ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Блинова Светлана Вениаминовна

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) делает занятие интересным, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rabote_uchitelya_1.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) делает занятие интересным, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.

Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Кубик Рубик», которая направлена на развитие грамматического строя речи. Игра предназначена для работы с детьми 5-7 лет и может быть использована в работе логопедами и дефектологами, воспитателями и родителями.

Дидактическая игра «Кубик Рубик»

Цель: развитие грамматического строя речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Кубик Рубик состоит из цветных кубиков и кубиков с играми-заданиями.  На каждой стороне цветных кубиков имеются черно-белые картинки предметов, с которыми и будет работать ребенок.

Игр с кубиками можно придумать множество вариантов, вот некоторые из них.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

На стол высыпаются цветные кубики. Ребенок по очереди подбрасывает цветной кубик. Какая сторона кубика выпадает, с той картинкой и работает ребенок, учится согласовывать имя прилагательное (в данном случае это цвет кубика) с именем существительным в роде и числе. Например: черная собака, красный помидор, желтое солнце.

Когда дети научаться правильно выполнять данное задание в игру вступает следующий кубик с играми-заданиями.

Кубик для отработки падежных окончаний

Ребенок подбрасывает два кубика (цветной кубик и кубик с заданиями). Задание по отработке падежных окончаний существительных зависит от того, какая сторона кубиков выпадет при подбрасывании.  

Это кто (что)?   -  И.п.

Нет кого (чего)?  - Р.п.

Радуюсь кому (чему)?  - Д.п.

Вижу кого (что)?  - В.п.

Доволен кем (чем)?  - Т.п.

Думаю о ком (о чем)?  - П.п.

После, можно усложнить задание, добавив цвет кубика. Например: вижу зеленый огурец, думаю о синей бабочке, доволен красным помидором, радуюсь черному коту, и т.д.

Следующая игра «Грамматические ступеньки». Кубиков с данными играми целых два.

Кубик «Грамматические ступеньки № 1»

Ребенок подбрасывает два кубика (цветной кубик и кубик с играми). Какое задание будет выполнять ребенок, зависит от кого, что выпадет после подбрасывания. Это может быть:

  1. Назови предмет. Это кошка.
  2. Игра «Один-много».  Назови предмет в ед. и во мн. числе или в ед. числе и со словом «много». Например: Кошка, кошки, или кошка, много кошек.
  3. «2 и 5».  Назови предмет с числительными два и пять.  

Например: Две кошки, пять кошек.

  1. «Гномик и великан». Назови предмет, если очень маленький, ласково, а если он огромный - с помощью суффикса – ищ.

Например: у гномика кошечка, а у великана кошачища.

  1. «Слова-действия». Назови не менее 3-5 слов-действий, подходящих к предмету.  Что делает кошка?

Например: Кошка бегает, мяукает, царапает.  (охотиться, спит, мурлычет) и т.д.

  1. «Слова-признаки».  Назови не менее 3 слов-признаков предмета. Кошка какая?

Например: Кошка породистая, пушистая, ласковая. (бездомная, рыжая, добрая).

Кубик «Грамматические ступеньки № 2»

  1. «Жадина». Назови местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными и прилагательными. Например:
  • Моя капуста, коя кошка, мое ведро, мои джинсы.
  • Моя зеленая капуста, моя черная кошка, мое красное ведро, мои синие джинсы.
  1. «Что делает? Что делают?». Например: Кошка бежит, кошки бегут.
  2. «Он какой? (Она какая? Оно какое?) Они какие?». Например: синий василек, синие васильки, черная кошка, черные кошки.
  3. «Назови первый звук в слове» Например:
  • В слове капуста- 1-ый звук [К]. Он согласный, твердый, глухой.
  1. «Назови последний звук в слове» Например:
  • В слове капуста - последний звук [А]. Звук [А]- гласный.
  1. «Чего не стало?». (Прилагательное + Существительное). Например:
  • Не стало помидора, не стало лимона и т.д.
  • Не стало красного помидора, не стало желтого лимона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его це...

Игровые технологии в работе учителя-логопеда

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого/воспитываемого.Дошкольники с ОИН испытывают большие затр...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Презентация "Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОО"

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровн...

Статья по логопедии по теме: "Игровая технология в работе учителя-логопеда"

Статья по логопедии по теме:"Игровая технология в работе учителя-логопеда"...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...