Планирование коррекционно-образовательной деятельности в компенсирующей группе (от 5 до 6 лет) для детей с нарушениями зрения.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Бектимирова Галия Хасановна

Планирование образовательной деятельности учителем-логопедом является обязательной составной частью АООП дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx64.53 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование коррекционно - образовательной деятельности

в компенсирующей группе № 9 (от 5 до 6 лет)

для детей с нарушениями зрения

на 2021 - 2022 учебный год

                                                                   Составитель:

                                                 

2021 г.

Содержание планирования коррекционно-образовательной деятельности

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи Планирования

1.3.

Принципы, подходы и особенности Планирования в организации коррекционно - образовательного процесса

1.4.

Планируемые результаты освоения АООП ДО по возрасту        

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Возрастные и индивидуальные особенности речи воспитанников

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников, представленными в образовательной области «Речевое развитие»

2.2.1.

«Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

2.2.2.

«Расширение активного словаря»

2.2.3.

«Развитие грамматической стороны речи»

2.3.

Комплексно-тематическое планирование

2.4.

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности 

2.5.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения АООП ДО

2.6.

Взаимодействие с родителями воспитанников

2.7.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.7.1.

Региональный компонент

2.7.2.

Дополнительное образование

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Организация предметно-пространственной среды

3.2.

Циклограмма непрерывной образовательной деятельности

3.3.

Выписка из учебного плана МДОУ

3.4.

Методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.

Примерное развернутое календарно-тематическое планирование разделов АООП ДО

2.

Примерное комплексно - тематическое планирование коррекционно-образовательной работы для детей дошкольного возраста

3.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников

4.

Темы проектов

5.

Используемая методическая литература

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Планирование образовательной деятельности учителем-логопедом (далее по тексту -  Планирование) является обязательной составной частью, Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №..».

Планирование для детей с нарушениями зрения 5-6 лет разработано в соответствии со следующими нормативными документами: 

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в   Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155,  зарегистрированном в Минюсте 14.11.2013 №30384);

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

  •  Постановление         Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 №16  «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП3.1./2.4. 3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры  для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID – 19)»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от  28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения;

  • Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием (далее – АООП ДО) (Утверждена 31.08.2018 г.)

  • Конституцией Российской Федерацией ст. 43, 72;
  • Конвенцией о правах ребенка (1989 г.); 
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 28 июня 2014 г.);
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. №30384);

  • приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.

№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» (с изменениями и дополнениями от 27.08.2015 г.);
  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  •  типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии от 12.03.1997 г. №288;
  • Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения;
  • Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием (далее – АООП ДО) (Утверждена 31.08.2018 г.)

  Закон «Об образовании в Российской Федерации" установил приоритетные направления -  "воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей".

         Дошкольники с косоглазием и амблиопией составляют основной контингент обучающихся группы компенсирующей направленности.  Система обучения и воспитания детей с недостатками зрения направлена на подготовку их к самостоятельной жизни, социальную адаптацию, интеграцию в общество. Решать эти проблемы - функциональная обязанность логопеда.

Содержание коррекционно-образовательного процесса выстроено в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием (далее по тексту – АООП ДО).

В ней комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от пяти до шести лет с различными зрительными патологиями. АООП ДО создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с патологией зрения. В ней сохраняется принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми специализированной группы детского сада с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и носит коррекционно-развивающий характер. Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционная работа помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех видах деятельности.

        Планирование носит коррекционно-развивающий характер. Оно предназначено для обучения и воспитания детей старшего возраста и учитывает потребности и возможности обучающихся коррекционной группы.

Планирование по развитию детей с особыми образовательными потребностями   учитывает возрастные и индивидуальные особенности дошкольников по основным образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

         Весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию и коррекции всех сторон речи воспитанников.

1.2.        Цели и задачи Планирования

Цель Планирования -  обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивания стартовых возможностей детей с речевыми проблемами.

В рамках Планирования решаются следующие коррекционные задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к овладению элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • развитие связной речи старших дошкольников.
  • развитие коммуникативности, успешности в общении.
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.
  • развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача планирования).

1.3. Принципы, подходы и особенности Планирования в организации коррекционно-образовательного процесса

Основными принципами организации коррекционно-образовательного процесса являются:

  • учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями зрения;
  • комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с патологией зрения;
  • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;
  • создание комфортной системы адаптации для каждого воспитанника;
  • создание офтальмо-гигиенических условий для работы с детьми с ОВЗ.

