Поможем Буратино заговорить. Игры со словами
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Полушкина Инна Николаевна

Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словом (ведь игра - основная форма деятельности дошкольника). Их включают в занятия логопед, воспитатель и музыкальный руководитель (на занятиях по логоритмике).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sos_lovami.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Поможем Буратино заговорить

Игры со словами.

Большое значение в коррекционной работе с детьми отводится играм со словом (ведь игра - основная форма деятельности дошкольника). Их включают в занятия логопед, воспитатель и музыкальный руководитель (на занятиях по логоритмике).
Игра с мячом «Волшебное превращение слова»
Эта игра доступна детям 4-7 лет. Ее можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используется она и в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков [к], [х], [с], [с'], [ц], [ш], [ж], [ч], [ш'], [л], [л'], [р], [р'], [й].
В игре, помимо работы над звукопроизношением, происходит:
• закрепление обобщающих понятий;
• активное расширение словаря;
• активизация уже имеющегося словаря;
• формирование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения;
• пропедевтическая работа над орфографическими правилами (безударные гласные, оглушение согласных и т.д.).
Кроме того, играя с мячом, дети находят выход своей мышечной энергии, развивают быстроту реакции, ловкость.
Для закрепления слов, с которыми дети знакомятся в процессе игры, целесообразно использовать демонстрационный материал.
Перед началом игры педагог говорит: «Мы еще не волшебники, а только учимся, но уже много умеем. Вот и сейчас попробуем изменить слова так, чтобы в них появился нужный нам звук. В этом нам поможет волшебный мячик».
Описание игры
Педагог произносит слово, в котором нет отрабатываемого звука, и бросает мяч ребенку. Тот должен подобрать - в соответствии с заданием - слово с нужным звуком, произнести его и вернуть мяч педагогу.
Примечания.
• В игре детям дается возможность поэкспериментировать, поиграть со словом, окунуться в языковые процессы на практике.
• У детей могут возникнуть затруднения при подборе слов, поэтому педагог должен предварить работу вступлением (это может быть стихотворение беседа и т.д.).
• Проводя игру, необязательно давать весь список слов с каким-то звуком на одном занятии (материал можно разде-лить на несколько занятий). Кроме того, следует делать выборку с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
• Ни в коем случае не следует употреблять в работе с детьми термины «уменьшительно-ласкательные формы слов», «сравнительная степень» и т.д. (вместо них нужно использовать описательные формулировки).
Звук [к]
1. Уменьшительно-ласкательные формы слов
Скажем ласково - и вот :
Звук [к] в слово и придет! Существительные. Нос - носиК (стол, брат, глаз, дом, рот, лист и т.д.). Голова - головКа (трава, нога, спина, нора
И Т Д.). <
Прилагательные. Синий - синень- Кий (белый, желтый, добрый, новый, . модный, умный, старый, молодой, весе- лый и т.д.).
Наречия. Мало - маленьКо (тихо, чисто, важно, быстро, сухо, шустро, бедно, остро, грязно и т.д.).
2. Детеныши
У любящих мам есть, конечно,
ребенок:
У доброй слонихи - милый слоненок, У серой зайчихи - пушистый
зайчонок,
У храброй тигрицы - игривый
тигренок.
Часто теряются дети в пути -
Мамам поможем деток найти!
Лосиха - лосеноК (моржиха, бобриха, барсучиха, страусиха, волчица, медведица, олениха, ежиха, мышь, аистиха, грачиха, журавлиха, ворона и т.д.).
3. Жительницы стран и городов
Что за женщины живут в странах?
Как же их зовут?
Во Франции - француженКи, в Австрии - австрийки (Италия, Испания, Чехия, Польша, Англия и т.д.).
Если дама парижанка, то, конечно, горожанка!
Париж - парижанКа (Рим, Прага, Варшава и т.д.).
4. Профессии
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
