Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему: «Экскурсия в зоопарк» (автоматизация звуков Р и Рь)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вера Сергеевна Кузнецова

Цель: автоматизация звуков [Р] и [Р'] в словах, предложениях тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zoopark_yanvar_2023.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой открытой

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе № 3 на тему: «Экскурсия в зоопарк»

(автоматизация звуков Р и Рь)

        

                

           

Подготовила и провела

Учитель-логопед первой кв. категории

Кузнецова Вера Сергеевна

Цель: автоматизация звуков [Р] и [Р'] в словах, предложениях тексте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять правильную артикуляцию звуков [Р] и [Р'].

- закреплять правильное произношение звуков [Р] и [Р'] в словах, предложениях, тексте;

- упражнять в определении позиции звуков [Р] и [Р'] в словах;

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- обогащение и расширение словарного запаса;

- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

- развитие слухового внимания, памяти;

- закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;

- развивать силу выдоха;

- устранение недостатков грамматического строя;

- развивать лексико - грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- развивать умение определять количество слогов в словах;

- развивать умение пересказывать текст.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;

- воспитывать контроль за собственной речью;

- формировать положительную установку на занятие;

- развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

- прививать интерес к занятиям.

Оборудование: картинный материал: зелёная и синяя буквы Р, картинки с артикуляционной гимнастикой, перья, мешочек, фигурки животных, в названии которых есть звуки Р, Рь; схемы для склонения существительных по падежам; мягкий мяч, демонстрационные картинки для игры «Подбери слово - предмет», угощение для детей; раздаточный материал: плоскостные изображения животных и игровое поле для игры «Кто живет в Африке?» и «Весёлый поезд»; схема для описания артикуляции звука Р; игрушки животных, в названиях которых есть звуки Р и Рь, демонстрационный плоскостной паровоз с вагонами для игры «Весёлый поезд»; «звуковые дорожки», «кочки» из коврика – пазла; ребусы; игровое поле и раздаточные плоскостные картинки для игры «Рита рисовала, Рая раскрашивала»; демонстрационная картинка для пересказа рассказа «Поход в зоопарк».

Ход НОД.

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте!

Введение в тему:

Логопед: Ребята, сегодня мы проведем наше занятие в интересном и увлекательном месте. А что это за место вы узнаете, отгадав загадку:

Ты иди сюда скорей,

Посмотри-ка на зверей,

На заморских, очень редких,

Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)

Логопед: Правильно. Сегодня мы отправимся на экскурсию в необычный зоопарк. Там живут только те животные, в названиях которых есть звуки Р ил Рь, животные эти необычные, они очень добрые и любят поиграть. Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей)

Чтобы попасть в зоопарк, нужно произнести волшебные слова:

- Покрутись-покружись, в зоопарке очутись! (Дети повторяют за логопедом, кружась).

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Посмотрите, нас встречает Мартышка Марта. Вы же знаете, что мартышки очень любят покривляться. Давайте мы покажем ей, как мы умеем выполнять артикуляционную гимнастику, а Марта постарается повторить за нами (выполняются следующие упражнения: «Заборчик», «Лопаточка», «Чистим зубки», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Барабанщик», «Конфетка»).

Логопед сопровождает выполнение артикуляционной гимнастики показом соответствующих картинок.

Дыхательная гимнастика.

Логопед: Молодцы! Марте очень понравилось. В зоопарке живут не только животные, но и птицы, они порхали с ветки на ветку и обронили перья. Помните, что щеки не должны раздуваться, при вдохе плечи не должны подниматься (дети выполняют дыхательную гимнастику с декоративными перьями).

Изолированное произношение звука. Анализ артикуляции

Логопед: Продолжим наш путь. Ребята, в нашем зоопарке можно поиграть даже с тигром. Это тигренок Тигра. Он еще маленький и только учится рычать. Давайте поможем ему. Расскажите и покажите Тигре, как нужно правильно произносить звук [р].

Анализ артикуляции звука.

Упражнение «Порычим вместе с тигренком».

Логопед: Тигренку очень нравится бегать, много ходить. Давайте мы тоже вместе с тигренком пройдем по его любимым дорожкам и порычим (дети идут по сделанным из фетра дорожкам и рычат).

Автоматизация в слогах.

Логопед: Мартышка Марта и тигренок Тигра любят играть в мяч и при этом петь.

Упражнение «Слоговые песенки» (игра с мячом).