Структура и особенности Планирования

          Содержание Планирования располагается по видам детской деятельности.    Важным условием их реализации является комплексный подход к организации коррекционно-образовательной работы. Планирование коррекционной работы сгруппировано по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон речи, мелкой моторики рук, социально-бытовой адаптации ребенка в обществе. Каждый раздел направлен на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения. Организованная образовательная деятельность строится дифференцированно, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций и особенностям восприятия учебного материала.  Наряду с общими задачами решаются специальные (коррекционные задачи).

Планирование носит коррекционно - развивающий характер, предназначено для обучения и воспитания детей с патологией зрения от пяти до шести лет. Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционная работа должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех видах деятельности.

Срок реализации Планирования: 2021 - 2022 учебный год. 

1.4. Планируемые результаты освоения АООП ДО

Планируемые результаты освоения АООП ДО включают в себя многогранные знания, умения и навыки старших дошкольников для дальнейшей адаптации в социуме.

В конце третьего года обучения дети должны:

  • Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
  • Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи.
  • Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
  • Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
  • Владеть элементарными навыками пересказа.
  • Владеть навыками диалогической речи.
  • Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч..
  • Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговаривать четко; простые и почти все сложные предлоги — употреблять адекватно.
  • Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
  • Владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
  • В дальнейшем осуществлять совершенствование всех компонентов языковой системы.

2.1. Возрастные и индивидуальные особенности речевого развития

воспитанников 5 - 6 лет с нарушениями зрения

    Компенсирующую группу №9 посещают дети с различными зрительными патологиями, в основном это воспитанники с косоглазием и амблиопией. Вторичным отклонением у детей с нарушениями зрения является нарушение речи. У детей посещающих данную группу выявлено общее нарушение речи третьего уровня.

Для данного уровня развития речи детей 5-6 лет характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.  Отмечаются  попытки  употребления  даже  предложений  сложных  конструкций.  Лексика ребенка  включает  все  части  речи.  При  этом  может  наблюдаться  неточное  употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные  и  прилагательные  с  уменьшительными  суффиксами,  глаголы  движения  с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему  отмечаются  множественные  аграмматизмы.  Ребенок  может  неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными.  Характерно  недифференцированное  произношение  звуков,  причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене  или  смешении  звуков.  Более  устойчивым  становится  произношение  слов  сложной слоговой  структуры.  Ребенок  может  повторять  трех-  и  четырехсложные  слова  вслед  за взрослым,  но  искажает  их  в  речевом  потоке.  Понимание  речи  приближается  к  норме,  хотя отмечается  недостаточное  понимание  значений  слов,  выраженных  приставками  и суффиксами.

Исходя из вышеизложенного, учитель-логопед работает по основным направлениям коррекционно-образовательной деятельности:

  • Развитие словаря;
  • Развитие грамматического строя речи;
  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи;
  • Развитие связной речи.

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития воспитанников, представленными в образовательной области «Речевое развитие»

2.2.1 Словарный запас.

  • Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
  • Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  • Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
  • Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
  • Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
  • Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
  • Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
  • Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

2.2.2 Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых
  • форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
  • Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.
  • Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
  • Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
  • Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).

2.2.3 Развитие  фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.

  • Развитие просодической стороны речи.
  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
  • Закрепить навык мягкого голосоведения.
  • Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
  • Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи
  • Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
  • Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
  • Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
  • Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
  • Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  • Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
  • Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
  • Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  • Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
  • Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать ими.

2.2.4 Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.

  • Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
  • Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
  • Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.
  • Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.  
  • Занятия проводятся с учетом речевого развития согласно индивидуальному плану.

Количество НОД в неделю для детей с ОВЗ от пяти до шести лет:

Вид занятия

Количество подгрупповых занятий в неделю по периодам

5-6 лет

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

IIпериод

(декабрь, январь, февраль)

III период

(март, апрель, май)

Лексико-грамматическое

 2

2

         2

Фонетико-фонематическое

1

1

1

2.3.         Комплексно-тематическое планирование        

Предлагаемое тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Учитель- логопед вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы. Одной теме уделяется не менее одной недели, оптимальный период - 2-3 недели. Тема отражена в подборе материалов, находящихся в кабинете, уголках развития группы. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко учитывать специфику дошкольного учреждения.