Плавает на кораблях — моряК (рыбачит, водит паром, убирает двор, работает в саду, кладет печи, показывает фокусы, летает, плотничает, печет булки, охраняет лес и т.д.).
5. Занятия, увлечения
Профессий и занятий очень много.
А ты какую выберешь дорогу?
Собирает грибы - грибниК (охотится, стреляет, защищает, работает на огороде, организует затеи, учится, учится на отлично, учится в школе, владеет волшебством, следует моде, ходит на лыжах, любит умничать, сплетничает и т.д.).
6. Он - она (профессии, занятия) Артист - артистКа (хорист, пианист, гитарист, баянист, флейтист, горнист, органист, виолончелист, юморист, спортсмен, шахматист, гимнаст, футболист, волейболист, баскетболист, телефонист, каратист, пенсионер и т.д.).
Звук[ х]
Он - она
Животные, птицы, насекомые Птицы, звери и козявки, Вылезайте из-под лавки! Всех по парам разобьем, Всем названия найдем! Слон - слониХа (лось, еж, морж, бобр, грач, крот, паук, кабан, муравей, страус, кролик, скворец, барсук, олень, заяц, пингвин и т.д.). Люди (профессии, занятия) Старик - старуХа (сторож, портной, повар, ткач, пловец, мельник, дворник, купец, трус, щеголь и т.д.).
Звук [с]
1. Профессии, занятия
Машина - машиниСт (трактор, мотор, телефон, телеграф, юмор, пародия, хор, куплет, мотоцикл и т.д.).
2. Спорт - спортсмены
Что такое тренировка? Ловкость, сила и сноровка! Спорт поможет нам везде: И в учебе, и в труде! Шахматы - шахматиСт (штанга, футбол, каратэ, парашют, волейбол, рапира и т.д.).
3. Музыкальные инструменты, музыканты
Лишь мелодию услышим,
Замираем... и не дышим!
Кто играет так прекрасно?
Музыканты! Это ясно! На пианино - пианиСт (-ка) (на аккордеоне, на виолончели, на кларнете, на органе, на гармони, на лютне, на гитаре, на баяне, на флейте, на горне, на арфе).
Звук [и]
1. Он - она
Люди (профессии, занятия, увлечения, склад характера)
Он, она - какая разница? Он - проказник, она - проказница. Он был умник, она же - умница. Вы послушайте, что получится.
Учитель - учительница (уборщик, дрессировщик, крановщик, писатель, художник, птичник, цветочник, молочник, булочник, лодочник, танцовщик, воспитатель, ученик, школьник, отличник, модник, скромник, бездельник, начальник, завистник, наездник, всадник, преступник, спорщик и т.д.).
Поет — певеЦ — певиЦа (читает, умеет, продает, владеет, кормит, ленится).
Молодой - молодеЦ - молодиЦа (красивый, упрямый и т.д.).
Удалой - удалеЦ (храбрый, скупой, гордый, глупый, беглый, знакомый и т.д.).
Животные
Лев - львиЦа (волк, тигр, лис, медведь, орел, осел, верблюд, буйвол и т.д.).
2. Жители стран, городов
Города и страны знаем, Кто живет в них, -
отгадаем!
Норвегия - норвежец - норвежЦы (Голландия, Бельгия, Португалия, Мексика, Америка, Австралия, Индия, Италия, Испания, Вьетнам и т.д.).
Лондон - лондонеЦ - лондонЦы (Мадрид, Рязань, Тамбов, Ярославль, Петербург и т.д.).
3. «Ласковые» слова
Мяч волшебный, помоги!
Звук к нам в слово позови!
Скажем ласково — и вот
Звук к нам в слово и придет
Книга - книжиЦа (кожа, утка, земля, вода, дева, часть и т.д.).
Задание - заданьиЦе (здание, здоровье, золото, печенье, варенье, одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, окно, дело, дно, колено, полено, мыло, сало и т.д.).
Мороз - морозеЦ (рассказ, брат, урод, счет, хлеб, закат, народ и т.д.).
4. Продукты, посуда
Где продукты размещать?
Это надо твердо знать! Хлеб - хлебниЦа (сахар, салат, перец, сухари, соус, гусь, утка, конфеты, суп, вафли и т.д.).
5. Тара, сосуды, здания
Сколько есть предметов разных, Мелких, крупных,
очень важных. Как все это разместить? Это надо уяснить!
Мыло - мыльниЦа (папиросы, пепел, пудра, гости, иголка, чернила, песок и т.д.).
Звук [ш]
1. «Ласковые» слова
Голова - головуШка (сторона, старуха, изба, сова, борода, ворона).
Трус - трусиШка (заяц, барсук, волк, воробей, вор, плут и т.д.).
Горе - горюШко (золото, перо, зерно, крыло, солнце, ведро, пятно, поле, пальто и т.д.).
