников

Для достижения целей развития звуковой культуры речи детей, в процессе внедрения игровых  технологий, следует придерживаться таких принципов, как:

  • наглядности, обеспечивающей  взаимосвязь  всех анализаторных систем ребенка;
  • развивающего обучения, предполагающего, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
  • постепенного  повышения требований: переход от более простых к более сложным заданиям по мере формирования и овладения  закрепляющимися речевыми навыками;
  • индивидуализации, учитывающей  возрастные, физиологические особенности  и характер патологических процессов речи дошкольников;
  • многофункционального подхода, предусматривающего  одновременное решение нескольких задач при организации игровой  деятельности.

Требования к результату освоения программы

Предметно – ориентационная составляющая:

  • обладает  правильным, отчетливым произнесением звуков;
  • различает на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки;
  • употребляет сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

Деятельно – коммуникативная составляющая:

  • определяет место звука в слове;
  • умеет взаимодействовать в коллективе сверстников;
  • употребляет слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

Ценностно – ориентационная составляющая:

  • умение управлять эмоциями, преодолевая барьеры общения;
  • уверенность в собственных силах, в ценности речевого общения;
  • способность находить ошибки  в собственной речи.

Материально – техническое обеспечение.

  • карточки со схемами расположения звука в словах;
  • предметные картинки с определенным звуком;
  • карточки  в виде плоских домиков с четырьмя окошками;
  • парные предметные картинки, в названиях которых звуки могут находиться в разных позициях — в начале, середине, конце слов.
  • таблички со звуками;
  • альбом ««Что здесь не так?»;
  • рыбки со звуками для игры «Рыбалка».

Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой  — М.: Просвещение, 1987.
  2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом. – М., 2009 г.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие речи. Тесты для детей 5-6 лет. – М.: Академия Развития, Астрель, 2007.
  4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  5. Ильякова Н.Е. «Звуки я вас различаю» изд «Гном»,-М,2003.
  6. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3 - 4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко". – М.: Ювента, 2004.
  7. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  8. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – М.: Детство-Пресс, 2008.
  9. Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Играй, слушай, познавай! Программа психолого-логопедических занятий для детей 5-6 лет. – СПб.: Речь, Сфера, 2010.
  10. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных  программ для ДОУ. Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2008.
  11. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 - 6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: "ОЛМА _ ПРЕСС Образование", 2005.
  12. Тюрикова, И. Роль дидактических игр и упражнений в

формировании грамматически правильной речи детей // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 2, 3.

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, 2010г.
  2. Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 2000. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (презентация)

Изучить современное состояние проблемы развития чувства времени у детей в практике дошкольного образования.Уточнить понятие «чувство времени», его компоненты и уровни.Разработать  педагогич...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста...

Технологии развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего возраста....

Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).

             Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...