                 Представленное  комплексно - тематическое планирование  оптимизирует организацию работы с детьми с нарушениями зрения, способствует определению путей совершенствования коррекционно-воспитательного процесса.

(Приложение №2 Комплексно -  тематическое планирование)

2.4.         Формы организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации планирования является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.

Основной формой работы  является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.

Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Программа предполагает решение коррекционных задач в форме:

  • индивидуальных занятий;
  • подгрупповых занятий.

 Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия  носят игровой характер.

Основной целью подгрупповых занятий является воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в речевом развитии.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса методов и приемов, направленных на устранение специфических, индивидуальных нарушений речевого развития. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скоррегировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. Важной особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.

2.5.         Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения АООП ДО        

Одним из наиболее важных направлений педагогической деятельности учителя-логопеда является осуществление контроля за усвоением ребенком АООП ДО на основе фиксации динамики детского развития (мониторинга).

Целью осуществления контроля является: определение уровня знаний, умений и навыков, что позволит построить педагогический процесс с учетом развития ребенка на определенном возрастном этапе.

 На основании годового плана МДОУ и приказа заведующего осуществляется индивидуальное психолого - педагогическое обследование детского развития три раза в год: в сентябре, январе, мае.

  Диагностика представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу дальнейшего развития ребенка.  Она направлена на обеспечение индивидуально - дифференцированного подхода при построении коррекционно-педагогического процесса. Определяется объём знаний, умений и навыков детей по разделам АООП ДО:

  • исследование артикуляционного аппарата;
  • исследование фонетико-фонематической стороны речи;
  • исследование развития слоговой структуры слов;
  • исследование развития лексико-грамматической стороны речи;
  • исследование состояния связной речи;
  • исследование мелкой и общей моторики.

Результаты оцениваются по критериям сформированности знаний, умений и навыков детей и отражают эффективность коррекционно-педагогического процесса. На основе полученных данных подбираются технологии педагогического воздействия, соответствующие уровню развития каждого ребенка.

Структура диагностики. Ребенку предлагается выполнить задания в игровой форме, что делает процедуру интересной и увлекательной. После выполнения всех заданий обрабатываются полученные результаты. Данные заносятся в сводную таблицу по видам деятельности, в речевую карту развития ребенка.   Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, диагностических методик и тестовых методов.

   Система диагностического обследования детей планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов и позволяет осуществить оценку динамики достижений воспитанников.

  В конце учебного года по результатам мониторинга составляется аналитическая справка с выводами и рекомендациями о проведенной работе за учебный год.  Она утверждается заведующим МДОУ.

2.6.         Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

   Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в группе необходимых условий, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Она включает в себя несколько направлений: 

  • консультативное: групповые, индивидуальные консультации по вопросам и проблемам развития детей, трудностями овладения знаниями, навыками и умениями;
  • просветительское: ознакомление с логопедическими знаниями и особенностями педагогического процесса, программой обучения, беседы с медицинскими работниками и специалистами;
  • профилактическое: выступления на родительских собраниях, беседы, выставки литературы, пособий и др.;
  • обратная связь: занятия на дом - игры, упражнения на закрепление полученных знаний для развития всех сторон речи; контроль за выполнением заданий ребенка; выполнение рекомендаций учителя-логопеда.   (Подробнее см. приложение №3)

2.7. ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.7.1.        Региональный компонент

        Содержание коррекционно-образовательного процесса учителя - логопеда по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» в компенсирующей группе для детей с нарушениями зрения выстроено в соответствии с АООП ДО.        В нём комплексно представлены основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от пяти до шести лет с различными зрительными патологиями. В Планировании предусмотрена интеграция задач по образовательным областям и направлениям коррекционной работы:

  • Образовательная область «Познавательное развитие»:

"Ознакомление с окружающим" – развитие лексической стороны речи.

  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: проводятся занятия, на которых дети знакомятся с произведениями детской литературы.

Задача развития общей моторики и мелкой моторики решается на всех логопедических занятиях, автоматически входит как составляющая часть организованной деятельности детей.

Коррекционная работа планируется в четкой логической последовательности с постепенным усложнением коррекционных задач.

          Коррекционная индивидуальная работа планируется учителем-логопедом с опорой на лексическую тему недели по ознакомлению с предметным и социальным окружением и задачами АООП ДО.

Проектная деятельность с дошкольниками позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка, познавательный интерес. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности, стимулирует его личностный рост и самореализацию. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.  