Ваня - ВанюШка - ВанюШенька (Варя, Катя, Надя и т.д.).
Милый - милаШка (очаровательный, короткий, болтает, хохочет, хвастает и т.д.).
2. Профессии (он - она)
Лифтер - лифтерШа (вахтер, билетер, аптекарь, доктор, секретарь, кассир, библиотекарь и т.д.).
3. Степени сравнения
Мы сравним и то, и это, Мяч успев поймать при этом.
Красивый - красивейШий (мелкий, свежий, вкусный, простой, полезный, светлый, честный, чудесный, новый, легкий, густой, добрый, осторожный, трусливый, чистый, отважный, белый и т.д.).
Высоко - выШе (глухо, далеко, долго, рано, тихо, тонко, сухо, старо и т.д.).
4. Глагольные формы.
Просить — я проШу — ты просиШь (носить, красить, плясать, бросить, загасить, месить).
Звук [ж]
1. «Ласковые» слова
Сапог - сапоЖок (пирог, друг, круг, долг, берег, творог, овраг, утюг, рог, стог, флаг, шаг, порог).
Подруга - подруЖенька (дорога, бумага, нога и т.д.).
2. Глагольные формы
Гладить - глаЖу (сидеть, находить, водить, трудиться, ходить, бродить, судить, бредить и т.д.).
Показать - покаЖи - покаЖу - пока-Жешь - покаЖете (сказать, вязать, приказать, заказать и т.д.).
3. Страны, города и их жительницы
Франция - француженка (Париж,
Прага, Рига, Калуга, Волга).
4. Детеныши
Верблюд - верблюЖонок (медведь, уж, еж, чиж, морж, стриж).
5. Сравнительная степень наречий
Близко - блиЖе (гладко, дорого, молодо, низко, поздно, жидко, худо, редко, твердо, строго, туго, узко, глубоко, гадко).
Звук [Ш]
1. «Большущие слова»
У кошки - усы, а у тигра - усищи, У птички - глаза, у дракона - глазищи.
У гномика - дом, у Кощея - домище, В баночке сомик, в речке - сомище! Нога - ножиЩа (рука, лапа, книга, тетрадь и т.д.).
Сапог - сапожиЩе (волк, хвост, зуб, глаз и т.д.).
2. Существительные среднего рода, образованные с помощью суффикса -ищ
Пасти - пастбиЩе (учить, судить, обитать, хранить и т.д.).
3. Усиленная степень качества прилагательных
Ветер дует просто злющий.
Он вреднющий, холоднющий,
От него стал нос краснющий,
Сам же весь стою синющий.
Злой - злюЩий (жадный, большой, холодный, грязный и т.д.).
4. Причастия
Если человек поет, он - поющий,
Если едет - едущий.
Если вдруг ревет - ревущий,
А бежит - бегущий.
Петь - поюЩий (лететь, слышать, сидеть, лежать, говорить, играть и т.д.).
5. Сравнительная степень наречий
Толсто - толЩе (чисто, сладко, густо, часто, просто).
6. Профессии (он - она)
Много профессий сейчас подберем,
Мамам и папам занятье найдем!
Мусор - мусорЩик - мусорЩица (кран, экскаватор, барабан, мороженое, камень, паром, текстиль, уборка, стекло, фехтование, сварка, дрессировка, гардероб и т.д.).
Звук[ч]
1. «Ласковые» слова
Захотелось ласковых нам слов... Кто из звуков нам помочь готов? [Ч] - наш самый нежный звук! Не откажемся мы от его услуг! Юля - ЮлеЧка (Коля, Соня, Ваня, Лена, Таня, Вова и т.д.).
Палец - пальЧик (заяц, цветок и т.д.). Сито - ситеЧко (утро, время, имя, сердце, кольцо, крыльцо и т.д.).
2. Люди (профессии, занятия)
Скрипка - скрипач - скрипаЧка
(цирк, трюк и т.д.).
Автомат - автоматчик - автоматЧица (перевод, лодка, пасека, обход, миномет и т.д.).
3. Животные и их детеныши
Заяц — зайЧиха — зайЧонок — зайЧата (волк, белка, кролик, барсук, паук, скворец, грач и т.д.).
4- Люди (он - она)
Пловец - пловЧиха (купец, дворник); сибиряк — сибиряЧка (рыбак, моряк, бедняк, гордец, добряк и т.д.).
5. Притяжательные прилагательные
Хвост у собаки, конечно, собачий, У поросенка он поросячий, А вот у кошки просто кошачий, У индюка цветной, индюшачий. Заяц — заяЧий (волк, белка, поросенок, теленок и т.д.).
Охотник - охотничий (старуха, девица, рыбак, разбойник и т.д.).
6. Сравнительная степень наречий
Богато - богаЧе (громко, жестко, звонко, коротко, крепко, круто, легко, мелко, мягко, резко, ярко).
Звук [л]
1.Вещи, которые нас окружают Много есть вещей полезных, Деревянных и железных, Что помогут нам всегда. Нам без них - совсем беда!
Качаться - качаЛка (вешать, сеять, молотить, веять, точить, зажигать, сушить, поить, косить, взбивать и т.д.).
