Конспекты постановки звуков
план-конспект занятия по логопедии

Захарова Екатерина Семеновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад комбинированного вида № 6 "Березка"

МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия)

Конспект по постановке и автоматизации свистящих звуков «С» и «З»

Подготовила:  учитель-логопед Захарова Е.С.

Олекминск 2021г.

Постановка свистящего звука [С]

  1. Дыхательная гимнастика.

- берем кухонную бумажную салфетку, нарезаем на полоски шириной примерно 1-1,5 см, приклеиваем на кончик языка и дуем.

- или берем игрушку «вертушка»

- или специальный набор для развития речи «аэробол»

     

     2. Пальчиковая гимнастика

         - любые игры для развития мелкой моторики (шнуровки, лего, пластилин или стишки):

- на поляне толстячок (правая рука сжата в кулак и поднята перед собой)

- белый гриб боровичок (ладонь левой руки накрывает кулак правой)

- а под ним, дрожа немножко (левая рука остается, правую убираем)

- подняла улитка рожки (указательный и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой)

(О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»)

        

     3.Развитие фонематического слуха

        - играем в игру «Поймай звук!». Ребенку нужно будет поймать звук, объясняем: - Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук «А», хлопни в ладоши, поймай его! Договорились ? Тогда слушай внимательно – у, а, и, о, а, у, а, ы, а.. (И так проигрываем все гласные звуки, когда ребенок будет слышать  все гласные звуки, проигрываем согласные звуки! Затем слоги, только после этого приступаем к словам!)

    4. Приступаем к артикуляционной гимнастике:

  • Упражнение «Окошко» - широко открываем рот
  • Упражнение «Жарко» - закрываем рот

Удерживаем по 5-10 сек и попеременно повторяем 5 раз

  • Упражнение «заборчик» - губы в улыбке, видны сомкнутые зубы (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «улыбка» - губы сомкнуты, растянуты в широкую улыбку  (удерживаем 5-8 секунд)

попеременно 5 раз

  • Упражнение «чистим зубки» - широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону – 5 раз
  • Упражнение «лопата» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (удерживаем 5-8 секунд, повторяем 3раза)
  • Упражнение «желобок» - скрутить язык трубочкой и дунуть по желобочку, при этом щеки не должны быть надутыми!   (удерживаем 5-8 секунд, повторяем 3раза)

Артикуляционный уклад звука “С”

Звук С

· губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

· кончик языка упирается в нижние резцы,

· передняя часть спинки языка выгнута,

· боковые края языка прижаты к коренным зубам,

· вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

· между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

· сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
· голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

5.  Автоматизация в слогах (если звук С появился изолированно!)

- са-са-са                        - ас-ас-ас                        - аса-осо-усу

- со-со-со                        - ос-ос-ос                        - осо-усу-ысы

- су-су-су                        - ус-ус-ус                        - усу-аса-аса

- сы-сы-сы                         - ыс-ыс-ыс                        - ысы-иси-усу

- си-си-си                        - ис-ис-ис                        - иси-усу-осо

(если прямые слоги хорошо повторяет, то приступаем)

- ста-сто-сты-стэ-сту                        - спа-спы-спэ-спо-спу

- стя-стё-сти-сте-стю                        - спя-спи-спе-спё-спю

- сва-свы-свэ-сву-сво                        - сма-смы-смэ-смо-сму

-свя-сви-све-свю-све                        - смя-сми-сме-смё-смю

- ска-скы-скэ-сто-ску                        - сна-сны-снэ-сно-сну

- скя-ски-ске-скё-скю                        - спя-сни-сне-снё-сню

- сла-слы-слэ-сло-слу                        

- сля-сли-сле-слё-слю                        

6. Автоматизация в словах:

- СА: сам, сальто, сало, салют, сахар, сад, сани, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сабо,  сауна, садок, Савва, событие, совок, совет, сова,  софа

- СО:  сом, соболь, собрать, согнуть, соло, сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка, соты, сонный

- СУ: сук, судно, суд, судья, судьба, суп, сумка, суббота, судно, сукно, сухо, сундук, суета, сутки, сухой;

- СЫ: сырок, сытый, сын, сыт, сынок, сыпать, сырость, косынка, босые, носы.

 

7. Автоматизация звука  [с] в словах со стечением согласных

- Сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скула, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступеньки, ступа, студить, студент, стынуть.

 

8.  Автоматизация звука  [с] в словах, звук в середине слова

- оса, коса, писать, кусать, посадка, гусак, Анфиса, паста, пастух, настанет, каскад, каска, маска, опасно, песок, кусок, носок, босой, осока, высокий, поясок, пост, воск, мост, киоск, хвост; несу, пасу, посуда, куст, пусто, капуста, август, фокусник, весы, бусы, гусыня, посыпать, косынка, выступ, выставка, писк, миска, диск, аист, аистёнок, пианист, танкист, место, тесто, тесно, теснота, весна, бюст, ясный.

 

9. Автоматизация звука  [с] в словах, звук в конце слова

квас, бас, нас, погас, ананас, нос, покос, поднос, кокос, вкус, кактус, укус, фокус, автобус, фикус, минус, мыс, кумыс, Денис, пёс, овёс, утёс, унёс, навес, пояс.

 

10. Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

- вкусный суп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска, медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.  

