Анализ готовности к овладению письменной речью старших дошкольников с речевым недоразвитием в условиях инклюзивного обучения
статья по логопедии (старшая группа)

Анна Анатольевна Дорофеева

Анализ готовности к овладению письменной речью старших дошкольников с речевым недоразвитием в условиях инклюзивного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorofeeva_zolina_statya.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Анна Анатольевна Дорофеева, учитель-логопед

МАДОУ г. Иркутска детский сад детский  №148,

Ульяна Васильевна Золина, педагог-психолог

 МАДОУ г. Иркутска детский сад детский  №148

Анализ готовности к овладению письменной речью старших дошкольников с речевым недоразвитием в условиях инклюзивного обучения

Проблема   готовности  дошкольников к  овладению письменной речью   не теряют своей актуальности в педагогике,  психологии,  логопедии,  методике обучения родному языку, несмотря на большое количество исследований (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев,  В.Я.  Ляудис, В.И. Нодельман и др.) [2,3,4].  На современном этапе дошкольного образования и тенденции его к инклюзивному обучению  разных категорий дошкольников с разным уровнем школьной  готовности   она приобретает особую значимость.

Данные    авторов  свидетельствуют, что  для нормального протекания  процессов письма и чтения необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических  отделов ведущих анализаторных систем, их координированная работа;  сформированность всех компонентов устной речи, особенно ее фонетико-фонематической стороны;  определенный уровень зрелости  зрительных и моторных  функций; достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления;  эмоционально-личностная зрелость ребенка.

Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной  речью, а сбой  в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении  этим  видом речевой деятельности.   Такие трудности  проявляются у  30 - 40 % первоклассников общеобразовательной школы по данным  Е.А. Логиновой, А.Н. Корнева.

Для  дошкольников с  проявлением общего недоразвития речи  (ОНР) трудности  в овладении письменной речью еще более характерны, при этом они  будут обусловлены недостатками не только устно-речевых  (вербальных), но и  невербальных  компонентов письменной речевой деятельности. Такие трудности могут быть обусловлены как спецификой созревания психики ребенка с нарушениями речи, так и недостаточной его подготовкой  на этапе дошкольного детства. И та и другая причина  разрешимы  при условии оказания  ранней адресной помощи дошкольнику с учетом специфики его онтогенеза, потребностей и возможностей обучения.

Многочисленные    исследования    дают   сведения    о   недостаточной сформированности ряда  психофизиологических функций у дошкольников  с ОНР.   У детей отмечаются нарушения  слухоречевой памяти,  воспроизведения  ритмических структур и фонематического восприятия;   низкие показатели перцептивных  процессов,   зрительно - пространственной ориентировки;  недостаточность различных  видов праксиса,  слухо-моторной и оптико-моторной координации,  имеются  эмоционально-личностные особенности,  и нарушения поведения  (Т. Н. Волковская, Г.Х. Юсупова, Т.С. Овчинникова, О.Н. Усанова  и др.) [1,4].  При этом степень их незрелости (дефицитарности)  у различных категорий дошкольников с ОНР неодинакова, что  обусловлено  структурой  дефекта при ОНР.

Таким образом,  у детей с общим недоразвитием речи оказываются  недостаточно сформированными   различные предпосылки готовности к  овладению письменной речью в разной степени выраженности.   Поэтому, только при наличии  своевременной и  целенаправленной работы по их формированию и коррекции  эта категория дошкольников может   вливаться в общее образовательное пространство  инклюзии  массовой школы и в дальнейшем осваивать программу по русскому языку.

Вопросы  преодоления  языковых - фонетико-фонематических и лексико-грамматических  нарушений  речи у детей с ОНР  (Р.Е.Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. В.П. Глухов,  А.В. Ястребова, Е.В. Колесникова) [4] достаточно полно  разработаны в теории и практике логопедии. Традиционные  методики логопедического воздействия,  разработанные перечисленными авторами, безусловно,  эффективны, но остаются практически  неизменными на протяжении длительного периода времени  и не исчерпывают всех аспектов проблемы подготовки дошкольников с ОНР к школе.

В тоже время,  вопросы   формирования комплексной  готовности таких дошкольников к овладению письменной речью, предполагающей  развитие и формирование  неречевых интегральных  психических  функций,  (в частности,  зрительно -  пространственных представлений, оптико-моторных координаций, слухоречевой памяти, регуляции и самоконтроля деятельности)  с учетом степени их недостаточности (незрелости) освещены в педагогической и логопедической литературе недостаточно.   Можно предположить, что  без учета  особенностей состояния этих функций и их влияния на собственно языковые недостатки подготовка к овладению письменной речью этих дошкольников не может осуществляться полноценно.

В данном  исследовании предпринята попытка  в процессе комплексной диагностики оценить   уровень сформированности различных   компонентов готовности к овладению письменной речью у старших дошкольников с ОНР,  находящихся   в условиях   инклюзивного обучения  для  определения  стратегии  дифференцированной  психолого-логопедической  помощи.

Мы предположили, что  у старших дошкольников с речевым  недоразвитием наблюдается  неравномерная недостаточность   ряда речевых и неречевых  психических функций,  обусловливающих  разный  уровень их готовности к овладению письменной речью; соответственно,  необходимо  дифференцировать содержание  логопедической  и  психологической работы  при   формирование различных компонентов готовности к овладению письменной речью у дошкольников с ОНР.

Для решения поставленных задач использовалась  методика Е.Н. Российской,  Г.В. Чиркиной «Оценка потенциальной готовности к овладению самостоятельной письменной речью», которая  включает два блока заданий.