(См. приложение №4 Темы проектов)

2.7.2.        Дополнительное образование

 проводится по подгруппам детей, с учетом интересов старших дошкольников. Они формируются на основе запросов, заявлений, договоров с родителями по следующим направлениям:

  • «Говорушечки» Авторская программа речевой направленности;
  • «Послушный язычок» Авторская программа речевой направленности;
  • «Веселые нотки» Авторская программа художественной направленности;
  • «Танцевальная карусель» Авторская программа художественной направленности;
  • «Талантоха» Авторская программа художественно-эстетической направленности;
  • «Пластилинка» Авторская программа художественной направленности.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее по тесту – РППС) создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его состояния здоровья, возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи РППС:

  • содержательно-насыщена – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование;
  • трансформируема – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации;
  • полифункциональна – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС;
  • доступна – обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасна – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; правила пожарной безопасности; правила безопасного пользования Интернетом).

При проектировании РППС учитывается целостность образовательного процесса, в заданных Стандартом образовательных областях.

3.2. Циклограмма непрерывной образовательной деятельности

        Эффективность коррекционно - образовательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса, определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта зрения у детей.

                                                                                 

Циклограмма работы учителя - логопеда

 в старшей группе №9 (для детей с нарушениями зрения)

на 2021 - 2022 учебный год

Дни недели

№ гр.

Время НОД

Виды работ. Имена детей

09.00-09.10

Подготовка к НОД в кабинете

Индивидуальная работа

понедельник

9, 8, 3

09.15-09.35

С.Антон

09.40-10.00

Н.Арина

10.00-10.15

Н. Дима

10.20-10.45

С. Милана

10.45-11.10

Ж. Макар

11.10-11.30

Г.Федор

11.35-11.55

К. Павел

12.00-12.15

С.Никита

12.20-12.35

Консультация воспитателей

12.35-13.00

Подготовка материала для стенда информации

вторник

вечер

14.00-14.30

Подготовка к НОД в кабинете

9

14.30-15.00

Оформление документации

15.05-15.35

НОД с детьми группы №9

Индивидуальная работа

15.40-16.00

Г.Федор

16.05-16.25

Н. Арина

16.30-16.50

К. Павел

16.55-17.15

С.Антон

17.35-17-55

Н. Дмитрий

среда

вечер

14.00-14.30

Взаимодействие со специалистами МДОУ

9

14.30-15.00

Оформление документации

Подгрупповая работа

15.05-15.45

С. Антон, Н.Арина

15.50-16.30

К.Павел, Н. Дмитрий

Индивидуальная работа

16.35-16.55

Г.Федор

17.00-17.20

К. Павел

17.20-17.40

С.Никита

17.45-18.00

Работа с родителями группы №9 (консультации, мастер-классы…). Профилактика речевых нарушений у детей МДОУ.

четверг

9

Индивидуальная работа

09.05-09.35

Г. Федор

09.40-10.05

Н. Арина

10.10-10.40

С. Антон

10.45-11.15

К.Павел

11.20-11.50

Н. Дмитрий

11.50-12.30

Подготовка к НОД

12.40-13.00

Взаимодействие в работе с воспитателями гр. №9

пятница

9, 8

09.00-09.10

Подготовка к НОД

09.15-09.35

НОД с детьми группы №9

Индивидуальная работа

09.40-09.55

С.Антон

10.00-10.25

В.Влад        

10.30-10.55

Н. Арина

11.00-11.25

Г. Федор

11.30-11.55

Н. Дмитрий

12.00-12.30

Заполнение индивидуальных тетрадей

12.30-13.00

Координирование работы со всеми специалистами ДОУ на следующую неделю. ПМПк по плану.

3.4. Выписка из учебного плана МДОУ «Детский сад №…»

компенсирующая группа №9 (для детей с нарушениями зрения 5-6 лет)

на 2021 – 2022 учебный год.

Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей от пяти до шести лет - не более 25 минут.

Образовательная деятельность осуществляется в первую и вторую половину дня.

 Максимально допустимый объем организованной образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе   - 45 минут.  

Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности не менее 10 минут.

В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки, зрительные, пальчиковые, дыхательные виды гимнастик.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 минут в день.

