Методическая разработка «Игры с камешками Марблс, как инновационный метод в логопедической работе»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Терентьева  Жанна Владимировна

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Всё большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игры с камешками Марблс, как инновационный метод в логопедической работе»

   Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте неуклонно растет. Всё большему количеству детей требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

   Большинство дошкольников с речевыми нарушениями имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций, пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура речевого нарушения требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

   Необходимо поддерживать интерес на занятиях, использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.

     Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

   Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

      Камешки марблс, материал,  который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

    Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.

    Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр  коррекционных задач:

• развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка;

• упражнять в ориентировке на плоскости листа;

• упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными;

• обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;

• развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику;

• упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;

• проводить  работу по автоматизации поставленных звуков;

• развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;

• развивать образное мышление, зрительное внимание, память;

• развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр с использованием камешков Марблс, которые я использую в своей работе:

1. «Четвёртый лишний». Данная игра создана с учётом автоматизируемых звуков. Ребёнку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор  и положить на лишнюю картинку камешек.  В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классифицировать и употреблять обобщающие понятия.

2.  Выложи звуковую дорожку повторяя,  поставленный звук.

3. Развитие тактильной чувствительности. Игра «Сухой бассейн».  

4. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.

5.  Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.

6.  Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенный разбор слова.

7. Выполняя манипуляции с камушками, просим ребёнка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

8. Игра «Посчитай - ка». В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными.

Игры на формирование количественных представлений.

«Сколько?»

Выложи столько камешков на столе, сколько: у человека глаз?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько ножек у стола?

Игры на сравнение по количеству.

Отсчитать заданное количество камешков для зверят.

- У кого больше камешков, у зайки или мишки?

- Как сделать поровну?

Порядковый счет.

Предложить ребенку сосчитать разноцветные камешки по  - порядку: первый, второй, третий…

Назвать какого цвета третий по счету камешек, пятый и т.д.

Рассказать, какой по счету зеленый камешек, синий, желтый?

Игровое упражнение на автоматизацию изучаемого звука в слогах.

Например, на автоматизацию звука [р] в слогах. Повтори столько слогов «ра» (ро, ру, ры, рэ) сколько желтых, розовых, зеленых, синих и т.д. камешков…

Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.

Игры на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа.

Игра «Волшебный мешочек».

  Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).

 Также в своей работе, использую картотеку игр с камешками марблс.

  Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой используются нетрадиционные средства обучения, более динамичная, эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными, увлекательными, неутомительными.

   Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

   Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и воспитателей. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.

    Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камешки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.

 

Список использованной литературы:


1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

 М., 2010
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка. Методические разработки по теме: «Нетрадиционные методы в логопедической работе».

Педагогическая находка.Методические разработки по теме: «Нетрадиционные методы в логопедической работе»....

Методическая разработка "Игры в логопедической работе с детьми"

Данный материал можно использовать в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы...

Методическая разработка" Игры с бусами в системе занятий по подготовке к обучению грамоте в логопедических группах."

Матереиа предназначен для воспитателей и учителей-логопедов для использования в работе на занятиях по обучению грамоте....

Методическая разработка «Игры и упражнения с камешками Марблс»

Представляю игровую технологию с использованием нетрадиционного материала, в которой ясно, последовательно изложена работа с камешками Марблс как практического дидактического пособия по созданию услов...

Выступление на методическом обьединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад №12 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО".

Доклад, из опыта работы, воспитателя средней группы детского сада на тему: " Инновационные методы и формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ в рамках реализации ФГО...

«Игры с камешками Марблс, как инновационный метод в логопедической работе»

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте не...

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Камешки Марблс- как инновационная технология всестороннего развития детей дошкольного возраста»

laquo;Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек ...