Мастер – класс «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной игротерапии»
презентация по логопедии

Чойжинимаева Цырегма Сергеевна

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной игротерапии.

Задачи:

  • Дать определение песочной терапии.
  • Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.
  • Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материалы: песок,  персональные доски, игрушки для песочной терапии, трубочки, кисточки.

Техническое оснащение: компьютер, презентация, классическая музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx25.26 КБ
Файл master-klass.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной игротерапии»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной игротерапии.

Задачи:

  • Дать определение песочной терапии.
  • Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.
  • Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Материалы: песок,  персональные доски, игрушки для песочной терапии, трубочки, кисточки.

Техническое оснащение: компьютер, презентация, классическая музыка.

«Самая лучшая игрушка  для детей – кучка песка!»

                 К. Д. Ушинский

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс  хотелось бы начать со слов,  Константина Дмитриевича Ушинского: «Самая лучшая игрушка  для детей – кучка песка!»

Все дети любят играть с песком. Детские песочницы уже давно стали главным атрибутом любой детской площадки. Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони или пройтись по нему босиком.

Песок – это натуральный материал, который состоит из мельчайших песчинок: в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества.

Что  такое песочная терапия?

Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга, первым отметившего терапевтический эффект игры с песком.

Игра с песком впервые была применена на практике основательницей Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд. Она была первой, кто решил положить детские игрушки в песок. Маргарет предлагала детям выстраивать на песке картины, и назвала этот процесс «Мой мир». Эта методика получила название «Техника мира».

Затем, в 50-х годах детский психотерапевт Дора Калф, которая, кстати, училась у самого Карла Юнга, взяла технику Маргарет и соединила с юнгианским анализом.Автор метода «Песочная терапия»

Наши соотечественники,  Татьяна Михайловна Грабенко и Татьяна Дмитриевна Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими. Авторы практикума по песочной терапии «Чудеса на песке»

Песочная терапия включает в себя все занятия, связанные с песком – игры с песком, песочное рисование, кинетический песок, юнгианская песочница и т.д. Все эти виды деятельности имеют свои особенности и существенно отличаются по своим целям и результату. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми.

Песочные игры бывают трёх видов:

  • Обучающие игры
  • игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
  • игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения,
  • обучение грамоте
  • Познавательные игры.

*игры на знакомство с окружающим миром.

        *географические игры.

        *фантастические игры.

        *исторические игры.

        *игры-экскурсии по городу.

  • Проективные игры используют психологи и психотерапевты.

На первом этапе обучения игровой деятельности с  песком самым важным является знакомство детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком. В основном все дети уже знают, что после игр с песком надо вымыть руки, нельзя тереть глаза грязными руками, рассыпать и кидаться песком.

Я покажу вам часть работы в маленькой педагогической песочнице.

Поверхность, на которой мы будем работать должна быть ровная. Возьмите простую линеечку и просто проведите по поверхности песка. Поверхность готова к рисованию. 
Первое, что должен усвоить ребенок это пространство, вот этой песочницы. Как пространство листа, на котором он рисует карандашом или красками.

В песочнице есть верх, низ, правая сторона и левая. И левый верхний угол, левый нижний, правый верхний и правый нижний. 

- Хотела бы напомнить вам, уважаемые участники, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол.

- Сегодня мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная.

- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

- Для начала давайте познакомимся с материалом, с которым мы сегодня будем работать, с помощью чего мы с вами будем сегодня рисовать - это песок.

- Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

- Песок, какой?

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком».

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной сто-роной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель: А теперь покажем, как

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Воспитатель: Посмотрите, какие получились интересные следы.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Воспитатель: В сказочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит. (Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.)

Воспитатель: Посмотрите, как песочек сыплется струйкой. (Дети пересыпают песок из ладошки в ладошку)

Воспитатель: Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем; Как сыплется песочек: струйкой, повторите.

Логопедические игры

Развитие тактильно-кинестетических ощущений.

«Идут медвежата»

Ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы»

Кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки»

Ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки»

Ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, – «жучки здороваются»).

«Кроказябль»

Дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны), (все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно).

Игры на развитие дыхания  

«Выровняй дорогу»

Перед игрушечной машинкой логопед проводит не глубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

«Найди картинки»

Несколько картинок спрятать под слоем песка. Ребенок, осторожно сдувая песок, находит картинки и называет их.

«Ямки»

Ребенок набирает через нос воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямки в песке.

«Спаси зайку»

В песке зайка оставляет следы и прячется за деревом. Неподалеку сидит лиса или волк. Ребенку необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не поймала зайца.

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку  от одной  игрушки до другой.

Игры для развития фонематического слуха

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Водолаз»

Со дна песочницы, ребенок достает и называет разные игрушки или предметы в названии, которых есть в заданный звук.