Один раз в неделю круглогодично организовываются НОД по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В тёплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

№ п/п

Части образовательного процесса

Продолжительность НОД

в неделю

Объем НОД

в неделю

Продолж-ность НОД

 в год

Объем НОД в год

1

Обязательная часть

Адаптированная основная образовательная программа ДОУ

1.1

Образовательная  область  «Социально-коммуникативное развитие»

1

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

2

Ребенок в семье и сообществе

Интегрируется в образовательную область

« Познавательное развитие» и разные виды совместной деятельности детей и взрослых

3

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

4

Формирование основ безопасности

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности», под редакцией

Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2000 г.

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

5

Развитие игровой деятельности

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.2

Образовательная область «Познавательное развитие»        

1

Формирование элементарных математических представлений.

25 м

1

15 ч

36

2

Ознакомление с окружающим миром

20 м

1

12 ч

36

Развитие зрительного восприятия

50 м

2

30 ч

72

Социально-бытовая ориентировка

50 м

2

30 ч

72

Развитие ориентировки в пространстве

25 м

1

15 ч

36

3

Конструктивно-модельная  деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.3

Образовательная область «Речевое развитие»

1

Развитие речи

50 м

2

30 ч

72

2

Художественная литература

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1

 Рисование

25 м

1

18

36

2

 Лепка

12,5 м

0,5

7,5 ч

18

3

 Аппликация

12,5 м

0,5

7,5 ч

18

4

Музыка

50 м

2

30 ч

72

1.5

Образовательная область «Физическое развитие»

1

Физическая культура

Программа «Физическая культура в детском саду»  Л.И. Пензулаева. Издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2014 г.

70 м

3

45 ч

108

ИТОГО:

390 м

(6 ч.30 м)

16

240 ч

576

2.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.1

«Ладушки» Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Авторы И. Каплунова,  И. Новоскольцева, Санкт-Петербург; Издательство «Композитор» -2015 г.

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

2.2

Программа « Давайте познакомимся»

И.А. Пазухина

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

3.

ВСЕГО:

390 м

(6 ч.30 м)

16

240 ч

576

3.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программы

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен»,2003.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М, «Просвящение»,2010

Методические пособия

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб, 2006.   

Агронович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2001.

Азова О.И. Занимательное чтение. – М, 2008

Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. М,2007.

Голубь В.Т. Графические диктанты. М,2004.

Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М, 2003.

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Спб, 2004.

Игры в логопедической работе с детьми / под ред.В.И. Селиверстова М, 1985. Вып.2

Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М, 2003

Исправляем произношение: Ч – Щ. – М, 2008.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам «Зима», «Осень». – М, 2002.  

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми ЗПР– М, 2006

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М, 1991

Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. – М, 2008

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с ОНР. – С-П, 2000.

Нищева Н.В.. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

Новикова Е.В. Логопедическая азбука. – М, 2004.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) составитель Марцинкевич Г.Ф.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М, «Владос»,1999.

Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – С-П, 1998

Сахорова И.И. Чистоговорки в картинках. – м, 2008

Соловьева Н.В. Плдготовка к обучению грамоте детей с недоразвитием речи. – М, 2009

Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2002.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М, 2003

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. – Ярославль, 2001.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР.Альбом

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. -  М., 2001.

Ткаченко Т.А. Формирование лексико-граммаьтических представлений. М, 2001.

Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М, 2004.

Успенская Т. Уроки развития внимания и памяти. – М, 2005

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. – М, 1989

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М, «Просвящение»,2010

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М,1987

Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. – С-П, 1998

Конспекты

Авторские конспекты по формированию лексико-грамматических средств (старшая группа.)

Авторские конспекты по формированию звуковой культуры речи.

Авторские конспекты по обучению грамоте.

Картотека

О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Н.Жукова «Уроки логопеда», Т.А.Ткаченко «Логопед у вас дома», Г.Шалаева «Логопедические игры»

Диагностический материал

Нищева Н.В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)

Развитие слухового внимания

Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток, погремушка, барабан.

Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки.

Развитие мышления, зрительного  внимания, памяти

Разрезные картинки различной конфигурации.

Сборные картинки - пазлы.

Сборные картинки – кубики.

Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши

Парные картинки, счетные палочки, лото, домино

Дидактическая игра на исключение лишнего «Четвертый лишний», «Что лишнее»

Игра «Ромашка»

Игра «Слова - обобщения»

Игра «Подбери по форме»

Игра «Загадки в картинках»

Игра «Лото Животные Севера, Юга»

Игра «Цвет и форма»

Игра «Веселый счет»

Игра «Профессии»

Игра «Яблонька – времена года»

Развитие мелкой моторики

О.И. Крупечук «Тренируем пальчики-развиваем речь» выпуск 4+, 5+ Шнуровки, мозаика, игры типа «Собери бусы», игры-вкладыши, массажные мячики, массажеры, мячики для Су-Джок терапии, игры с прищепками

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Набор логопедических зондов

Спирт медицинский.