11. Автоматизация звука  [с] в предложениях:

- сын спит

- у Сони стакан

- на ступеньке спит собака

- Соня собирает сливы

- Соня и Настя испугались осы

- Стас катается на самокате

- в саду созревают сливы

12. Автоматизация звука  [с] в чистоговорках

- СА – СА – СА   длинная коса

- СА – СА – СА  хитрая лиса

- СА – СА – СА   вот летит оса

- СА – СА – СА   укусила в нос оса

 

- СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы

- СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы

- СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы

- СЫ – СЫ – СЫ  новые весы

- СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы

- СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы

 

- СУ – СУ – СУ   воду я несу

- СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу

- СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу

- СО – СО – СО   у Сони колесо

- СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо

 

- АС – АС – АС  дети  входят в класс

- АС – АС – АС  дети пили квас

- АС – АС – АС  свет у нас погас

- АС – АС – АС  я корову пас

- АС – АС – АС  вкусный ананас

 

- ОС – ОС – ОС  на поляне много коз

- ОС – ОС – ОС  я несу поднос

- УС – УС – УС  я несу арбуз

- УС – УС – УС  у Сони много бус

- ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес

- ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис

 

13. Автоматизация звука  [с] в текстах

 

ОСА

 

Сидел Барбос в саду под сливой. По саду летали осы. Села оса собаке на нос. Не успел Барбос  хвостом махнуть, как оса его ужалила. Барбос скулит, нос распух. Идет Настя: «не скули, пёсик! Смажу тебе   нос лекарством». Спит теперь пёс дома под скамейкой.  

Постановка свистящего звука [З]

Постановка звука «З» почти такая же, как и при постановке звука «С», но включаются голосовые связки.  

  1. Дыхательная гимнастика.

- берем кухонную бумажную салфетку, нарезаем на полоски шириной примерно 1-1,5 см, приклеиваем на кончик языка и дуем.

- или берем игрушку «вертушка»

- или специальный набор для развития речи «аэробол»

     

     2. Пальчиковая гимнастика

 - любые игры для развития мелкой моторики (шнуровки, лего, пластилин или стишки):

- на поляне толстячок (правая рука сжата в кулак и поднята перед собой)

- белый гриб боровичок (ладонь левой руки накрывает кулак правой)

- а под ним, дрожа немножко (левая рука остается, правую убираем)

- подняла улитка рожки (указательный и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой)

(О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»)

        

     3.Развитие фонематического слуха

        - играем в игру «Поймай звук!». Ребенку нужно будет поймать звук, объясняем: - Я буду произносить звуки, а ты, если услышишь звук «А», хлопни в ладоши, поймай его! Договорились ? Тогда слушай внимательно – у, а, и, о, а, у, а, ы, а.. (И так проигрываем все гласные звуки, когда ребенок будет слышать  все гласные звуки, проигрываем согласные звуки! Затем слоги, только после этого приступаем к словам!)

    4. Приступаем к артикуляционной гимнастике:

  • Упражнение «Окошко» - широко открываем рот
  • Упражнение «Жарко» - закрываем рот

Удерживаем по 5-10 сек и попеременно повторяем 5 раз

  • Упражнение «заборчик» - губы в улыбке, видны сомкнутые зубы (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «улыбка» - губы сомкнуты, растянуты в широкую улыбку  (удерживаем 5-8 секунд)

попеременно 5 раз

  • Упражнение «чистим зубки» - широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону – 5 раз
  • Упражнение «лопата» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (удерживаем 5-8 секунд, повторяем 3раза)
  • Упражнение «желобок» - скрутить язык трубочкой и дунуть по желобочку, при этом щеки не должны быть надутыми!   (удерживаем 5-8 секунд, повторяем 3раза)

Артикуляционный уклад звука “З”

  • губы немного растянуты, как при улыбке;
  • язык по бокам прижат к верхним зубам, а внизу — упирается в нижние резцы;
  • между рядами зубов остается небольшая щелочка;
  • мягкое небо перекрывает воздушной струе выход через нос;
  • воздух проходит вдоль языка, создавая глухой «С»;
  • голосовые связки колеблются и «включают» голос, без которого звучание «З» невозможно.

«Повтори как я »

З-з-з -о

З-з-з - а

З-з-з - у

З-з-з - э

ЗА-За-За

Зэ-Зэ-Зэ

Зо-Зо-Зо

Зу-Зу-Зу

ЗА-Зо-Зу-Зы

Зо-За-Зы-Зу

Зу-За-Зо-Зы

Зы-За-Зу-Зо




«Повтори как я »

А-З-З-З

И- З-З-З

О- З-З-З

У- З-З-З

АЗ-аЗ-аЗ

ЯЗ-яЗ-Яз

ОЗ-оЗ-оЗ

уЗ-уЗ-уЗ

АЗ-иЗ-яЗ-оЗ

ОЗ-аЗ-иЗ-уЗ

ИЗ-аЗ-уЗ-юЗ

ЯЗ-уЗ-иЗ-аЗ

Автоматизация звука [З] в обратных  слогах:

