Особенности работы по составлению рассказа по сюжетным картинам
статья по логопедии

Александра Александровна Юркова

В основе рассказывания по сюжетной картине лежит  восприятие окружающей жизни детьми. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_po_syuzhetnym_kartinam.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы по составлению рассказа по сюжетным картинам

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы. В настоящее время в многочисленных исследованиях по данной проблематике одним из главных средств формирования связной речи является работа по составлению рассказа по сюжетной картине.

Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников.

Методы обучения рассказыванию по сюжетной картине имеют свои особенности, определённую структуру учебных занятий и методические приёмы.

 Общими дидактическими принципами обучения являются:

  • построение занятий в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • опора на речевой образец педагога;
  •  использование средств наглядности;
  • выбор методов и приёмов с учётом задач обучения детей родному языку и подготовки к школе.

В основе рассказывания по сюжетной картине лежит  восприятие окружающей жизни детьми. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми.

Развитие восприятия картины, происходит по трем направлениям:

  • изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности;
  • развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью,
  • видеть именно то, что на нем изображено;

совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.

    Восприятию картины ребенка необходимо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено.

  • Узнавания отдельных предметов (люди, животные);
  • выделения позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины;
  • установления связей между основными персонажами;
  • выделения деталей (освещение, фон, выражения лиц людей).

 Характер же ответов детей по ее содержанию зависит от ряда факторов:  

  • От содержания картины, близости и доступности ее сюжета к опыту детей и от их умения рассматривать рисунок.
  •  От характера вопросов, определяющих умственную задачу.

 По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» дети перечисляют предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» – называют совершаемые действия. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дают связное высказывание.

Следовательно, если педагог злоупотребляет вопросом «Что это?», требующим перечисления предметов, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

Требования к картинам:

  • содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
  • Картины должны быть высокохудожественными;
  • изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими.  Условное, формальное изображение воспринимается не всеми детьми; следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.
  • Не должно быть  чрезмерного нагромождением деталей, дети будут отвлекаются от главного.
  • Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.
  •  Необходимо избегать излишней штриховки, рисунков в наброске, незаконченности образов изображаемого.

Рассматривание и беседа по содержанию картины.

Дети  часто не умеют рассматривать картины, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами. Поэтому необходимо учить их смотреть и видеть предмет или сюжет на картине, развивать наблюдательность. В процессе рассматривания активизируя и уточняя словарь, развивая диалогическую речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Цели:

  • упражнение в наблюдении,
  • развитие мышления, воображения, логического суждения,
  • развитие речи ребенка.

Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко обоснованы типичными методическими ошибками: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Картинка для малышей, к примеру, должна приближаться к упрощенной реальности. Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Используются пояснения, игровые приемы: детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; поиграть «Кто больше увидит?». Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней.

Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей.

Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Молчать и удерживать внимание к картине при индивидуальных ответах детям трудно и речевые реакции будут замедленны.

При рассматривании картин мы учитываем интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична, лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей. Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание. Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сюжетные картины. Дети учатся видеть не только главное, но и детали ( второй план). Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Следует стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения, все, что способствует воображению и творчеству. Например, прием придумывания названия картины, обсуждение его и сравнение с настоящим названием. Можно спросить: «Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?» , «Если подойти поближе к месту, где купаются воробьи, что можно услышать?»  События, о которых говорят дети, будут связаны со звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе хрустит снег; слышен смех детей, веселое чириканье, шум плескающейся воды и т.д. Дети потом включают эти факты в свои рассказы. В конце беседы спросите: «Что нового вы узнали из беседы?»

Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Если содержание картины не вызывает затруднений, на одном занятии можно одновременно решать две задачи – рассматривания картины и рассказывания по ней.

Рассказывание по сюжетным картинам

Этапы:

  • В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

Основной вид занятия по картине в младшей группе – беседа. Этой цели служат дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают и сюжетные картины вызывающие эмоциональный отклик («Кошка с котятами»). Оценка рассказа должна быть только положительной.

  • В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. 

Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Вначале дети воспроизводят по аналогии с образцом, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, подходящих слов, связи предложений.

  • В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по сюжетным картинам, придумывают начало и конец.

Рассматривание картин осуществляется по частям, детям предлагается самим задавать вопросы, воспитатель может распределить кому начать, о чем рассказывать сначала, указать линию развития сюжета, возможность опоры на план. Образец дается в случае, если дети плохо владеют умением излагать содержание сюжета картины.

Требования к рассказу:

  1. Рассказ должен иметь завязку- элемент сюжета картины, в котором произошло событие, давшее толчок возникновению и развитию конфликта или того, что приводит сюжет в движение.
  2. Кульминацию –переломный момент, после чего сюжетное действие идет на спад приближая нас к завязке…
  3. Завязку - завершение. Лучше если это будет фраза передающая настроение картины или отношения к ней.
  4. Образец рассказа составляется заранее и служит опорой для предстоящей беседы.

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе, как средство ознакомления с окружающей средой. Развивая воображение, внимание, мышление и речь, формируя интеллектуальные способности. Стимулируя инициативу самовыражения, проявляющуюся в том числе в различных типах связной речи. Приемы обучения многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений (активности и самостоятельности) или речевых ограничений детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по сюжетной картине "Едем на автобусе"

Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монолог...

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»

Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...

Статья "Особенности мотивации детей старшего дошкольного возраста к речевой деятельности в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине"

Аннотация: в данной статье представлены приёмы мотивации детей старшего дошкольного возраста, которые воспитатель может применять в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине....

Особенности работы по составлению рассказа по сюжетным картинам

Формирование связной речи по средствам составления  рассказа по сюжетной картине с учетом возрастных особенностей....

План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...