"Как игровые технологии помогают развивать детей с ОВЗ?"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мятлева Ольга Александровна

«Как игровые технологии помогают развивать детей с ОВЗ»?

Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается интеллектуально и физически, познает мир. Обучение в форме игры не только интересно. Оно помогает решать коррекционные задачи в работе с детьми с ОВЗ. В лекции расскажем об игровых педагогических технологиях. Познакомим с функциями и разными видами педагогических игр. Разберем, какое влияние оказывают на детей с ОВЗ разные виды игр.

 

Из чего состоят игровые технологии и чем они полезны

Игровые педагогические технологии включают методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Любая педагогическая игра имеет два признака:

– четко поставленную цель обучения;

– соответствующий ей педагогический результат.

Выделяют четыре вида педагогических игр. Выбор игры зависит от целей, которые ставит воспитатель.

Виды педагогических игр

Виды игр

Чему способствуют

Дидактические

Расширяют кругозор, способствуют познавательной деятельности детей.

Развивают общеучебные умения и навыки.

Позволяют применять знания, умения, навыки на практике.

Активизируют познавательную деятельность

Воспитывающие

Воспитывают самостоятельность, волю.

Развивают коммуникативные навыки.

Формируют нравственные, эстетические, мировоззренческие установки

Развивающие

Развивают высшие психические функции и творческие способности.

Способствуют эмпатии и рефлексии.

Мотивируют к учебной деятельности

Социализирующие

Знакомят с социальными нормами, учат общаться.

Помогают адаптироваться и справиться со стрессом.

Способствуют саморегуляции

 

Что такое высшие психические функции

Цель игровой технологии – дать ребенку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Задача педагога при этом – постоянно взаимодействовать с ребенком, наблюдать за его игрой, изучать возможности его развития, но не переделывать дошкольника.

Игра выполняет четыре функции.  

Какие функции выполняет игра

image

 

Для чего детям с ОВЗ нужна игра

Обучение детей с ОВЗ проходит в игровой форме. Игра помогает успешно корректировать и развивать психические свойства детей, их физические и творческие способности. Во время игры формируются личностные качества ребенка: ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.

 

Какая есть специфика игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Применение игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ имеет свою специфику. Обозначим четыре особенности:

1. Детям с ОВЗ полезны игры с природным  материалом, кремом, тальком, спортивным оборудованием. Они помогают детям приобрести эмоциональное равновесие.

2. Все  специалисты ДОО должны обучать детей через игру параллельно.

 

3. Игры надо строить по методу «активного слушанья» и на основе технологии «процессуальной игры».

4. В игре не должно быть давления на детей. Иначе обучения через игру не произойдет. 

В игре ребенок учится действовать с предметами-заместителями. Предмет- заместитель становится опорой для мышления. Через игру формируется собственное поведение ребенка с опорой на образец поведения взрослого. В игре развиваются продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок с ОВЗ разыгрывает тот или иной сюжет. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Ребенок с ОВЗ начинает воспринимать обучение как своеобразную ролевую игру с определенными правилами.

Существуют специальные требования к подбору игр для детей с ОВЗ. Памятка ниже подскажет вам, какие условия нужно соблюдать.

 

image

Говорите с родителями детей с ОВЗ о пользе игр

Не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Объясняйте на консультациях, что игры – это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения для ребенка с ОВЗ. Родители должны научиться воспринимать игру как жизненную необходимость для ребенка. Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ.

 

Что развивают разные виды игр у детей с ОВЗ

Игры

Чему учат

Игры-забавы и подвижные игры

Совершенствуют двигательные навыки. Воспитывают доброжелательность. Учат взаимопомощи. Поднимают настроение. Примеры игр:

– подвижные (прятки, «Третий лишний», «Ручеек»);

– хороводные («Каравай», «Пузырь»);

– игры-потешки («Ладушки», «Сорока»)

Сюжетно-ролевые

Способствуют социальному развитию детей. Прививают моральные нормы, знакомят с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «жадный» и др. Учат дошкольников:

–  взаимодействовать со сверстниками;

– быть самостоятельными;

– сопереживать;

– находить компромисс

Процессуальные

Развивают речь и воображение ребенка. Дети моделируют ситуации из собственного жизненного опыта, из книг, воспроизводят различные бытовые ситуации: кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.  

Игры-драматизации

Обогащают словарный запас, развивают речь, творческие способности ребенка, его воображение.  Учат управлять собой, мыслить самостоятельно и логично. 

Дидактические и развивающие

Активизируют работу мозга ребенка. Помогают решить конкретную педагогическую задачу. Например, могут быть направлены на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета. Примеры:

– игры с матрешками, пирамидками, вкладышами;

– настольные игры: лото, домино, мозаики и др.

Игры с природными материалами

Развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Примеры: игры с водой, песком и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_igrovye_tehnologii_pomogayut_razvivat_detey_s_ovz.docx97.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Как игровые технологии помогают развивать детей с ОВЗ»?

Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается интеллектуально и физически, познает мир. Обучение в форме игры не только интересно. Оно помогает решать коррекционные задачи в работе с детьми с ОВЗ. В лекции расскажем об игровых педагогических технологиях. Познакомим с функциями и разными видами педагогических игр. Разберем, какое влияние оказывают на детей с ОВЗ разные виды игр.

 

Из чего состоят игровые технологии и чем они полезны

Игровые педагогические технологии включают методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Любая педагогическая игра имеет два признака:

– четко поставленную цель обучения;

– соответствующий ей педагогический результат.

Выделяют четыре вида педагогических игр. Выбор игры зависит от целей, которые ставит воспитатель.

Виды педагогических игр

Виды игр

Чему способствуют

Дидактические

Расширяют кругозор, способствуют познавательной деятельности детей.

Развивают общеучебные умения и навыки.

Позволяют применять знания, умения, навыки на практике.

Активизируют познавательную деятельность

Воспитывающие

Воспитывают самостоятельность, волю.

Развивают коммуникативные навыки.

Формируют нравственные, эстетические, мировоззренческие установки

Развивающие

Развивают высшие психические функции и творческие способности.

Способствуют эмпатии и рефлексии.

Мотивируют к учебной деятельности

Социализирующие

Знакомят с социальными нормами, учат общаться.

Помогают адаптироваться и справиться со стрессом.

Способствуют саморегуляции

Что такое высшие психические функции

Цель игровой технологии – дать ребенку возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Задача педагога при этом – постоянно взаимодействовать с ребенком, наблюдать за его игрой, изучать возможности его развития, но не переделывать дошкольника.

Игра выполняет четыре функции.  

Какие функции выполняет игра

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\17.Технологии дошколльков с ОВЗ\Модуль 2\Тема 7\рисы\1.png

 

Для чего детям с ОВЗ нужна игра

Обучение детей с ОВЗ проходит в игровой форме. Игра помогает успешно корректировать и развивать психические свойства детей, их физические и творческие способности. Во время игры формируются личностные качества ребенка: ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.

 

Какая есть специфика игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Применение игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ имеет свою специфику. Обозначим четыре особенности:

1. Детям с ОВЗ полезны игры с природным  материалом, кремом, тальком, спортивным оборудованием. Они помогают детям приобрести эмоциональное равновесие.

2. Все  специалисты ДОО должны обучать детей через игру параллельно.

3. Игры надо строить по методу «активного слушанья» и на основе технологии «процессуальной игры».

4. В игре не должно быть давления на детей. Иначе обучения через игру не произойдет. 

В игре ребенок учится действовать с предметами-заместителями. Предмет- заместитель становится опорой для мышления. Через игру формируется собственное поведение ребенка с опорой на образец поведения взрослого. В игре развиваются продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Рисуя, ребенок с ОВЗ разыгрывает тот или иной сюжет. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Ребенок с ОВЗ начинает воспринимать обучение как своеобразную ролевую игру с определенными правилами.

Существуют специальные требования к подбору игр для детей с ОВЗ. Памятка ниже подскажет вам, какие условия нужно соблюдать.

C:\Users\elobanova\Desktop\ШКОЛА\17.Технологии дошколльков с ОВЗ\Модуль 2\Тема 7\рисы\2.png

Говорите с родителями детей с ОВЗ о пользе игр

Не все родители верят в коррекционно-обучающую форму игровой деятельности. Объясняйте на консультациях, что игры – это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения для ребенка с ОВЗ. Родители должны научиться воспринимать игру как жизненную необходимость для ребенка. Игра определяет дальнейшее всестороннее развитие личности детей с ОВЗ.

Что развивают разные виды игр у детей с ОВЗ

Игры

Чему учат

Игры-забавы и подвижные игры

Совершенствуют двигательные навыки. Воспитывают доброжелательность. Учат взаимопомощи. Поднимают настроение. Примеры игр:

– подвижные (прятки, «Третий лишний», «Ручеек»);

– хороводные («Каравай», «Пузырь»);

– игры-потешки («Ладушки», «Сорока»)

Сюжетно-ролевые

Способствуют социальному развитию детей. Прививают моральные нормы, знакомят с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «жадный» и др. Учат дошкольников:

–  взаимодействовать со сверстниками;

– быть самостоятельными;

– сопереживать;

– находить компромисс

Процессуальные

Развивают речь и воображение ребенка. Дети моделируют ситуации из собственного жизненного опыта, из книг, воспроизводят различные бытовые ситуации: кормление, купание, посещение магазина, врача и т. п.  

Игры-драматизации

Обогащают словарный запас, развивают речь, творческие способности ребенка, его воображение.  Учат управлять собой, мыслить самостоятельно и логично. 

Дидактические и развивающие

Активизируют работу мозга ребенка. Помогают решить конкретную педагогическую задачу. Например, могут быть направлены на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета. Примеры:

– игры с матрешками, пирамидками, вкладышами;

– настольные игры: лото, домино, мозаики и др.

Игры с природными материалами

Развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Примеры: игры с водой, песком и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...