А-З-З-З

И- З-З-З

О- З-З-З

У- З-З-З

АЗ-аЗ-аЗ

ЯЗ-яЗ-Яз

ОЗ-оЗ-оЗ

уЗ-уЗ-уЗ

АЗ-иЗ-яЗ-оЗ

ОЗ-аЗ-иЗ-уЗ

ИЗ-аЗ-уЗ-юЗ

ЯЗ-уЗ-иЗ-аЗ

Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции

аЗа-аЗа-аЗа

иЗэ-иЗэ-иЗэ

оЗо-оЗо-оЗо

уЗу-уЗу-уЗу

аЗа-аЗо-аЗу-аЗы-аЗэ

оЗа-оЗо-оЗу-оЗы-оЗэ

уЗа-уЗо-уЗу-уЗы-уЗэ

ыЗа-ыЗо-ыЗу-ыЗы-ыЗэ

эЗа-эЗо-эЗу-эЗы-эЗэ

Автоматизация [З] в начале слова:

  • зал, завал, задира;
  • зарево, закат, засветло;
  • заря, замок, загар, завод;
  • затея, забор, заставка, застава;
  • забава, загадка, заноза;
  • зуд, зуб, зубок, зубы;
  • зоб, зов, зонт, зол.

В середине слова:

  • ваза, база, роза, коза;
  • базар, береза, польза, фазан;
  • глаза, пазуха, газон, узор;
  • козырек, музыка, пузырек, называть;
  • блуза, Лиза, гроза, дереза;
  • казак, мозоль, позолота, доза.

Автоматизация в словосочетаниях:

  • забытый зонтик
  • зеленые глаза
  • коза и козел
  • забавный зяблик
  • заросший газон
  • изящный узор

Автоматизация в предложениях:

  • «Звучание флейты – замечательное». «Зоя учит азбуку». «На газоне незабудки». «Зоин папа – музыкант» (из трех слов).
  • «В заборе застрял зайка». «Зоя помазала порез мазью». «Злата правильно расставила знаки». «Зоя знает много загадок» (из четырех слов).
  • «Тетя Зоя звонит в звонок». «На машине издалека везут арбузы». «Зоя купила в магазине зонтик». «Фазаны пьют воду из таза». «С неба упала золотая звезда» (из пяти слов).
  • «На вокзале поезда стоят в ожидании». «Мама загадывает Зое загадку о зайке». «На дворе коза, у козы глаза» (из шести слов).

Автоматизация звука З в стихах:

  •  «Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд, а второй покажет хвост».

Автоматизация звука З в скороговорках

  • «Замок закрыт на замок. У входа в замок – звонок.

Вековая пыль на звонке - Замок сто лет на замке».

  • «На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха таз берет,

Мордочку ежонку трет».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад комбинированного вида № 6 "Березка"

МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия)

Конспект по постановке и автоматизации шипящих звуков «Ш» и «Ж»

Подготовила:  учитель-логопед Захарова Е.С.

Олекминск 2021г.

Постановка шипящего звука «Ш»

  1. Дыхательная гимнастика. Берем кухонную салфетку, нарезаем полоски шириной примерно 1-1,5 см. Приклеиваем на кончик языка и дуем.
  2. Артикуляционная гимнастика:
  • Упражнение «Окошко» - широко открываем рот
  • Упражнение «Жарко» - закрываем рот

Удерживаем по 5-10 сек и попеременно повторяем 5 раз

  • Упражнение «заборчик» - губы в улыбке, видны сомкнутые зубы (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «улыбка» - губы сомкнуты, растянуты в широкую улыбку  (удерживаем 5-8 секунд)

попеременно 5 раз

  • Упражнение «чистим зубки» - широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону – 5 раз
  • Упражнение «лопата» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (удерживаем 5-8 секунд, повторяем 3раза)
  • Упражнение «чашечка» - открыть рот, боковые края широкого языка поднять вверх, как бы образуя чашечку  (удерживаем 5-8 секунд, повторяем 3раза)

  1. Постановка звука «Ш».

Звук Ш

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Автоматизация звука «ш» в слогах

в прямых слогах:

- ша – ша – ша

- шо – шо – шо

- шу – шу – шу

- ши – ши – ши

в обратных слогах

- аш-ош-уш-ыш

- аш-яш-уш-юш

-яш-ёш-юш-иш-еш

- яш-ёш-юш-уш

в интервокальной позиции

- аша-ашо-ашу-аши

- уша-ушо-ушу-уши

-оша-ошо-ошу-оши

-иша-ишо-ишу-иши

в прямых слогах со стечением согласных

-шта-што-шту-штэ-шты

-шка-шко-шку-шкэ-шкы

-шма-шмо-шму-шмэ-шмы

-шва-шво-шву-швэ-швы

-шпа-шпо-шпу-шпэ-шпы

-шна-шно-шну-шнэ-шны

 в обратных слогах со стечением согласных

-ашт-ошт-ушт-ышт

-ишт-ешт-ёшт-юшт-яшт

-ашк-ошк-ушк-ышк

-ишк-ешк-ёшк-юшк-яшк

Игра «Хлопни в ладоши»


Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С и т.д.
Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА и т.д.
Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.д.

