Консультация "Игра как средство развития речи дошкольника"
консультация по логопедии

Марюхина Юлия Ивановна

В данном материале говорится о роли игры в становлении и совершенствовании речи ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство развития речи дошкольников.

Подготовила и провела воспитатель

МКОУ Шубинская СОШ Марюхина Ю.И.

Сегодня мы с вами поговорим о роли игры в становлении и совершенствовании речи ребенка дошкольного возраста.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её, и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению.

Но как развивать речевое общение детей? Как ребёнка умеющего говорить, научить разговаривать?

Говорить – пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Для того чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным.

Разговаривать – беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребёнка, тем сильнее его стремление к общению.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей  отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в  формировании грамматического строя. Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности,  а так как ведущим видом деятельности является игра, то игровую деятельность нужно максимально использовать с целью речевого развития детей.

Игра должна  реализовать  обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Что же нужно для того, чтобы такие навыки у детей вырабатывались?

 • Обогащать словарь детей, активизировать его, совершенствовать диалогическую речь.

 • Обеспечить развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в своих силах, в настойчивости в достижении целей, веры в реализацию своих возможностей.

• Обеспечить развитие речевого аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.

• Содействовать развитию таких психологических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.

• Пробудить чувства доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.

Чтобы решить все эти задачи, нужно создать детям определённые условия. Какие?

  1. Развивающая среда. 

Во всех возрастных группах большое внимание уделяется предметнопространственной среде, в которой ребёнок находится большую часть времени. Поэтому, насыщая групповое пространство, следует позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети могли удовлетворить свои важные жизненные потребности: в познании, в движении, в общении. Что же является важным составляющим развивающей речевой среды в группе:

 - разнообразные виды театров;

 - познавательная и художественная литература;

- иллюстрации, картины, дидактические игры;

 - аудио- и видеотека;

- картотека художественного слова;

- различные игротеки: «Говори правильно», «Кто что делает»,  «Какой, какая, какое, какие», «Разговаривай вежливо» и другие.

2. Широкая речевая практика. 

Дети должны иметь возможность общаться со взрослыми, со сверстниками, со взрослыми разных профессий, с детьми младше и старше себя. Совместные праздники, театрализованная деятельность, выставки, походы в гости, шефство над самыми маленькими, обмен подарками и сюрпризами – мероприятия, которые помогут в этом.

3. Детское речевое творчество.

Необходимо создавать условия для овладения детьми творческой продуктивной речевой деятельностью. Это сочинение сказок, сказочных историй, составление загадок, рифмовок. Творческая деятельность воспитывает у дошкольников любознательность, чуткость к слову. В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей, что помогает стать общительнее, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы?

Сегодня мы поговорим о том, как через игру – ведущую деятельность дошкольника, ввести ребенка в удивительный мир родного слова.

Для речевого развития используют все виды игровой деятельности. Один из основных видов игровой деятельности – это сюжетно-ролевая игра.  

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. А в старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются только с помощью слова.

В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). Дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама, наливет чай», «Шофер едет на машине». Обращение в игре к предметам - заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь в слове.

Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает игрушки, говорит о них. Главным условием для данных игр - это макетирование среды.

Самое существенное изменение, которое отмечают большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть в сюжетно-ролевые игры. В качестве главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, такой момент имеет место быть.

Из наблюдений, отмечается, что дети не могут содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или какой-то совместной деятельностью.

А играют ли дети дома? Но ведь игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников.

 Поэтому в детском саду педагогам следует обратить пристальное внимание на сюжетно – ролевые игры детей. Участие воспитателя в сюжетно-ролевых играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, знакомить с новыми ситуациями, разговаривать с детьми по существу их игр, влиять на обогащение их языка.

Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную тему. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Стоит отметить, что игру и интерес  к ней подогревает эмоциональный, позитивный педагог. Эмоции педагога помогают раскрепоститься детям в игре, захотеть самим быть уверенными и открытыми. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.

Для обучения через игру используются дидактические игры. Дидактические игры дают возможность решать педагогические задачи в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Существуют 3 вида дидактических игр:

1. Игры с предметами или игрушками. Они направлены на развитие тактильных ощущений.

2. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизации словаря.

3. Настольно-печатные игры используются как наглядное пособие, направлены на развитие зрительной памяти и внимания.

Дидактические игры так же можно разделить на группы:

1. Игры – путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находиться рядом («Путешествие в страну сказок», «Мы едем в дальние края»).

2. Игры – поручения, в их основе лежат игры с предметами, игрушками, словесные поручения («Разложи по величине», «Выбери все предметы красного цвета», «Построй матрёшек на зарядку»).

3. Игры – предложения, это когда создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. В этих играх используются такие методы, как познавательные вопросы, метод предположений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, проблемные ситуации и т.д. («Что было бы, если…»,  «Что будет, когда…»,

«Что можно делать с …»).

4. Игры – загадки развивают способность рассуждать, делать выводы.

5. Игры – беседы, в основе которых лежит общение. Они воспитывают умение слушать вопросы и ответы, дополнять, высказывать своё мнение Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей («Назови, что можно купить, сварить, связать», «Что может летать, плавать, ходить», «Чем можно играть, рисовать»).