Вата.

Бинт стерильный.

Перчатки стерильные.

Автоматизация и дифференциация звуков

Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.

Наборы парных картинок.

Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях.

Картинки к трудным звукам.

Картотека чистоговорок.

Альбомы по автоматизации звуков.

Альбом для автоматизации звуков.

Альбом «Автоматизация звука в игровых упражнениях».

Логопедическая тетрадь на звук Р.

Наборы серий картинок для составления рассказов.

Дидактические игры «Говори правильно» Р. Л. Дидактические игры «Парные картинки» на звуки: С-З-Ц, Ш-Ж-Щ-Ч, Р-Л.

Дидактическая игра «Логопедическая ромашка»

Настольно-печатная игра «Домики для звуков». «Фонетические рассказы с картинками» Звуки Ль; З-Зь-Ц; С-Сь; Ш-Ж.

Азбука в картинках; Букварь.

Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.

Цветные круги (красные, синие, зелёные). Звуковые линейки.

Схемы гласных и согласных звуков

Наборы букв.

Доска для составления и чтения прямых и обратных слогов

Индивидуальные кассы букв и слогов

Буквари

Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам»

Дидактическая игра «Логопедическое лото»

Дидактическая игра «Делим слова на слоги»

Дидактическая игра «Читаем и составляем слова»

Дидактическая игра «Звонкий-глухой»

Дидактическая игра «Я учу буквы»

Дидактическая игра «Азбука. Веселые уроки»

Развитие лексико-грамматического строя и связной речи

«Альбом по развитию речи» В.С.Володина

«Альбом по развитию речи» О.Новиковская

Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам (в папках)- наборы.

Картотека игровых упражнений по лексическим темам (в папках).

Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в папках.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР по лексическим темам 1 альбом. (Теремкова Н.Э.).

Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.

Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом», «Истории в картинках» 1,2 часть

Игры-лото «Глаголы в картинках»,  «Слова наоборот»,  «Большой-маленький», «Вокруг да около»

Развивающая игра для дошкольников «Четыре сезона» (по всем временам года), «Времена года»

Грамматика в картинках «Словообразование», «Говори правильно», «Антонимы. Прилагательные», «Один-много», «Многозначные слова», Антонимы. Глаголы», «Множественное число»

Дидактические игры на закрепление детенышей животных «Ты чей малыш?»

Схемы для составления описательных рассказов.

Карточки на классификацию предметов.

Дидактическая игра  для закрепления простых и сложных предлогов

Приложение №1.

Примерное развернутое календарно-тематическое планирование

 разделов АООП ДО

Примерное календарно-тематическое планирование

в старшей группе (для детей с нарушениями зрения)

 на 2021 - 22 учебный год

Месяц/ неделя

Лексическая  тема

 

сентябрь

III неделя

Овощи. Огород. 

IV неделя

Фрукты. Сад.

октябрь

I неделя

Осень. Признаки осени.

II неделя

Деревья.

III неделя

 Перелетные птицы

IV неделя

Грибы

ноябрь

I неделя

Одежда. Звук [а], буква Аа.

II неделя

Обувь. Звук [у], буква Уу.

III неделя

 Домашние птицы. Звук [о], буква Оо.

IV неделя

 Кухня. Посуда. Звук [и], буква Ии.

декабрь

I неделя

Зима. Зимние развлечения.  Звук [т], буква Тт.

II неделя

Домашние животные и их детеныши.

III неделя

Дикие животные и их детеныши. Звук [п], буква Пп.

IV неделя

Семья. Новогодний праздник. Звук [ы], буква Ы.

январь

II неделя

 Зимующие птицы Звук [н], буква Нн.

III неделя

 Транспорт. (Виды транспорта. Профессии на транспорте.) Звук [э], буква Ээ.

IV неделя

Мебель. Звук [м], буква Мм

февраль

I неделя

 Профессии. Звук [к], буква Кк.

II неделя

 Головные уборы.

III неделя

Продукты питания. Звук [б], буква Бб.

IV неделя

Наша Родина.

март

I неделя

Ранняя весна. (Весенние месяцы. Приметы весны. Прилет птиц.) Звуки [д], буква Дд.