Автоматизация звука «ш» в словах:

- в начале слова

  • (ША) – шалун, шахматы, шайка, шаблон, шаман, шесть, шатен, шанс, шаль, шатун, шахта
  • (ШО) – шов, шок, шоколад, шелк
  • (ШУ) – шум, шумовка, шутник, шут, шуметь, шутить
  • (ШЕ) – шелест, шевелить, шелковод, шелуха, шейка, шея
  • (ШИ) – шипы, шина, шитье, шипеть, шиповник

  - в середине слова

  • (ША) – каша, ваша, Даша, кашалот, Паша, кушать, туша, душа, мешать, крыша
  • (ШО) – капюшон, голышом, мешок, тушенка, черешок, ремешок, порошок
  • (ШУ) – пишу, кошу, ношу, дышу, укушу
  • (ШЕ) – мишень, утешение, решение, кашель, бешеный, душевный
  • (ШИ) – машина, вышивать, кувшин, тишина, пушинка, машинист, пришили, ушиб, решили

- в конце слова

  • (АШ) – ваш, наш, гуашь, шантаж, карандаш
  • (УШ) – тушь, душ, коклюш
  • (ЫШ) – камыш, мышь, малыш, детеныш, ландыш
  • (ИШ) – шумишь, финиш, мякиш, пилишь
  • (ЁШ) – пьёшь, поёшь, льёшь, берёшь, трёшь

Автоматизация звука «ш» в словосочетаниях:

- шепчет Наташа

- наша бабушка

- наша школа

- Дашина шапка

- новая ушанка

- Наташины калоши

- пушистая шапка

Автоматизация звука «ш» в предложениях:

- у Яши машина

- бабушка вышивает петушка

-у Маши шуба

- камыши шумят тихо

- у Яшиной машины шины

- бабушка шьёт штанишки Яше

- Маша пьёт вишневый компот

- Мишутка дует на пушинки

- дома у Яши мешок каштанов

- у кошки ушки на макушке

- мама шьёт на швейной машинке

- Паша катает мишку на машине

- у Паши и Даши мышонок Пушок

- мама мышь и мышата едят шпинат

- у мышки – мышата, у кошки - котята

     

Автоматизация звука [Ш] в словах

Закончи предложения:

Я иду и ты … (идешь). Я пою и ты … (поешь). Я веду и ты … (ведешь). Я даю и ты … (даешь). Я ем и ты … (ешь). Я несу и ты … (несешь).

Игра «Назови ласково».

Ребенок называет, мама записывает

воля – волюшка, доля – ________, дума – ___________, кума – _________, зима – ________, камень – _________, солнце – _________, хлеб – ________, изба – ________,хозяйка – _________, штаны – __________, мать – ________, тётя – __________, дядя — __________.

Автоматизация звука [Ш] в словах

«Измени первый звук в слове»

Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
Тапка- __апка, жаль — __аль, мах -__ах, губы — __убы, мыло -__ило, бык -__ик, дар-__ар, майка-__айка, топот — __ёпот, чашка-__ашка, мышка-__ишка, парить-__арить,

накал-__акал.

Повтори слоги со стечением согласных:
шпа, шпы, шпэ, шпо, шпу, шма, шмы, шмэ, шмо, шму, шла, шлы, шлэ, шло, шлу, шна, шны, шнэ, шно, шну, шва, швы, швэ, шво, шву, шта, шты, штэ, што, шту, шкы, шкэ, шко,

шку, шра, шры, шрэ, шро, шру.

Повтори слова:
шпаргалка, шпинат, шмыгать, штат, шпион, яшма, штатив, швед, кошма, штанга, шпана, шпик, шмякнет, башмак, штамп, швея, кошмар, шляпа, дышло, штопка.

Сосчитай до пяти.

Один камыш, два камыша………….пять камышей.
Один шалаш, два шалаша…………..пять шалашей.
Одна шуба, две шубы……….………пять шуб.
Одна школа, две школы………….…пять школ.
Одно шило, два шила…………….…пять шил.

Произносить (читать) слова парами.

пышка – вышка кадушка – подушка
школа – школьник камушки – кумушки
шкаф – ушко пушка – мушка
багаж/ш/ - гараж/ш/ кошки – мышка

Запомни и повтори ряд слов.

шум – шумный – шуметь шут – шутливый – шутить
шаг – шагом – шагать шахтер – швея – штурм
малыш – бабушка – дедушка штаны – рубашка - шуба

Автоматизация звука Ш в чистоговорках

 Ша-ша-ша- ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - ша-ша-ша - Маша моет малыша.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо- Паша пишет хорошо.
Шо-шо-шо- Шо-шо-шо - мы рисуем хорошо.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - буквы на доске пишу.
Шу-шу-шу- Шу-шу-шу - хорошо я их пишую.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - вот играют малыши.
Ши-ши-ши- Ши-ши-ши - у них есть карандаши.
Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Мишин карандаш.
Аш-аш-аш- Аш-аш-аш - это Машин карандаш.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на дедушку похож.
Ош-ош-ош- Ош-ош-ош - я на бабушку похож.
Уш-уш-уш- Уш-уш-уш - папа починил наш душ.
Ша-ша-ша - нет карандаша.
Шо-шо-шо - нам гулять хорошо.
Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу.
Ши-ши-ши - притихли малыши.
Ше-ше-ше - радостно душе.

Про Таню
Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу,
Поет песню малышу.
Ши-ши-ши-ши,
Любят песни малыши.

Песня малышу
Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шу-шу-шу-шу,
Поем песню малышу.
Ши-ши-ши,
С нами пели камыши.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

Автоматизация звука Ш в пословицах

Богатство, что вода: пришла и ушла.
Большому кораблю - большое плаванье.
В лес не съездишь - так на печи замёрзнешь.
Дружба как стекло: разобьёшь - не сложишь.
Зимою шубка не шутка.
Не давши слово, держись, а давши, крепись.
Нет лучшего друга, чем матушка.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Тише едешь - дальше будешь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Шила в мешке не утаишь. 