Дидактическая игра может сделать любой учебный материал увлекательным, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В таких играх постоянно можно менять правила, придумывать что то новое.

Большое влияние на развитие речи дошкольника имеет и театрализованная игра. 

Театрализация – действенный метод развития речи и обучения языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. При традиционном обучении цель метода – освоение лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции “режиссера” пьесы, а не педагога. 

Очень важным моментом в театрализованных постановках является то, что дети, играя определенную роль, перевоплощаясь в персонажа, полностью раскрепощаются. В результате ребёнок познаёт радость, связанную с преодоление трудностей общения, неуверенности в себе.

Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию речи: систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему дети приобретают большую уверенность. Введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. Драматизации стихов, прибауток, потешек предполагает заучивание текстов и т.д.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами. Обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они доступно излагали правила той или другой игры товарищам, которые с ней еще незнакомы. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как проводить ту или иную игру. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Вороны и собачка», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст и могут во время игры читать его сами.

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры надо организовывать, так чтобы они проводились эмоционально, живо и непринужденно.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с домашними животными проводим игры: "Лохматый пес", «Кот Васька», а при знакомстве с дикими животными - "У медведя во бору", «Лиса в курятнике». В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.

Эмоциональное, живое общение детей происходит в том случае, когда ребенок не стесняется своей речи. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения. У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий. Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.

Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. 

С помощью игр и игровых упражнений, возможно оказать помощь ребенку в становлении его правильной речи. Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях.

Воспитатель знает и учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. А младшие дошкольники воспринимают логопедические упражнения как развлечение.

      Давайте  рассмотрим некоторые игры на коррекцию правильной речи.

Речевые игры: «Звуковой планшет» «Узнай время», «Расскажи сказку» комплекс игр «Мои первые знания», «Транспорт».

Эти игры направлены на: 

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонетического слуха — различения звуков;
  • формирование и совершенствование импрессивной речи — понимания слышимого.

Хочу обратить внимание на игру «Звуковой планшет» аналог этой игры «Теремок».

Эта игра рекомендуется для старшего дошкольного возраста, на первый взгляд она может показаться сложной. На самом деле она увлекательна и вариативна. Игра развивает фонематический слух, --

-помогает упражнять детей в нахождении места звука в слове,

- учит производить звуковой анализ слова,

-различать гласные и согласные звуки в слове, твердые и мягкие звуки,

-делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков,

-тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

Игры на оптимизацию дыхания

   Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

 При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. А также контролировать силу выдыхаемой струи воздуха.

Игры: «Мням – мням», «Баскетбол», «Животные», «Воздушный футбол», «Веселая линейка», «Бабочка на цветке» и т.д.

Правильное звукопроизношение – это не только чистое выговаривание ребенком каждого звука речи, но и овладение им закономерностями сочетания этих звуков в слогах и словах.

Овладение этим сложным процессом происходит двумя путями: информальным – на основе подражания речи окружающих людей, и формальным – в результате специальных тренировок.

Одним из видов работы по закреплению правильного произнесения каждого звука речи, овладения ребенком звуко-буквенным составом слов и подготовкой к обучению грамоте являются фонетические игры, задания и упражнения. Приведем несколько вариантов таких игр.

Примеры фонетических игр для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Найди картинку» направлена на нахождение графических изображений, в названии которых присутствует изучаемый звук. Наглядным материалом могут быть любые предметные картинки: изображения предметов мебели, игрушек, овощей, фруктов и т.д. Ребенку предлагается найти картинку, в названии которой есть отрабатываемый звук. Например, вы выложили перед ребенком изображения стола, стула, кровати, шкафа. После чего предлагаете ему найти звук С в названии предметов мебели.

Игра «Будь внимателен!» направлена на вычленение слов, в которых есть звук, требуемый отработки. Ребенку предлагается подавать сигнальный знак, например, хлопать в ладоши, нанизывать кольца пирамидки или бусинки, когда он услышит в слове звук, над которым ведется логопедическая работа.

Игра «Какого слога не хватает?» способствует формированию у ребенка умения образовывать новые слова. Ребенку дается задание добавить слог, чтобы получилось слово. Например, на карточке записываются начальные слоги слов – «ли», «ко», «ро». Ребенку предлагается их дополнить. Новыми словами могут быть «лиса», «коса» и «роса».

Театрализованные игры

 Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).

Театрализованные игры - самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. 

Театрализованные игры включают в себя: настольный театр, театр на руке, напольные куклы, стендовый театр, ростовые куклы и другие виты театров.

       Игры для развития мелкой моторики

Развивая мелкую моторику, мы влияем на развитие речи.  Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст –  очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться большая роль.

Игры направленные на развитие мелкой моторики – это всевозможные шнуровки, нанизывание мелких и крупных предметов, игры с прищепками, липучками и т. д., которые не только можно купить в магазинах, но и сделать их вместе с ребенком из предметов используемых в быту.

Все игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи дошкольников.

В материале приведены факты, как развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, помещены простейшие тесты определения ведущей руки и уровня сформированности графомоторных навыков у дошкольни...

Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)

Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".

Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...