ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по логопедии

Костенкова Валерия Александровна

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo_-_pedagogicheskaya_rabota_s_detmi_s_ovz.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПСИХОЛОГО -  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ».

Автор: Костенкова В.А.,

Учитель - логопед МБДОУ д/с №2

Ставрополь -2023 г.

ПСИХОЛОГО -  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Автор: Костенкова В.А.,

Учитель - логопед МБДОУ д/с №2

г.Ставрополь

       Аннотация: В статье раскрыта педагогическая  работа с детьми  с ОВЗ.

       Ключевые слова: дети с ОВЗ, направления, диагностика, направление, результаты.

         Психолого – педагогическая  работа с детьми с ОВЗ строится  в соответствии с ФГОС ДО. Работа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Работа с детьми с ОВЗ предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

        Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

         Основными направлениями психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ:

  • диагностическая работа,
  • коррекционно-развивающая работа,
  • профилактическая и консультативная работа с родителями.

        Диагностическое направление:

        Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психо-коррекционной работы.

        В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

        В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением психолого-медико-педагогического консилиума дошкольной организации (ПМПк ДОУ) определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

        Одной из важных задач является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи, индивидуальной траектории развития или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или подгруппы детей в целом.

        Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

  • своевременно выявить детей с ОВЗ;
  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
  • определить оптимальную траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);
  • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации;
  • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
  • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
  • определить условия воспитания и обучения ребёнка;
  • определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.

        В качестве источников диагностического инструментария используются научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др.

        Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребёнка:

  • особенности контакта ребёнка;
  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
  • реакция на одобрение;
  • реакция на неудачи;
  • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
  • эмоциональная подвижность;
  • особенности общения;
  • реакция на результат.

        Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребёнка:

особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

особенности моторной функции.

        Коррекционно-развивающее направление.

        Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми с ОВЗ служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах.

        Работа учителя-логопеда имеет ряд особенностей:

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе обследования логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

3. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

5.  В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

6.Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.

7. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

        Основные направления работы:

  • диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
  • планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей группы;
  • организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; 
  • мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

        Работа учителя-логопеда имеет ряд особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, направляются на городскую ТПМПК. Специалисты ТПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам дальнейшего обучения и воспитания ребенка.

        Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ начинается с всестороннего обследования специалистами. Учитель-логопед, используя специальные методики, в процессе диагностики выявляет характер нарушения речевой деятельности.

        С учетом психоречевого и физического развития ребенка составляется план индивидуального развития, определяется индивидуальный образовательный маршрут.

   Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка. Содержание коррекционной работы основывается на:

  •  использование специальных образовательных программ и методов обучения детей с ОВЗ;
  • создание специальных условий для занятий с детьми с ОВЗ;
  •  подборе специальных методических пособий и дидактических материалов;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

        Развитие мелкой моторики

  • гимнастика в стихах,
  • игры с палочками,
  • игры с шариками,
  • самомассаж пальчиков,
  • массаж пальчиков массажером.
  • штриховка,
  • работа с трафаретами.
  • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
  • дорисовка;
  • волшебные узоры.

        Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.

        Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

        Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

        На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

         В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ.


Используемая литература:

1. Журнал «Логопед» - № 4/2014.

2. Журнал «Логопед» - № 4/2015.

3. Научно-методический журнал «Практический психолог и логопед» № 3(7), 2014.

4.Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» № 4(62), 2014.

5. Федорова Л. И. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования коррекционно-развивающей работы. М. Педагогический университет «Первое сентября» 2014г.

6.Составители Прочухаева М. И., Самсонова Е. В. Инклюзивное образование. Выпуск № 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М., «Центр школьная книга» 2010г.

7. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. Мозаика — Синтез 2011.

8.Богатырева А. В., Косткина М. А. Особенности организации логопедической работы в условиях инклюзивного образования // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 146-148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого – педагогической работы с детьми и родителями в группе кратковременного пребывания.

Адаптационная группаоткрывается  с целью оказания помощи семье в воспитании ребенка от 2-х до 3-х лет, создания условий для ранней социализации детей и их адаптации к поступлению в детский ...

Конспект проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей группы в процессе организации трудовой деятельности

проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей  группы в процессе организации  трудовой деятельности(Мытье комнатных растений) Тема: «В мире комнатных растений»...

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательной области «Безопасность»

Консультация "Содержание психолого-педогогической работы с детьми по ОО "Безопасность"...

творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

Консультация для педагогов ДОУ "Психолого - педагогическая работа с детьми по реализации ООП в соответствии с ФГОС ДО"

Консультацуия представляет собой таблицу - структуру и содержание психолого-педагогической работы с детьми по 5 образовательным областям ФГОС ДО...

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет

В материале подобраны цели и задачи  психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет  по образовательным областям: «Социально-коммуникативноеразвитие», «Познавательное развитие», «Речевое р...

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет

В материале представлены цели и задачи образовательной деятельности с детьми 6 - 7 лет по пяти областям и игровой деятельности в соответствии с ФГОС....