Ра-ра-ра, Ро-ро-ро, Ру-ру-ру, Ры-ры-ры, рэ-рэ-рэ,

Ра-ро-ро, ро-ру-ро, ры-ро-ра, ру-ро-ры, рэ-рэ-ра.

Дети пропевают слоги, подкидывая мяч, перекатывая из руки в руку, по образцу педагога.

Автоматизация в словах.

Упражнение «Подбери слово – предмет».

Логопед: Обитатели зоопарка приготовили для вас интересное задание. Послушайте слова – признаки и назовите тот предмет, к которому они относятся (спелый, сочный - … (арбуз); холодное, вкусное – … (мороженое); разноцветные, легкие - … (шары); маленький, трудолюбивый - … (муравей); стройная, развесистая, раскидистая - … (берёза); зеленый, пупырчатый - … (огурец); праздничный, сладкий - … (торт); ягодное, сладкое - … (варенье); красивый, ядовитый - … (мухомор); теплые, вязаные - … (варежки)).

На доске расположены демонстрационные предметные картинки. Дети выполняют упражнение.

Развитие грамматического строя речи.

Упражнение «С фигурками животных поиграй – слово просклоняй»

Логопед: Тигренок Тигра предлагает поиграть с фигурками животных, которые находятся в мешочке. Перед вами на столе лежит схема, по которой вам нужно будет изменять название животного, которое вы вытащите из мешочка (это тигр; нет тигра; много тигров; люблю тигра; мечтаю о тигре; поеду за тигром и т.д.). Дети выполняют упражнение.

Автоматизация звука в предложении.

Игра «Кто живет в Африке?»

Логопед: Ребята, вы знаете, что животные обитают в разных странах, в разных условиях, некоторые животные любят жаркий климат, некоторые, наоборот, вечный холод. А в зоопарках для них создают специальные условия, в которых им хорошо и комфортно. Наши обитатели зоопарка хотят посмотреть знаете ли вы, кто обитает в Африке. Выберите, пожалуйста, только те картинки с изображениями животных, в названиях которых есть звук Р и расположите их на поле, проговаривая: «В Африке живёт… (жираф, зебра, дикобраз, крокодил, леопард и т.д.).

Дети выполняют задание.

Упражнение «Весёлый поезд».

Логопед: Ребята, животные хотят прокатиться на поезде, но они запутались, кто в каком вагоне должен ехать. Давайте поможем им разобраться. Прохлопайте в ладоши количество слогов в каждом слове, и вы узнаете, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек и цифрой вагончика). Посади каждое животное в нужный вагон (на доске размещена картинка с изображением паровоза и вагончиков, дети размещают животных из игры «Кто живет в Африке?» в соответствующие вагончики).

Упражнение «Чистоговорки проговори – по кочкам проскачи».

Логопед: Звери очень любят бегать, прыгать и скакать, настала и нам пора размяться (на полу разложены детали коврика – пазла с разной поверхностью, дети, разувшись, прыгают по ним, проговаривая чистоговорки. Например, ра – ра – ра – высокая гора; ри – ри – ри – прилетели снегири и т.д).

Упражнение «Ребусы».

Логопед: Ребята, Мартышка Марта зашифровала слова, помогите их разгадать (радуга, гроза и т.д.).

На доске размещаются ребусы, дети разгадывают их.

Упражнение «Рая раскрашивала, Рита рисовала».

Логопед: Посмотрите, ребята, что для вас еще приготовили животные.

Детям необходимо определить место звуков Р или Рь в словах и поставить камешек нужного цвета (синий, зеленый) на соответствующий квадратик на схеме слова на игровом поле.

Пересказ рассказа «Поход в зоопарк».

Логопед: Марта, Тигра и остальные животные попросили вас пересказать рассказ о том, как интересно в зоопарке.

Дети пересказывают рассказ.

Итоги занятия. Вручение сладких поощрений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему: «Наш посёлок»

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему:  «Наш посёлок» Закрепление знаний о звуке и букве Ч....

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по теме: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Т] – [Т’]"

Дифференциация  звуков Т-Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте....

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».

Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».Цели:Нау...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе по автоматизации звука Р «Цветик-семицветик».

Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука Р «Цветик-семицветик». Цель:Автоматизация звука Р ...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на автоматизацию звука [Л]. День рождения лошадки Лолы.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, предложениях. День рождения лошадки Лолы....

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на автоматизацию звука [Р]. Помогаем Рокки - эко-щенку.

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях. Помогаем Рокки - эко-щенку.Презентация максимально сжата, некоторые ка...