Чем мы будем укрываться,
Примостившись на кровать?
Чем мы будем умываться?
Что нам нужно в руки взять?
Одевать - одеяЛо (мыть, покрывать и т.д.).
2. Прошедшее время глаголов
Бить - биЛ (-а) (петь, шить, сидеть и тд.).
Звук [л']
Люди (профессии, занятия, черты характера)
Строит — строитель (учит, пишет книги, спасает, водит машину, изобретает, исследует, ищет, оформляет, посещает, покупает, наблюдает, воспитывает, сеет, мечтает и т.д.).
Звук[й]
1. Глаголы повелительного наклонения
Дать - дай (копать, падать, стоять и т.д.).
2. Люди
Стоит на часах - часовой (стоит на посту, работает в полиции, отдыхает, нападает, ленится и т.д.).
Звук[р]
Профессии
Ворота - вратаРЬ (аптека, библиотека, виноград, звон, точит детали и т.д.).
На занятиях я использую еще две игры на дифференциацию согласных под общим названием «Заблудились...»
Игра «Слово заблудилось»
Заблудиться может каждый,
Даже очень, очень важный:
Бизнесмен или ребенок,
Белка, мышка и котенок.
Вот и слово заблудилось,
Не в том месте очутилось,
Испугалось и закрылось,
Между слов других забилось...
Ты найди его скорей,
Успокой и пожалей!
Описание игры
Игра проводится на фронтальных или подгрупповых занятиях по звукопроизношению. Применять ее можно при работе над любой парой оппозиционных звуков.
1-й вариант (с картинками) - для средних и старших логопедических групп.
На доску (наборное полотно или фланелеграф) выставляются картинки (от трех до восьми).
Например, если тема занятия «Дифференциация звуков [з]-[ж]», наборы картинок могут быть следующими:
а) зубы, забор, заяц, жаба, завод, звезда («заблудилось» слово жаба);
б) жук, желуди, зонт, живот, жилет («заблудилось» слово зонт) и т.д.
Дети должны найти заблудившееся слово и соответствующую картинку и объяснить, почему эта картинка и слово лишние («В этом слове нет звука...»).
2-й вариант (с мячом) - для старших и подготовительных к школе групп.
Слова в этом варианте даются только на слух. Логопед произносит ряд слов и бросает мяч кому-то из детей. Например, при дифференциации звуков [с]-[ш] наборы слов могут быть следующими:
а) шуба, санки, шарф, шайба, шакал, шар («заблудилось» слово санки);
б) сосна, сок, шишка, стол, слон, стоп («заблудилось» слово шишка) и т.д.
Ребенок выбирает на слух лишнее слово, произносит его и возвращает мяч логопеду.
Количество слов в ряду можно увеличивать до десяти (в зависимости от степени подготовленности детей).
Игру можно проводить как соревнование команд. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов и наберет наибольшее количество «заблудившихся» слов (картинок).
Примечание. Проводя игру, надо подбирать картинки (слова) таким образом, чтобы в них был только один из дифференцируемых звуков. Нельзя брать слово с обоими оппозиционными звуками. Например, дифференцируя звуки [с]—[ц], нельзя использовать картинку (слово) синица, так как в нем есть оба звука.
Игра «Звуки заблудились» (с мячом)
Звуки бегали, как белки,
И играли все в горелки.
Завертелись, закружились,
Не в том месте очутились.
Разбежались впопыхах,
Не в своих стоят словах.
Игра проводится на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по звукопроизношению. Ее применяют при дифференциации любой пары оппозиционных звуков.
Описание игры
Педагог говорит слово, умышленно заменяя в нем какой-то звук на оппозиционный и бросает мяч ребенку. Тот должен поймать мяч и произнести слово правильно, после чего мяч возвращается к педагогу. Затем мяч бросают следующему ребенку и называют другое слово.
Например, при дифференциации звуков [ц]-[ч] логопед может произносить такие слова: чипленок, чифра, ка-цели, чветы, палеч, цулок и т.д.
Таковы некоторые из тех игр, которые можно использовать на занятиях с детьми в логопедических группах. Я думаю, они подойдут и для обычных групп массового детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра-презентация"Поможем Буратино назвать предметы одним словом"