Первый блок  позволяет оценить  состояние  устно-речевых предпосылок  готовности к овладению  письменной речью  (звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматическая сторона речи);  второй блок  оценивает   состояние неречевых предпосылок   готовности к овладению  письменной речью (зрительно-пространственный гнозис, слухо-речевая память,  зрительно-моторная координация).  Оценка состояния речевых и неречевых предпосылок    осуществлялась по двухбалльной системе, на основании которой выделялись  уровни сформированности предпосылок к овладению письменной речью:  оптимальный уровень; допустимый уровень; критический уровень.

В  исследовании участвовало 40 дошкольников, посещающих смешанную группу   МАДОУ  № 148 г. Иркутска. Двадцать  детей имели  нормальное  речевое развитии, они занимались по основной общеобразовательной программе ДОУ. Двадцать дошкольников имели ОНР (III уровня речевого развития),  дошкольники занимались по основной адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.

При оценке  состояния устно-речевых предпосылок  письменной речи у детей с ОНР был  выявлен преимущественно  критический уровень готовности, детей с оптимальным уровнем  не было.   Наименее сформированным компонентом устно-речевых предпосылок  оказался  фонематический анализ, где  средний балл  очень  низкий  (0,5).    У  дошкольников  с нормальным речевым развитием преобладал  допустимый  уровень устно-речевой готовности к овладению письменной речью,  детей с критическим уровнем не было. Для этих  дошкольников  также самым дефицитарным компонентом  оказался  фонематический анализ, но средний балл  успешности значительно выше (1,4).

Таким образом,    уровень устно-речевых предпосылок у дошкольников  с  ОНР значительно ниже,  чем у дошкольников с нормальным речевым развитие, что является ожидаемым результатом;  однако тенденции в степени  сформированности (зрелости)  различных компонентов  устно-речевых предпосылок у дошкольников  одинаковы. Наиболее сформирована  лексико-грамматическая сторона речи, а наименее сформированы -  процессы звукового анализа и синтеза.

При оценке сформированности  невербальных  компонентов готовности к овладению  письменной речью  было выявлено, что    большая часть дошкольники  с  ОНР имеют допустимый уровень готовности,  оптимального уровня не выявлено.  Дошкольники  с нормой речевого развития показали  схожие результаты:  преобладает допустимый уровень готовности, но есть дети  как с критическим, так и с оптимальным уровне готовности.  Самыми дефицитарными  компонентами  неречевых предпосылок  в обеих группах оказались  зрительно-пространственный гнозис,  и графо-моторная координация Разница в средних баллах незначительная (1,1 и  1,3 соответственно).

Таким образом,  по состоянию неречевых предпосылок к овладению письменной речью  дошкольники двух сопоставляемых групп  различаются незначительно и   работа по оптимизации созревания этих предпосылок письменной речи  необходима обеим группам детей.  Условия инклюзии в данной ситуации  дают возможность включать эту работу как во фронтальную,  так и в подгрупповую форму организации образовательной деятельности.

Необходимо отметить, что часть дошкольников с нормальным речевым развитием нуждаются также и в целенаправленной работе по формированию устно-речевых предпосылок,  в частности, фонематических процессов, которые играют  ключевую роль в овладении письменной речью. Думается,  что целесообразно включать этих дошкольников в подгрупповую логопедическую работу, которая проводится с детьми с ОНР. Поскольку  методики формирования фонематических процессов у дошкольников  хорошо отработаны именно  в логопедической практике.

В целом,   результаты  диагностики  подтвердили предположение  о том,  что  старшие дошкольники с ОНР имеют  незрелость как речевых предпосылок к овладению письменной речью, так и неречевых; при этом степень их несформированности у дошкольников  различна.  Данные  диагностики показали  также, что у дошкольников с нормальным речевым развитием к старшему дошкольному возрасту  выявляется недостаточная готовность  ряда неречевых психических функций к овладению письменной речью, а также недостаточная   зрелость  фонематических процессов.  Высока вероятность, что эти дети к моменту начала школьного обучения также будут испытывать существенные трудности в овладении письменной речью и без специальной помощи  их не преодолеют.    Этот факт подтверждают данные литературы о недостаточной зрелости современной популяции старших дошкольников к школьному обучению в целом  и овладению письменной речью.

Полученные результаты будут учтены нами  при разработке  и оптимизации технологии сопровождения обеих категорий  дошкольников  в подготовке к овладению письменной речью в условиях дошкольной инклюзии.

Литература

1. Волковская, Т.Н.  Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи /Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб,- 2004.

2. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды
/ Р.Е Левина / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин.- М.: АРКТИ, 2005.

3. Ляудис,  В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негура.- М.: 1994.

4. Нодельман, В.И.   Письменная речь: развитие, нарушения, диагностика, коррекция: учебное пособие / В.И. Нодельман.– Иркутск:  Вост.- Сиб. гос. акад. образования, 2011.

5. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Городское методическое объединение: "Обучение связной речи старших дошкольников по речевому развитию"

Формировать у дошкольника самостоятельное, активное, творческое    мышление;  Развивать познавательные возможности, речь;  Воспитывать инициативную личность ребенка;  Р...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...

ПРОФИЛАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

В настоящее время одной из актуальных проблем является нарушениеписьменной и устной речи у младших школьников.      Многочисленные  исследования привели к выводу, что осв...

Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»

Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»...

"Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников"

Для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки (своего рода умения). К ним относя...