«Два моря»

Песочницу поделить перегородкой на две части. Ребенок делит предметы или картинки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например: море С и море Ш).

Автоматизация звуков.

«Цветок». Набрать песок в руку. Высыпать лепестки, произнося автоматизируемый звук.

Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку.

«Большие ноги». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося автоматизируемый звук.

Найди игрушку». Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося автоматизируемый звук.

Формирование слоговой структуры слова.

«Орехи для белки». Указательным или большим пальцем оставить отпечаток на песке «орех» на песке столько раз, сколько частей в слове и посчитать. Или выкладываем шишки на песке, сколько слогов в слове, столько шишек.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Логопед прячет часть предметов, ребёнок уточняет, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.

«Подбери слова-признаки и слова -действия». Находить игрушки в песке и подбирать к ним слова-признаки и слова-действия.

«Грузовик». Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий: предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед); приставочных глаголов (отъехать, заехать, уехать, подъехать, наехать); наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро).

«Цветные бусины». Ребенок ищет в песке цветные бусины на заданный звук, придумывает слово, выкладывает узор «звуковой анализ цветом».

Обучение грамоте

«Буквы». 1 вариант. Ребенок печатает буквы на мокром песке. 2 вариант. Ребенок дорисовывает недостающий элемент буквы.

«Допечатай первую (последнюю) букву слова.

«Составь рассказ». Ребенок выкладывает игрушки, составляет про них рассказ. Рисует схему предложения на песке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной игротерапии »

Слайд 2

Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной игротерапии . Задачи: Дать определение песочной терапии. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях. Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Слайд 3

« Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! » К. Д. Ушинский

Слайд 4

Песок – это натуральный материал, который состоит из мельчайших песчинок. в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества.

Слайд 5

Что такое песочная терапия? Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии , которая строится на теории швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга, первым отметившего терапевтический эффект игры с песком. Игра с песком впервые была применена на практике основательницей Лондонского института детской психологии Маргарет Ловенфельд . Она была первой, кто решил положить детские игрушки в песок. Маргарет предлагала детям выстраивать на песке картины, и назвала этот процесс «Мой мир». Эта методика получила название «Техника мира».

Слайд 6

Затем, в 50-х годах детский психотерапевт Дора Калф , которая, кстати, училась у самого Карла Юнга, взяла технику Маргарет и соединила с юнгианским анализом. Автор метода «Песочная терапия». Наши соотечественники, Татьяна Михайловна Грабенко и Татьяна Дмитриевна Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно – развивающими. Авторы практикума по песочной терапии «Чудеса на песке»

Слайд 7

Песочная терапия включает в себя все занятия, связанные с песком: игры с песком; песочное рисование; игры с кинетическим песком; игры в юнгианской песочнице и т.д. Все эти виды деятельности имеют свои особенности и существенно отличаются по своим целям и результату. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми.

Слайд 8

Правила поведения в играх с песком Не кидаться песок, не разбрасывать его, играть осторожно; Не сыпать песок на товарищей по играм; Не поднимать руки с песком высоко, играть спокойно и аккуратно; Не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться бережно; Ни в коем случае не тереть грязными руками глаза, лицо; Не брать песок в рот; Вымыть руки после игры с песком.

Слайд 9

Первое, что должен усвоить ребенок это пространство, вот этой песочницы. Как пространство листа, на котором он рисует карандашом или красками. В песочнице есть верх, низ, правая сторона и левая. И левый верхний угол, левый нижний, правый верхний и правый нижний.

Слайд 10

Игра « Здравствуй, песок! » Цель: снижение психофизического напряжения. Оборудование: Песочница. Ход игры: Воспитатель просит по-разному « поздороваться с песком » . Ребенок: • дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; • легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; • дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; • перетирает песок между пальцами, ладонями.

Слайд 11

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Слайд 12

«Дорога к другу» На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Слайд 14

«Раскопки» или «Найди картинки» Несколько картинок спрятать под слоем песка. Ребенок, осторожно сдувая песок или кисточкой сметая песок находит картинки и называет их.

Слайд 15

« Два моря» Песочницу поделить перегородкой (чертой) на две части. Ребенок делит предметы или картинки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например: море С и море З).

Слайд 16

« Спаси зайку» В песке зайка оставляет следы и прячется за деревом. Неподалеку сидит тигр или волк. Ребенку необходимо «замести» все следы, чтобы тигр не поймал зайца.

Слайд 17

«Свободное рисование» В конце занятия можно оставить время для самостоятельного свободного рисования на песке

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

Мастер – класс «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Цель: скорректировать речевые нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.Задачи:  - Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;- Стимулировать речевые зоны ...

Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"

1.     опыт работы на тему:«Логопедический массаж  ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...

Мастер-класс для педагогов: Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений

Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений  Тема нашего выступления «Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений»....