II неделя

Инструменты.  Звуки [г], буква Гг.

III неделя

 Рыбы. Водоемы.

IV неделя

Наш город. Звук [ф], буква Фф.

апрель

I неделя

Бытовая техника. Звук [в], буква Вв.

II неделя

Дикие животные.

III неделя

Домашние животные.  Звук [х], буква Хх.

IV неделя

Ягоды. Звук [с], буква Сс.

май

I неделя

Времена года.

II неделя

Насекомые. Звук [з], буква Зз.

III неделя

Лето. Звук [ш], буква Шш.

IV неделя

Цветы. Звук [ж], буква Жж

Примерное комплексно - тематическое планирование

коррекционно-образовательной работы в старшей группе для детей с нарушениями зрения

на 2021 - 22 учебный год

Неделя/месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

неделя

Первичное диагностическое обследование знаний, умений, навыков детей

Мой детский сад

Мои друзья

Мое Отечество- Россия

Символика-флаг

Транспорт

Мир профессий

Праздничные выходные 

Я, ты, он, она - вместе дружная семья

Единство народов планеты Земля

Любимые мамы, бабушки, сестры

Продукты

питания

Витамины на грядке

Как я сделал открытие: огонь, вода, воздух.

2

неделя

Мир предметов,

техники.

Предметы-

помощники в быту

Безопасность

Домашние животные, детёныши

Дикие звери осенью

Дом, в котором я живу

Строительство

Промежуточный мониторинг

Предметы вокруг нас: мебель, посуда

Прошлое предметов

Головные уборы

Космические

просторы

 День Победы

3

неделя

Я и моя семья

Мой дом, город

Село. Сельские труженики

Я и улица

Дорожная грамота

Береги зрение!

Я и мое здоровье

Времена года

Одежда и здоровье

Защитники

Родины

Я – человек.

Мои права, обязанности

Эмоциональное

благополучие

Итоговый мониторинг

4

неделя

Фрукты, ягоды

Овощи, фрукты

Явления неживой природы

Осенняя пора, очей очарованье

Домашние птицы, птенцы

Перелётные птицы

Явления неживой природы

Зимние праздники, развлечения

Зимующие птицы

Дикие звери

Жизнь растений зимой

Растения уголка природы

Встречаем

весну

Безопасность в природе

Цветущая весна

Безопасность в быту: балкон, открытое окно, незнакомец

5 неделя

Неделя книги

День матери

Мир искусства

День

Приложение №3

Взаимодействие учителя –логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников включает в себя:

  • выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развитие дошкольников с нарушением зрения;
  • подгрупповые консультации для родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
  • индивидуальное консультирование родителей по вопросам касающимися конкретного ребенка;
  • проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказание ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;
  • выставки специальной литературы доступной для понимания родителей, с аннотациями учителя-логопеда; игр, пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома; задания на дом;
  • рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных

          у детей навыков на занятиях.

Приложение №4.

Темы проектов:

  • педагогический проект на тему: «Маленькие слова - предлоги»; 
  • участие в работе инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум».

5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М., 1998;
  2. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ// Дошкольное воспитание. 1995, №8;
  3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб, 2006.   
  4. Агронович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2001.
  5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. М,2001
  6. Волкова Л.Н. Логопедия. М,1999.
  7. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. – М, 2008
  8. Епифанова О.В. Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. – Волгоград, 2004
  9. Ефименкова Л.Н.   Формирование речи у дошкольников. М, 1985.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М,1998.
  11. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М, 2008.
  12. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М,2002
  13. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С-П, 2001
  14. Практикум по детской логопедии./ Под ред. Селиверстовой В.И. – М, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН

Одним из условий  успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

Коррекционное значение изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов для детей с нарушением зрения

Дети с нарушениями зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства. Нарушение бинокулярного видения осложняет восприятие формы, величины, пространственного р...

Планирование коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Образовательная деятельность проектируется и реализуется на основе комплексно-тематического планирования АООП ДО. В планировании определены как общеобразовательные так и коррекционно-развивающие задач...

Перспективный план в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с нарушением зрения

Перспективное планирование по обучению грамоте представляет собой 36 занятий с целью и задачами по каждой теме....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы «Ромашки» комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения

Пояснительная записка       Рабочая Программа по развитию детей старшей группы «Ромашки» комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения разрабо...