Автоматизация звука Ш в стихах

Наша ёлка велика!
Наша ёлка высока!
Выше папы, выше мамы -
Достаёт до потолка.

*****
Ленивая кошка не ловит мышей.
Ленивый мальчишка не моет ушей.
Ленивая мышка не выроет норку.
Ленивый мальчишка не любит уборку.
Ленивая мушка не хочет летать.
Ленивый мальчишка не хочет читать!
Что делать, скажите, добрейшей старушке,
Когда завелись у старушки в избушке:
Ленивая кошка, ленивая мышка,
Ленивая мушка, ленивый мальчишка.

*****
В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит.
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко прошепчу
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Тише, Шорох, не шурши,
Навостри-ка уши -
Тишину послушай!..

*****
Ш-ш-ш. Тихонько притаитесь.
Ш-ш-ш. Ни чуть не шевелитесь.
В прятки в тишине играют –
Лишь тогда вас не поймают.

*****
Шершень шустрый прилетел,
Шершень на цветочек сел.
Шершень посидит немножко
И отправится в дорожку.

*****
Маша любит кушать кашу,
Маша говорит Наташе:
«Кашу кушать все должны,
Каши детям всем нужны».

*****
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Детям спать не даёшь?

*****
Наша Маша хороша,
Ходит Маша не спеша,
Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая.

*****
Мышка в кружечке зелёной
Наварила каши пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.

*****
На кухне кошка готовит лепёшки.
Любит лепёшки котёнок Тимошка.

*****
Вышивает Даша мишку,
Маша вышивает мышку.

*****
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.

*****
Миша и Паша шайбу гоняют,
Маша и Даша им не мешают.

*****
Шагают по опушке мышки,
Под мышками у мышек книжки.

*****
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч.

*****
Петушок, петушок!
Подари мне гребешок!
Ну, пожалуйста! Прошу!
Я кудряшки причешу.

*****
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный.
Ночью пусть пируют мыши:
Тише, тише, тише, тише.
(И. Токмакова)

Воробей 
- Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
(А. Тараскин)

Мыши 
Наши мыши – ваших тише,
Не шуршат по погребам.
К вам не ходят наши мыши.
Не пускайте ваших к нам.
(В. Степанов)

Птичка 
Птичка под моим окошком
Гнёздышко для деток вьёт,
То соломку тащит в ножках,
То пушок во рту несёт.

Миша пишет
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.

*****
Пять ребят живут в избушке,
Пять маслят вблизи опушки.
У масляток – шапочки
У ребяток – тапочки.

Мышь как мышь
Мышь как мышь, сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали…
(Г. Лагздынь)

Бабушка 
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведёт перед сном.
(З. Александрова)

Мышки 
Пляшут мышки – шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать братишке.
(А. Стародубова)

*****
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

*****
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, Мишутка.

*****
У Маши – котёнок Тимошка,
У Миши – мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

*****
Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

Мышонок и мышь
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шуршишь, не спишь!
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише.
(А. Капралова)

Лягушата 
У речушки, вдоль опушки,
Мимо вспаханных полей
Шли ленивые лягушки
В гости к бабушке своей.
(И. Демьянов)

Шишки у Мишки 
Бросил палку сверху Мишка.
- Падай в шапку с ёлки, шишка!
Шишка – хлоп по голове.
Стало шишек сразу две.
(Е. Петрищева)

Ручеёк 
- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, к речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю, малыш.
(Г. Виеру)

Пекарь 
Я песок мешаю с глиной, как муку.
На горячем камне к ужину пеку:
Крендель для матрёшки, клоуну – лепёшки,
Пряники для мишки, заиньке – коврижки.
(Г. Ладонщиков)

Ромашки 
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки – будто луговые.
Ромашки, ромашки – прямо как живые.
(М. Пляцковский)

Везёт нас лошадка 
Везёт нас лошадка, лошадка, лошадка –
Ни шатко, ни валко, ни валко, ни шатко.
Стегнуть бы кнутом бы лошадку,
Да – жалко.
(А. Шибаев)

Мошки
Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!
(В. Лунин)

*****
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет!
(А. Шибаев)

Когда играешь сам
Когда один играешь, танцуешь и поёшь,
То маме не мешаешь и ныть перестаёшь.
Тогда рисуешь, пишешь, сидишь в углу, как мышь.
И шума не услышишь, хотя весь день шумишь.

Ромашки
Нарядные платьица, жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Такие весёлые эти ромашки –
Вот-вот заиграют как дети, в пятнашки.
(Е. Серова)

Лягушки 
На старой кадушке
Сидели лягушки
Зелёные ушки,
Тупые макушки.
Я к ним подошёл,
Они в воду бултых!
И нечего больше
Сказать мне про них.
(В. Степанов)

Семейка
Мышка в кружечке зелёной
Наварила кашки пшённой.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось,
Ни крупинки не осталось!
(С. Маршак)

*****
Шорох, шептанье, шум под окном,
Шлёпанье лёгкое…Кто это – гном?
Шшш! Там за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком шуршит тишина.
(В. Лунин)

*****
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

 

Автоматизация звука Ш в текстах

 

Перескажи тексты, чётко проговаривая звук Ш.

