О дифференциации звуков речи
статья по логопедии

Козырева Диана Зауриевна

Дифференциация звуков - это умение различать звуки, схожие по произношению. Умение правильно различать звуки играет важную роль в развитии речи ребенка. Бывает, что ребенок отдельно все звуки произносит корректно, но в свободной речи заменяет их на неправильные, но сходные по звучанию. В будущем это может повлиять на грамотность, ведь как ребенок произносит, так он и напишет. Что делать, и как справиться с такой проблемой, рассказывается в данной статье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lbaa.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Выделяют несколько критериев готовности ребенка к школьному обучению. Среди них, в частности – сформированность звуковой стороны речи, то есть ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. Кроме того, должны быть полностью сформированы фонематические процессы, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Работа по дифференциации звуков становится актуальной, когда ребенок уже научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию.

Основная задача работы по дифференциации звуков – воспитать у ребенка стойкий навык правильного употребления в речи того или иного звука, без смешения его с акустически или близкими по артикуляции звуками. Достигается это путем специальных упражнений.

Работа по дифференциации звуков проходит в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Работа по дифференциации звуков

  • Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа.
  • Первый этап: предварительная работа над каждым из смешиваемых звуков

На этом этапе уточняются и прорабатываются произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану.

  • Проработка артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. С помощью разных приемов внимание ребенка обращается на правильное произнесение звука. 
  • Выделение звука в слоге. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  • Формирование умения определять наличие звука в слове. С помощью разных приемов логопед предлагает детям проанализировать слова, включающие данный звук и не имеющие его.
  • Определение места звука в слове.
  • Выделение слова с этим звуком из предложения.

Второй этап: слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков

На втором этапе сопоставляются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.

Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука.

На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза. Поскольку основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Для того, чтобы процесс дифференциации звуков был более увлекательным и эффективным, детей вовлекают в разные виды игр с использованием самых разных приемов/

Дифференциация на уровне слогов

В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:

Игра «Пианино». Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.

Дифференциация на уровне слов

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

Игра «Узнай слово». Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] – [щ] в ряде слов, которые произносит педагог. Услышав звук [ч], ребенок должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] – два раза.

Педагог произносит слова: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.

Дифференциация на уровне предложений

Игра «Исправь ошибки взрослого». Педагог предлагает детям исправить ошибки в неправильно произнесенных им словах. Например:

Ущительница ущит нас щитать. – Учительница учит нас читать.

Дифференциация на уровне текстов

Игра «Конкурс говорунов». Детям предлагается рассказывать друг другу скороговорки со звуками [ч] – [щ]. Выиграет тот, кто быстрее и без ошибок проговорит свою скороговорку.

Примеры скороговорок:

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

 Волки рыщут, пищу ищут.

Чистоговорки

Забавные шутки-чистоговорки (от слов «говорить чисто») используются для развития словарного запаса и чувства ритма.

Дифференциацию звуков в чистоговорках проводят после дифференциации звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Чистоговорки можно повторять как считалочки, подбирать к ним картинки, задействовать в игре с игрушками.

Приведем примеры чистоговорок на дифференциацию звуков

За, за, за – вот идет коза!

Жа, жа, жа – мы видели ежа!

Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

Су-су-су – не найдем слона в лесу!

Де-де-де – кто в воде? Дил-дил-дил – крокодил!

Ах-ах! Ах-ах! Панцирь есть у черепах!

Простые логопедические упражнения и игры

«Придумай слово». Предложите ребенку прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка – миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза – коса, оса, лиса и т. д.).

«Чем отличаются слова». Предложите ребенку рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов разницу в звучании этих слов.

«Поэт». Прочитайте ребенку двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Предложите ему выбрать для рифмы одно слово из предложенных. Например:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

 

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

 Логопедические занятия помогают сформировать у дошколят правильную речь и подготовить их к полноценному усвоению школьной программы. Чем раньше будет начата такая работа, тем лучше будут ее результаты. С этой точки зрения, основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения речи своего ребенка, а потом, когда начнется работа с логопедом, закреплять ее результаты самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков речи

Консультация для педагогов...

Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию Звуков речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Подбери пару"

Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  Игра поможет выработать устойчивое произно...

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи

Нарушение слуховой дифференциации звуков речи...

Дифференциация звуков речи

Дифференциация звуков речи...

Авторская пальчиковая методика по автоматизации и дифференциации звуков речи

В данной разработке подробно представлена комплексная методика по развитию межполушарных связей, координации тонкой моторики руки. Пальчиковые упражнения и манипуляции способствуют развитию творчества...

Слуховая дифференциация звуков речи как профилактика дисграфии у дошкольников

Дифференциация звуков - различение звуков, схожих по каким-либо признакам (свистящие-шипящие, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие и т.п.). Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самос...

Развитие слуховой дифференциации звуков речи

У дошкольников часто встречается форма нарушения, связанная с неразличением звуков на слух. С целью преодоления этой формы нарушения звукопроизношения необходимо научить ребёнка различать на слух заме...