Речевое дыхание - основа жизни
консультация по логопедии

     Великий К. С. Станиславский сказал: «Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.»

 Дыхание - основа всей нашей жизни и всех жизненных процессов. Правильное дыхание - это основа крепкого здоровья, а значит и долголетия.

Более полезным для речевого процесса является дыхание, при котором работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота.

Такое дыхание называют фонационным. Дыхание в процессе разговорной речи имеет большие отличия, по сравнению с физиологическим дыханием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie-osnova_zhizni.docx128.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 «Богатырь» комбинированного вида г. Белово

«Речевое дыхание –

основа жизни»

(Консультация для родителей)

        

https://heaclub.ru/tim/bd2141fe587467a8126f1803f31e3b6b.jpg

http://sad4.pruzhany.by/wp-content/uploads/2022/02/12134.jpg

                                                                                                                                                             Составитель:

                                                                                                                                   

                                                                                                                      учитель – логопед

                                                                                                                      Н.В.Щербакова.

Великий К. С. Станиславский сказал: «Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.»

Дыхание - основа всей нашей жизни и всех жизненных процессов. Правильное дыхание - это основа крепкого здоровья, а значит и долголетия. В медицине различают 3 типа дыхания:

- грудное (реберное);

- диафрагменное (брюшное);

        - смешенное.

Так же дыхание делится на физиологическое и речевое.

Более полезным для речевого процесса является дыхание, при котором работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота.

Такое дыхание называют фонационным. Дыхание в процессе разговорной речи имеет большие отличия, по сравнению с физиологическим дыханием.

К характеристикам речевого дыхания относятся:

- Оно активно, так как служит энергетической базой речи.

        - Организованный выдох.

При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершить вдох и выдох.

При дыхании в процессе речи выдох должен быть организован -струя выдыхаемого воздуха должна «фокусироваться» в одной точке.

- Сознательное распределение выдоха на равномерные отрезки.

- Ритм речевого дыхания сильно отличается от физиологического: вдох -пауза - выдох. Вдох должен быть в 10- 15 раз короче выдоха и сильным.

- Добор дыхания в процессе речи должен быть быстрым, энергичным, а главное незаметным для слушателей.

Дыхательная функция, как и любая функция нашего организма, нуждается в тренировке. При этом решаются задачи:

- нормализация ритма дыхания,

- увеличение силы дыхательных мышц,

- улучшение функции дыхательного (бронхолегочного) аппарата для воздушной проводимости.

В процессе выполнения специальных дыхательных упражнений происходит улучшение функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья человека, что приводит к улучшению речевого дыхания.

При обследовании у большинства детей  выявлено -  несовершенство  речевого дыхания:

  • - Очень слабые вдох и выдох, что ведет к тихой речи. Такое часто встречается у физически слабых детей.

  • - Неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок  часто выдыхает запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает слово шепотом или не договаривает конец слова.
  • - Неумелое распределение дыхания. Ребенок вдыхает в середине слова ("Мы с бабушкой по – (вдох) – идём гулять").

  • - Произношение предложений без перерыва с вдохом во время произнесения, как бы “захлёбываясь”.

  • - Толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то еле слышно.

  • - Слабый выдох, не правильно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков.

На логопедических занятиях дыхательные упражнения проводятся в игровой форме, вызывая у детей положительный эмоциональный настрой, снимая напряжение и способствуя формированию в практике умений правильно дышать.

Но занятие проходит 2-3 раза в неделю, а ребёнок разговаривает намного чаще и этого количества занятий для формирования правильного речевого дыхания очень мало.

Я подготовила для вас упражнения, для выполнения которых родителям не надо выделять отдельного времени. Надо просто, чтоб ребёнок был рядом с вашим рабочим местом дома.

«Понюхай цветочек»

Вдохни носом (понюхай цветок) – выдохнуть носом (2-3 раза).

        Рот при этом закрыт.

«Погрей руки»

-Вдохни носом, а выдохни ртом на руки (2 - 3 раза).

-Вдохни ртом (как рыбки) - выдохни ртом (погрей ладошки).

-Вдохни ртом, а выдохни носом.

«Игра в футбол»

Соорудите ворота из любого подручного предмета, возьмите шарик от настольного тенниса. Поиграйте с ребенком в "футбол". Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

«Задуй свечку».

 Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо

«Трубач» 

      Ребенок подносит к губам воображаемую трубу. Имитирует движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносит «ту-ту-ту»

«Шину прокололи» 

      Ребенок делает легкий вдох, выдыхая, показывает, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш». (Если у ребенка поставлен звук Ш)

«Пузырьки» 

      Для этого упражнения необходима трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем  внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

ЭТО ВАЖНО!

- Базой для развития правильной речи является правильное дыхание ;

- укрепляется здоровье;

- улучшает у ребёнка эмоциональное состояние и общее самочувствие ;

- совершенствуется техника чтения, следствие чего – спокойное состояние на уроках и развитие высших психических функций – память, внимание, мышление и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное речевое дыхание - основа звучащей речи.

В данной статье говорится о роли дыхания в развитии речи детей. Приводятся параметры правильного ротового выдоха, рекомндации к проведению дыхательной гимнастики....

«Дыхание-основа жизни».

Образовательная деятельность с использование технологии БОС с детьми подготовительной группы....

Дыхание - основа жизни

Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта....

Правильное дыхание основа жизни

Актуальность: В настоящее время большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовым и к обучению с точки зрения  психофизического и социального здоровья.  Намет...

Комплекс кинезиологических упражнений на развитие дыхания: «Речевое дыхание — основа правильной речи»

Цель дыхательных упражнений - формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность дыхания, у...

Дыхание – основа жизни и здоровья человека

Дыхание – основа жизни и здоровья человека...