Шалун Миша


Миша - шалун. Шалил с кошкой. Кошка мяукала. Бабушка отняла кошку.
Ушёл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

Яша и Алёнушка


Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Алёнушки матрёшка и кукла Малышка. Матрёшка на подушке. Взяла Алёнушка Малышку. Стала кормить её кашкой. Потом надела на Малышку рубашку, башмаки.
А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Берёт ватрушку и даёт кошке. Посмотрел в окошко. Видит Яша, что идёт мама.
Пришла мама. Она довольна, что Алёнушка и Яша играют.

Кошка и мышка


Ушли все из дома. А кошка была дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка поймала мышку.

На опушке


Ходила Алёнушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла на опушку леса. Там росли ромашки. На ромашках сидели букашки. Недалеко речушка. У речушки камыши. Там квакают лягушки. На дереве сидит кукушка. Присела Алёнушка на брёвнышко. Отдохнула и пошла домой.

Ландыши


Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо–невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши! 

Автоматизация звука Ш в скороговорках

 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мышь широкими шагами шаркала по мостовой.
В камышах шуршат мышата,
Шумно плещутся в ушатах.

Широкие шины
Шикарной машины
Бесшумно шуршат по шоссе.

Сшила Шура шикарную шубу.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Постановка шипящего звука «Ж»

  1. Дыхательная гимнастика. Берем кухонную салфетку, нарезаем полоски шириной примерно 1-1,5 см. Приклеиваем на кончик языка и дуем.
  2. Артикуляционная гимнастика такая же, как и при постановке звука «Ш»
  3. Постановка звука «Ж» такая же, как и при постановке звука «Ш», только подключаем голосовые связки.

Автоматизация звука «Ж» в слогах:

   

в прямых слогах:

- жа – жа – жа

- жо – жо – жо

- жу – жу – жу

- жи – жи – жи

в прямых слогах со стечением согласных

- жда-ждо-жду-жды-ждэ

- жда- жбы-жбэ- жбо- жбу

- жла жлы жлэ жло жлу

- жва жвы жвэ жво жву

- жна жны жнэ жно жну

- жга жгы жгэ жго жгу

- жма жмы жмэ жмо жму

- жда - ждо – жду - жди

- жал – жол - жил - жул

- лаж - лож – луж - лиж

Автоматизация в словах:

-Жаба, жук, жевать, живот.

-Жало, жулик, железо, жижа.

-Ежата,  жужжать, жена, жир.

-Вожатый, рожок, жучок, жест, ножи.

-Жалко, лужок, абажур, уже, ужи, одежда.

Автоматизация в словосочетаниях:

- Лежат ножницы

- Женина одежда

- Бежит Жора

- Желтая пижама

- Жду ужин

- Кружатся снежинки

- Жужжит жучок

Автоматизация в чистоговорках:

Жа - жа - жа - иголки у ежа.

Жу - жу - жу - флажок держу.

Жи - жи -  жи - вкусные коржи.

Жа - жа - жа - видел я моржа.

Жи - жи - жи - под кустом сидят ежи.

Жу - жу – жу - я на солнышко гляжу.

Жу – жу - жу - как-то уж пришёл к ежу.

Автоматизация в стихах:

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

Медвежонок бежит

И от холода дрожит.

Пастух пропел в рожок:

Вышел я на бережок.

Не знали медвежата,

Что колются ежата,

И давай с ежатами

Играть, как с медвежатами. (Э. Котляр)

Жу - жу - жу, Жу - жу – жу,

На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу!

Над ромашками я кружу!

Безобидно я жужжал,

Что ж ты, Женя, убежал? (Ю. Какотов)

Игра «Закончи слово»

гара…, мира…,кор…, сторо….,чи….,мор…., стри…., у….

Игра «Начни Слово»

…ир, …ивот, …елезо. …есть, …ук, …изнь, …илет, …ивой, …елтый,

..аба, …ираф, …еле, …арко. …мурки, …евачка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Детский сад комбинированного вида № 6 "Березка"

МР "Олекминский район" Республики Саха (Якутия)

Конспект по постановке и автоматизации сонорных звуков «Р» и «Л»

Подготовила:  учитель-логопед Захарова Е.С.

Олекминск 2021г.

Постановка  звука [Р]

  1. Дыхательная гимнастика.

- берем кухонную бумажную салфетку, нарезаем на полоски шириной примерно 1-1,5 см, приклеиваем на кончик языка и дуем.

- или берем игрушку «вертушка»

- или специальный набор для развития речи «аэробол»

- или задуй свечку

- или загоняем мяч в ворота

     

  1. Разогреваем голосовые связки:

- говорим громко и тихо ААА-ааа-ААА-ааа-ААА-ааа…

  1. Тренируем язык:

- упражнение «качели» (раскачиваем язык в 3 позициях: к губам, к зубам, внутри рта к нёбу и опускаем)

- упражнения «блинчик» и «иголка» (расслабляем и напрягаем язык, попеременно)

- упражнение «вибрация» (вибрируем губами и языком)

  1. Артикуляционная гимнастика:
  • Упражнение «заборчик» - губы в улыбке, видны сомкнутые зубы (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «улыбка» - губы сомкнуты, растянуты в широкую улыбку  (удерживаем 5-8 секунд)

попеременно 5 раз

  • Упражнение «лошадка» - звонко цокать языком, как будто скачет лошадь (5-10 секунд)
  • Упражнение «маляр» - улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад (5-10 секунд).
  • Упражнение «барабанщик» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук: dddd
  • Упражнение «грибочек» - приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот

  1. Если  ребенок научился делать все артикуляционные упражнения, приступаем к постановке звука «Р»:
  • От упражнения «Грибок». Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. В итоге получается вибрация. Для этого способа у ребенка должен быть сформирован сильный выдох.
  • Механический или «Болтушка». Для этого способа вы можете использовать шариковый зонд, но в домашних условиях родители могут воспользоваться ватной палочкой. Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», а взрослый тем временем помещает кончик ватной палочкой под язык и совершает колебательные движения из стороны в сторону. У вас получится сочетание ДР.
  • От сочетания ЗЖ. Широкий язык поднят за верхние зубы и ребенок длительно произносит ЗЖ. Он ощущает легкую вибрацию и при более сильном выдохе получится Р.

Источник: https://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/postanovka-zvuka-r/ 

  1. Если звук «Р» изолированно появился, то приступаем к автоматизации

В прямых слогах:

- ра-ро-ру-ры

- ро-ры-ру-ра

- ры-ру-ро-ра

- ру-ра-ро-ры

В обратных слогах:

- ар-ур-ор-ыр                - ыр-ур-ар-ор

- ер-ир-ер-юр                - яр-ар-ор-ер

- ыр-ир-яр-ар                - ер-яр-юр-ур

- ер-ор-ар-яр                - ёр-ер-ир-ыр

В прямых слогах со стечение согласного звука:

- тра-тро                -тра-тру                - тры-тра                - тро-тру

- тро-тры                -тру-тры                - тру-тро                - тры-тро

В обратных слогах со стечение согласного звука:

- атр-отр-утр                - ютр-ётр-ятр

- отр-ытр-утр                - итр-етр-ятр

- ятр-ётр-ютр                - ётр-етр-ятр

- ытр-атр-отр                - етр-итр-ютр

- атр-утр-ытр                - итр-ютр-етр

  1. Автоматизация звука Р в начале слова:
  • рак, рама, рана, ракета;
  • рот, рота, роза, робот;
  • Рома, Рая, роса, родина;
  • рынок, рыть, рысь, рыба;
  • рука, рубка, рукава, рубанок.

Автоматизация звука Р конце слова:

  • шар, пар, дар, бар;
  • удар, загар, комар;
  • бор, мотор, набор, топор;
  • мир, пир, кефир, зефир;
  • ветер, вечер, мастер, катер;
  • узор, отпор, помидор, двор.

Автоматизация звука Р в середине слова:

  • ура, дыра, гора, пора;
  • пара, фара, гитара, тара;
  • Вера, Юра, Кира, Марат;
  • игра, конура, контора, жара;
  • город, герой, ворота, дорога;
  • ведро, ядро, бедро, утро

Автоматизация звука Р в словосочетаниях

  •  «Новый забор», «Подмести двор», «Пить кефир».
  • «Пойду на базар», «У Ромы загар», «Сильный боксер».
  • «Российский сыр», «Второй номер», «Купить самовар».
  • «Розовые розы», «Робкий Рома», «Родной дом».
  • «Рычание рыси», «Рыбный рынок».
  • «Румяный рулет», «Разные рукава»

Автоматизация Р в предложениях

  •  «Рома работает в гараже шофером», «Сороки, вороны и воробьи в городских парках».
  • «Черная ворона каркает на крыше», «Мастеру поручили срочную работу», «Зимой мы черпаем воду из проруби».
  • «Кира рывком открывает фрамугу», «Юра, Рома и Вера собирают рыжики в бору»

Автоматизация звука Р в скороговорках

«Во мраке раки шуршат в драке.

Тропка на траве, травка на тропке.

Краб крабу грабли сделал.

На горе Арарат растет крупный виноград.

До города дорога в гору, от города – с горы.

Рома Маше нарвал ромашек.

Морочила морока, пророчила сорока».

Автоматизация Р в текстах

  • «У Ромы и Веры огород. В огороде на грядках зреет перец, красные помидоры, хрустящие огурцы, растет кудрявая петрушка. Рома и Вера рыхлят грядки, используют удобрения. Хороший будет урожай!»
  • «У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает баранки, сухари и крошки от торта. Сегодня таракан позовет в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи – мечта каждого любого таракана». 

Автоматизация звука Р в стихах

 «Страусы строят гнезда в сторонке.

Странными кажутся эти воронки.

Ямы в песке роют быстро и просто

Красивые птички высокого роста».

«Вышли мыши как-то раз – 

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон – 

Удирают мыши вон».

Постановка  звука [Л]

  1. Дыхательная гимнастика.

- берем кухонную бумажную салфетку, нарезаем на полоски шириной примерно 1-1,5 см, приклеиваем на кончик языка и дуем.

