Методическая разработка «Игры и методические приёмы в работе с русской народной сказкой»
методическая разработка по художественной литературе

Лихт Наталья Олеговна

Методические указания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игры и методические приёмы в работе с русской народной сказкой»

Методические указания

«Угадай сказку»

Уточнить знание народных сказок (с использованием загадок, иллюстраций).

Подборка иллюстраций к сказкам, картинок с изображениями персонажей сказок; подборка загадок по сказкам.

1.Дети угадывают сказку – по загадке ;

– по иллюстрации с изображением сюжета сказки или персонажа;

– по отрывку из сказки.

2. Один ребёнок описывает по картинке героев сказки. Другие отгадывают, кто это, из какой сказки.

3. Группа детей выбирает картинку, распределяет между собой роли и разыгрывают фрагмент сюжета сказки, изображённый на картинке (можно с помощью игрушек) так, чтобы другие дети её узнали.

«Назови сказку»

Формировать умение грамматически верно строить сложные предложения, развивать способность к анализу и синтезу.

Подборка иллюстраций к сказкам, сказочных коллажей; картинок с изображениями персонажей сказок.

1. Детям показывают иллюстрацию с изображением персонажей разных сказок (коллаж). Надо вспомнить сказки, персонажи которых изображены на картинке, и охарактеризовать героев.

2. Детям показывают иллюстрации, где изображены сюжеты из разных сказок, но герои перепутаны. Нужно расставить персонажей по своим местам и назвать сказки.

3. Дети должны показать картинку с изображением фрагмента из какой-либо сказки, соответствующую прочитанному отрывку, назвать эту сказку.

Игра «Без слов»

Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Дети должны показать эпизод сказки с помощью мимики и жестов.

Артикуляционная гимнастика

Развивать артикуляционную моторику и эмоциональную сферу ребёнка.

Подборка артикуляционных упражнений.

Проводится с обыгрыванием определённых качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу приписывается определённое движение органов, принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее.

Пальчиковые игры

Развивать мелкую моторику рук и эмоциональную сферу ребёнка.

Подборка пальчиковых игр.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками. Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

«Кубики времени»

Развивать способность к анализу, связную речь.

Кубики с изображением эпизодов сказок.

Запомнить цепь событий, происходящих в сказке, могут помочь кубики, изготовленные по методу М.Монтессори. Каждая сторона кубика представляет собой своеобразный «кадр» из сказки, эпизод. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий, происходящих в сказке.

«Рисование сказки»

Развивать мелкую моторику руки, эмоциональную сферу ребёнка.

Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки. Проанализировав детский рисунок, его содержание, характер изображения, средства выразительности, взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у ребят эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

«Добавлялки»

Развивать чуткость к художественному слову, артикуляционную моторику.

Подборка иллюстраций к сказкам.

Дети хором договаривают соответствующее слово:

Ок-ок-ок – стоит в поле …(теремок)

Ок-ок-ок – покатился …(колобок)

Ят-ят-ят – серый волк не съел … (колобок)

Су-су-су – петушок прогнал … (лису)

Цо-цо-цо – снесла курочка …(яйцо)

Ана-ана-ана – несут лебеди …(Ивана)

Ёк-ёк-ёк – не садись на …(пенёк)

Ёт-ёт-ёт – битый не битого …(везёт)

Ребёнок, у которого картинки из соответствующей сказки, показывает их всей группе.

Задания по формированию грамматического строя речи:

«Кто больше подберёт определений?»

Упражнять в согласовании прилагательных с существи-тельными в роде и числе.

Например: какой волк в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

Усложнение. Сравнить волка в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Волк и семеро козлят».

«Придумай название сказки»

Продолжать работу над правильным построением фразы.

Детям предлагают деформированную фразу, например: волк, от, заяц, как, убежал. На её основе можно составить название новой сказки – «Как заяц от волка убежал».

«Найди родственников»

Формировать навыки словообразования.

Например: лиса, лисичка, лисонька, лисица; волк, волчок, волчище и т.д.

«Узнай, чем домик»

Формировать навыки образования притяжательных прилагательных, правильного использования предлогов в речи.

Детям предлагается сказать: чью голову они видят в окошке? чей хвост выглядывает из-за домика? следы чьих лап видны перед домиком? (лисья, беличья; заячий, волчий; медвежьи, собачьи и т.д.)

«Какие они разные – эти животные»

Пополнить активную речь антонимами.

В сказке «Лисичка и волк» лиса – хитрая, а волк – …(наивный). В сказке «Заюшкина избушка» заяц – добрый, а лиса – …(злая); петух – смелый, а медведь – …(трусливый).

«Назови ласково»

Упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: петух – петушок, борода – бородка, перья – пёрышки и т.д.

«Похвастайся»

Упражнять в образовании однокоренных слов.

Например: усы – усищи, глаза – глазищи, нос – носище и т.д.

«Конструирование слов, словосочетаний и предложений»

Расширять словарный запас ребёнка, упражнять в образовании однокоренных слов, словотворчестве.

- придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок-лесовичок);

- срифмовать два слова (кузнец – удалец, колобок – клубок, петушок – гребешок, кошка – ложка и.т.д.), а затем можно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить длинное, распространённое предложение в игре «От каждого по словечку»: «Иван-царевич» – «Шёл Иван-царевич» – «Шёл Иван-царевич по тропинке» – «Долго ли, коротко ли шёл Иван-царевич по тропинке» и т.д.

Задания по развитию связной речи:

«Расскажи сказку»

Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию, ориентируясь по символам, последовательно излагать содержание.

Наборы сюжетных картинок по сказкам.

Работу лучше начинать со знакомой и любимой детьми сказки. После усвоения данного метода детям не составляет труда рассказывать различные сказки.

Дети получают конверты с иллюстрациями к сказке (один конверт на двоих) и раскладывают картинки в порядке, соответствующему развёртыванию сюжета. В этом случае, прежде всего, ценятся совместный труд, умение договариваться. Далее дети рассказывают эту сказку.

«Совместное рассказывание сказки»

Обогащать лексический запас, развивать навыки активной речи, совершенствовать и обогащать просодику, разви-вать эмоциональную сферу.

Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражание, которое ребёнок должен повторить при совместном пересказывании сказки.

«Драматизация сказки»

Формировать навык соотнесения слова с соответствующим материальным объектом, развивать слуховое внимание.

Фигурки персонажей сказок.

По ходу чтения педагогом ребёнок должен выставлять фигурки (картинки) тех персонажей, о которых говорится в сказке, а затем с их помощью обыграть её сюжет.

«Что будет, если…?»

Обогащать связную речь развёрнутым диалогом, развивать умение чередовать прямую и косвенную речь.

Подборка иллюстраций к сказкам.

Детям демонстрируют иллюстрацию с изображением сюжетных ситуаций из 2 сказок и предлагают подумать над тем, как бы развивался сюжет в связи с изменившейся ситуацией. /Приём изменения сюжета можно использовать на любом этапе его развёртывания./

«Разучиваем пословицу»

Формировать умение анализировать пословицу.

Детям предлагается проанализировать пословицу «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и подобрать пословицу, схожую по смыслу («Не торопись языком, торопись делом»).

 «Сочиняем сказку»

Формировать умение использовать в речи сравнительную и превосходную степени имён прилагательных, развивать умение планировать рассказ, развивать воображение, фантазию.

Подборка иллюстраций к сказкам; подборка предметных картинок; набор картинок с изображением пейзажей, трафареты, карандаши, ножницы.

1. Каждый ребёнок получает конверт с иллюстрациями к сказке. Работая в парах, дети высыпают все картинки на стол и пробуют сочинить новую сказку из материалов к двум разным сказкам. За основу можно выбрать любую из этих сказок или придумать новый сюжет.

2. Детям предлагают любой пейзаж и набор предметных картинок: о ком могла бы быть сказка? Как могла бы называться? Дети вместе с педагогом выбирают наиболее удачный вариант.

Усложнение. Детям предлагают набор картинок с изображением пейзажей, трафареты силуэты животных и альбом для рисования. Дети выбирают трафареты силуэтов тех животных, которые участвуют в задуманной ими сказке, обводят их по контуру, вырезают, раскрашивают, раскладывают на картинке-пейзаже. И только после этого рассказывают задуманную сказку.

Приёмы в работе со сказками, способствующие воспитанию чуткости к слову:

«Одинаковые слова»

Обогащать лексический запас.

Разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер).

«Самое длинное»

Побуждать к словотворчеству, упражнять в словообразовании.

Сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»).

«Найди словечко»

Развивать чуткость к художественному слову, слуховое внимание.

Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова.

«Что оно означает?»

Воспитывать чуткость к художественному слову, знакомить детей с этимологией слов.

Объяснить происхождение слов. В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки …).

«Убежали звуки»

Развивать фонематический слух.

Произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребёнку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «царевна».

«Доскажи словечко»

Развивать слуховую память, образность речи, воспитывать чуткость к художественному слову.

Составить устойчивое словосочетание: зайчик-…(побегайчик), молодильные …(яблоки), летучий … (корабль), красна …(девица), живая и мёртвая …(вода), белокаменный …(дворец), чистое …(поле), златогривый …(конь), ковёр-… (самолёт), серый … (волк), Иван-… (царевич), Иванушка-…(дурачок) и т. д.

«Метод аналогий»

Развивать ассоциативное мышление.

Ребёнок должен вспомнить похожих героев из других сказок. Например, после чтения сказки «Морозко», детям предлагается назвать таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок (Хаврошечка, сестрица Алёнушка, Золушка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Творческий проект "Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству через игрушку"

Проект выполнен в рамках реализации системно-деятельностного подхода в группах младшего возраста. С некоорыми содержательными изменениями может быть использован и для детей старших групп....

Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...

Методическая разработка театрализованного представления с детьми раннего возраста по русской народной сказке «Теремок»

Конспект проведения театрализованной деятельности, драмматизации по русской народной сказке "Теремок" с детьми раннего возраста (2-3лет). Образовательные области: художественно - эстетическое развитие...

Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...

Методическая разработка по развитию речи на тему : "Знакомство с русской народной сказкой "Снегурочка"" в средней группе

Знакомство с содержанием русской народной сказки "Снегурочка", научить связной речи с опорой на иллюстрации....