Развитие фонематических процессов
учебно-методический материал по логопедии

Ознакомительная презентация для воспитателей и родителей о развитии фонматических процессов у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Фонема – в переводе с греческого «звук» Фонематические процессы: фонематический слух фонематическое восприятие ф онематический анализ и синтез

Слайд 3

Фонематический слух – это способность человека различать, анализировать и дифференцировать звуки человеческой речи. Формируется с рождения самостоятельно. При благополучном развитии ребёнка формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной, трём годам. Этапы развития фонематического слуха: первый – формирование способности различать неречевые звуки второй – различать речевые звуки

Слайд 4

Д ля развития способности различать неречевые звуки детям предлагаются игры на распознавание звучащих инструментов (колокольчик, бубен, барабан, дудочка и т.д.) ВАЖНО!!!В начале знакомим со звуком музыкального инструмента и называем его и только затем угадываем его звучание!!! Игра «Что звучало ?» Материалы : колокольчик, бубен, погремушка, дудочка, барабан, ширма. Первый вариант: Описание : музыкальные инструменты закрываются ширмой, педагог поочерёдно извлекает звуки, дети называют (показывают) музыкальный инструмент. Второй вариант: Описание: музыкальные инструменты закрываются ширмой, педагог поочерёдно извлекает звуки, дети «показывают» движением и «озвучивают». Третий вариант: Описание: педагог показывает картинки музыкальных инструментов, дети называют звукоподражание инструментов.

Слайд 5

Примеры игр на р аспознавание действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки природы, звуки транспорта ). ВАЖНО !!!В начале знакомим со звуками, которые издают предметы, называем их, и только затем угадываем их звучание!!! Игра «Угадай, что я делаю?» Перед детьми лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок. Игра «Что звучало ?» по примеру игры с музыкальными инструментами (варианты этой игры см. выше)

Слайд 6

Примеры игр , развивающие способность различать речевые звуки. Игра «Узнай по голосу» Дети вместе с воспитателем встают в круг. Один ребёнок в кругу. Дети идут по кругу и произносят текст: « Ваня, ты сейчас в лесу, Мы зовём тебя «Ау!» Крепче глазки закрывай, Кто позвал тебя – узнай!» Воспитатель показывает на одного из стоящих в кругу детей, и ребёнок, на которого указали, говорит: «Ау!». Водящий должен по голосу определить, кто его позвал . Игра «Скажи, как я» Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним. Игра «Попугай» Педагог произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

Слайд 7

Игра «Поймай звук» Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков. Педагог называет ряд звуков, дети выполняют одно из действий (по договоренности), когда слышат условленный звук (хлопают, топают, вскидывают руки вверх и т.п.) Игра «Отгадай, кто (что) это?» Взрослый говорит ребёнку: комар звенит: « зззз », корова мычит : « мммм », жук жужжит: « жжж », змея шипит : « шшш », вода льётся « сссс » и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт . Для наглядности можно использовать звуковые карточки-символы ( Агронович З.Е.)

Слайд 8

Чистоговорки для развития фонематического слуха (картотека имеется у учителей-логопедов)

Слайд 9

Фонематическое восприятие – способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей . Этапы формирования фонематического восприятия: умение определять звук в начале и конце слова; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу. Развитие фонематического восприятия у детей происходит в ДОУ на занятиях по подготовке к обучению грамоте (ПОГ ).

Слайд 10

Примеры игр, развивающие умение определять звук в начале слова. В начале учим определять первый гласный звук в слове. Игра «Какой звук первый?» Произносим утрированно первый звук. Спрашиваем: «С какого звука начинается слово? Назови первый звук в слове?" Сначала берем слова, которые начинаются с гласного звука (под ударением). Самый простой способ – это произносить слова, растягивая первый звук: уууу-тка , оооо-блако , оооо-вцы . ВАЖНО!!! С лова на гласные Е, Ё, Ю, Я исключить , так как они объединяют не один, а два звука сразу: Я-ЙА, Ю-ЙУ и т.д . И только когда ребёнок будет безошибочно выделять первый гласный звук в начале слова, начинаем развивать умение определять согласный звук в начале слова.

Слайд 11

Примеры игр, развивающие умение определять звук в конце слова . ВАЖНО!!! Развивать умение определять звук в конце слова начинаем с согласных звуков и только потом переходим к гласным. Игра «Какой звук последний?» . Спрашиваем: «Кот. Назови последний звук в слове ?« и т.д. К огда ребёнок будет безошибочно выделять последний согласный звук в конце слова, начинаем развивать умение определять гласный звук в конце слова. Спрашиваем: « Зимааааа . Назови последний звук в слове?« и т.д.

Слайд 12

Пример игры на развитие умения определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу. Сначала нужно объяснить ребенку значение слов "начало", "середина", "конец". Для этого можно воспользоваться звуковыми линейками (см. ниже). Игра «Где спрятался звук?» Спрашиваем: «Где спрятался звук А?» Произносим слово и одновременно проводим указкой по звуковой линейке. Например: ааааист , мааак , лунааа и т. д.

Слайд 13

Фонематический анализ – операция мысленного расчленения на составные элементы ( фонемы - звуки) различных звукокомплексов . Фонматический синтез – операция мысленного составления (объединения) элементов ( фонем - звуков) в различные звукокомплексы . Фонематический анализ и синтез формируется только в процессе обучения и при условии хорошо развитых фонематического слуха и восприятия.

Слайд 14

Примеры игр для развития фонематического анализа и синтеза. Игра «Фонарики». Педагог называет слово, ребёнок называет первый звук в слове, его характеристику (гласный-согласный, мягкий-твёрдый) и отмечает на доске магнитом соответствующего цвета (гласный - красный, согласный – синий или зелёный). Затем ребёнок называет второй звук, даёт характеристику и «зажигает» фонарик, третий звук и т.д . Игра «Живые звуки » . Выбираются трое детей. каждый становится одним из звуков. Один ребенок - звук “С”, другой - “О”, третий - “К”. Д ети называют эти звуки. Затем они прячутся, и педагог приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

Слайд 15

Сформированные фонематические процессы являются залогом четкого произношения звуков, основой овладения грамматическим строем речи и связной речью, а значит успешного освоения письма и чтения, что позволяет детям в будущем овладеть читательской грамотностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...

Развитие фонематических процессов как одно из обязательных условий «бепроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения.

Одним из обязательных условий "беспроблемного" вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного усвоения ими навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития...

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные  игры...

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа над развитием фонематических процессов с детьми дошкольного возраста с фонематическим и общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...