- или берем игрушку «вертушка»

- или специальный набор для развития речи «аэробол»

- или задуй свечку

- или загоняем мяч в ворота

     

  1. Разогреваем голосовые связки:

- говорим громко и тихо ААА-ааа-ААА-ааа-ААА-ааа…

  1. Тренируем язык:

- упражнение «качели» (раскачиваем язык в 3 позициях: к губам, к зубам, внутри рта к нёбу и опускаем)

- упражнения «блинчик» и «иголка» (расслабляем и напрягаем язык, попеременно)

- упражнение «вибрация» (вибрируем губами и языком)

  1. Артикуляционная гимнастика:
  • Упражнение «заборчик» - губы в улыбке, видны сомкнутые зубы (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой (удерживаем 5-8 секунд)
  • Упражнение «улыбка» - губы сомкнуты, растянуты в широкую улыбку  (удерживаем 5-8 секунд)

попеременно 5 раз

  • Упражнение «лошадка» - звонко цокать языком, как будто скачет лошадь (5-10 секунд)
  • Упражнение «пароход» - улыбнуться, легко прикусить широкий кончик языка, произносить звук Ы-Ы-Ы, чтобы слышался звук Л-Л

  1. Если  ребенок научился делать все артикуляционные упражнения, приступаем к постановке звука «Л»:

- постановка от межзубного звука. Этот способ наиболее удобен и универсален и подходит всем детям. Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает кончик языка между зубами и чуть прикусывает его. При этом должен получиться звук [л]. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ…).  Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл), можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы

6. Автоматизация в слогах:

 в прямых слогах:

- ла-ла-ла-ла

- лы-лы-лы-лы

- ло-ло-ло-ло

- лу-лу-лу-лу

в обратных слогах:

- ал-ал-ал-ал

- ил-ил-ил-ил

- ол-ол-ол-ол

- ул-ул-ул-ул

- ел-ел-ел-ел

в интервокальных слогах:

-ала-ало-алы-алу

-ула-уло-улы-улу

-ола-оло-олы-олу

-ыла-ыло-ылы-улу

со стечением согласных:

- кла-кло-клу-клы

- слу-сла-слы-сло

- фло-флу-фла-флы

- хлы-хла-хло-хлы

- плы-плу-пло-пла

Автоматизация Л в начале слова

  • лак, лаз, лапа, лама, лавина;
  • лом, лоб, лодка, ложка, ловушка;
  • луч, лук, лужа, лунка, луковица;
  • лыжи, лыко, лыжник.

В середине слова

  • калач, салат, палата, булавка;
  • полы, голы, каналы, волы;
  • болото, калоши, молоток, колобок, колодец;
  • голубь, палуба, тулуп, каблук, блуза;
  • алмаз, алфавит, галка, халва.

В конце слова

  • зал, бал, спал, упал, канал;
  • пол, кол, угол, футбол, сокол;
  • пел, дятел, мел, хотел, Павел;
  • жил, выскочил, выносил, вытащил;
  • качнул, мускул, стукнул, ущипнул;
  • котёл, пошёл, козёл, шёл;
  • гонял, мял, менял, таял, снял, поднял.

Слова с двумя звуками [Л]

  • Лаял, плыл, колол, полол, послал
  • молол, делал, лакал, лазил, ласкал
  • гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил
  • ломал, глотал, баловал, колокол, колотил
  • молотил, доложил, положил, целовал, лопнул
  • слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

Слова со стечением согласных

  • Глаза, гладкий, сожгла, злак,
  • Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок
  • Слава, сладкий, слабый, слазить,
  • выслать, флаг, флакон, шла, вышла
  • блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон
  • весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка
  • каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника
  • плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга
  • глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

Автоматизация звука Л в предложениях

  1. «Слава пьет молоко», «Алла ела яблоко», «Володя будет пилотом» (из трех слов).
  2. «Владик уехал в колхоз», «У лайки – белые лапы», «Лось убежал от волка», «По волнам плывет плот», «Стул упал на пол», «У Золушки шелковое платье» (из четырех слов).
  3. «Клава покупала свеклу и молоко», «Золушка подметала и мыла полы», «Слава плавал на плоту по Волге», «На полу Клава нашла булавку», «Мила мыла пол в классе» (из пяти слов).
  4. «Клубок упал со стула на пол», «Алла купила алычу, а Володя – клубнику», «В чулане на полке стоял кувшин», «Волшебница помогала Золушке поехать на бал» (из шести слов).

Автоматизация Л в текстах

  1. Текст «Шалун»:
    «У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».
  2. Текст «Дятел»:
    «На высокой ёлке сидел дятел и долбил ствол. Шапочка у дятла – алая, клюв – длинный. Увидел Павел, что дятел сидит низко, хотел его поймать и унести домой. Но дятел испугался и улетел. Мама сказала Павлу: «Дятел – лесная птица. Он должен жить в лесу».

Автоматизация Л в стихах

  1. «Белый снег, белый мел,
    Белый заяц тоже бел.
    А вот белка не тела,
    Белой белка не была».
  2. «Клава ловко лук полола,
    Мыла пол и полки Лала,
    Пыль Володя выбивал,
    Гвозди Валя забивал,
    Коля весело пилил,
    Анатолий вилки мыл,
    Ну, а маленькая Света,
    Ела сладкие конфеты».
  3. «В полнолуние под елкой
    Волк завоет на луну.
    Нет оленя, белки, телки –
    Плохо, голодно ему».
  4. «Молоток стучал, стучал,
    Гвозди в доску загонял.
    Колотил он с толком –
    Получилась полка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

КОНСПЕКТ "Постановка звука "С".

Постановка звука «С»....

План конспект "Постановка звука "Р"

Предназначен для индивидуальных занятий по постоновке звука "р"...

Конспект. Постановка звука [К].Помоги колобку.

Конспект на постановку звука [K]. Помоги колобку....

конспект "Постановка звука -К-.

Задачи:Научить ребенка правильно произносить звук К;Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;Развивать фон...