Задачи:1. Вызвать желание помочь Буратино.2. Уточнить и закрепить  знания детей об обобщающих понятиях таких как: «игрушки», «овощи», «животные», «фрукты», « птицы», « одежда», «посуда», « мебель...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада «Поможем Буратино учиться играя» (с применением социо-игровой технологии)

Цель: создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 5.Задачи:  1.Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов.2.Соверш...

Квест-игра «Поможем Буратино отыскать ключик к здоровью» (старший дошкольный возраст)

 Игра присутствует в жизни каждого ребенка. Наши воспитанники с большим удовольствием играют в разные игры: настольно-печатные, словесные, дидактические, подвижные. На основе имеющихся зна...

Технологическая карта проведения дидактической игры «Поможем Буратино»

Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, по длине, используя в речи слова самый маленький, чуть больше, еще больше, самый большой; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать уси...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции слоговой структуры слова «Поможем буратино»

В занятии используется новое дидактическое пособие Орловой Ю. "Первоклассные слова", которое помогает ребенку воспринимать задание, как увлекательную и интересную игру....

Интерактивная игра "Поможем Буратино" по автоматизации звука [Р] в словах

Использование интерактивных игр является увлекательной и полезной формой сотрудничества родителей с детьми, которая побуждает детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учетом особенно...

Конспект игры по развитию финансовой грамотности детей подготовительной группы дошкольного возраста. Квест – игра «Поможем Буратино». 2020 год

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...