Дыхательная гимнастика в детском саду
консультация по логопедии

Великородная Галина Владимировна

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_v_detskom_sadu.docx214.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 1 комбинированного вида п.Вейделевка

Консультация для родителей

«Дыхательная гимнастика в детском саду»

https://umslon.ru/image/cache/catalog/catalog/smail-decor/009/didakticheskaja-igra-futbol4-1000x1340.jpgПодготовила: учитель-логопед

Великородная Г.В.

 «Дыхание - это жизнь». Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без пищи организм может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

  • повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
  • развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

В структуру дыхательной гимнастики положено применение статических, динамических и специальных дыхательных упражнений. Они также могут быть применены на фоне общеукрепляющих общеразвивающих физических упражнений.

В комплексы дыхательной гимнастики можно включать элементы надувания резиновых мячей, игрушек. Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения главным образом основаны на методах Б. С. Толкачёва, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, используется оздоровительное дыхание и другие.

Выполняя упражнения на развитие дыхания по методу А.Н. Стрельниковой, следует соблюдать следующие правила:

  • делать активный короткий вдох носом;
  • выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
  • вдох делать одновременно с движением;
  • все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
  • считать мысленно, про себя (счёт в данной гимнастике идёт по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).

Дыхательная гимнастика по методу Б.С. Толкачёва особенно рекомендуется часто болеющим детям. Желательно использовать в каждодневной практике упражнения с озвученным выдохом: «р-р-р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и т. д.

Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно – игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с меньшей дозировки и с упрощённой формы выполнения, с постепенным усложнением. Учитывая незавершённость формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям.

Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Все упражнения имеют игровые названия, например: «Костер», «Насос» и так далее.

Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений. 

https://xn---41--53dyyb0arwzbd2nra9a.xn--90ais/files/01190/obj/140/15183/img/pCFX5s_GU7o.jpgВажное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах:

  • как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки;
  • в утренней гимнастике;
  • после оздоровительного бега;
  • после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;
  • в закаливающих мероприятиях;
  • в любой двигательной деятельности детей;
  • в домашних условиях.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей.

Варианты дыхательных упражнений:

  • вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде;
  • игры на «поддувание» (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики;
  • игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри;
  • упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос;
  • упражнения с проговариванием звуков.

                       Игровые приёмы дыхательной гимнастики.

«Ёжик»

Ежик добрый, не колючий,

Поворот головы вправо,

шумный вдох носом.

Посмотри вокруг получше.

Поворот головы влево, выдох через полуоткрытый рот.

 «Носик»

Мы немного помычим

Сделать вдох носом,

на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м»,

И по носу постучим.

одновременно постукивая по крыльям носа

указательными пальцами.

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки в стороны

Всех нас разбудил он вдруг.

вдох, а затем хлопнуть

ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз

                                            Упражнение «Насос»

Исходное положение – стоя или сидя прямо, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 4 серии по 8 вдохов.

Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.

«Кораблик»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». А мы попробуем выполнить тоже, но без воды.

«Снегопад»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

«Живые предметы»

Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

«Пузырьки»

Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Фейерверк»

Та же игра, только вместо стаканчика пластиковая бутылка с конфетти, в пробке проделывается дырочка и вставляется трубочка для коктейля. Ребенок, дуя в трубочку, приводит в движение конфетти.

 «Рисуем на песке»

Ребёнку предлагается дуть в трубочку - соломенку на сухой песок, который мы положили на поднос так, чтобы нарисовать какие-нибудь предметы или найти дорожку к предмету. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

Так же можно налить воду, желательно цветную, на белый лист бумаги и через трубочку разогнать воду по листку, изображая какой – нибудь предмет.

«Горох».

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.

«Акробат»

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

         Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

https://sorokulya.ru/wp-content/uploads/2016/07/57912aaf0f9c5.jpg