Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Богданова Татьяна Владимировна

    Программное  содержание

    Образовательная задача:

    Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и  понимать ее содержание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rassmatrivanie_kartiy.docx24.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

                  в старшей группе

    «Рассматривание картины и составление рассказов

    по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием  элементов ТРИЗ».

    Приоритетная область: коммуникация

     

                                                                     Составила и провела

                                                           воспитатель Богданова Т.В. 

                              

           

     Программное  содержание

    Образовательная задача:

    Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и  понимать ее содержание.

     Речевые задачи:

    • развитие связной речи:

    1. Продолжать учить детей составлять короткие описательные  рассказы по сюжетной картине

    2. Развивать объяснительно – доказательную речь

    • формирование словаря:

    1. Словарь: отражение, заплатка, плаванье, гладкая поверхность, камыши.

    2.Учить детей, используя  прием  «вхождения  в картину» давать образные характеристики объектов и действий.

    •  формирование грамматического строя речи:

    1. Продолжать формировать умение согласовывать:

                                                           - слова в предложениях

                                                           -прилагательные с существительными

    2. Развивать умение образовывать существительные  с уменьшительно, ласкательным суффиксом в игре «Назови  ласково»

    • звуковая культура речи:

     Закреплять умение отчетливо и внятно произносить скороговорку.

    Развивающие задачи: продолжать развивать воображение, мышление

    Воспитательная задача:

     Воспитывать интерес к предметам,  выходящим за пределы ближайшего окружения.

                            Используемые технологи

    ТРИЗ, игровая

                             Материал к занятию

    Картина под названием «Счастливого пути» из серии  «Плавание на зонтике»,  круги со  схематичным  изображением отдельных объектов, нити (полоски),  ковралин.

                                Предварительная работа

    Чтение художественной литературы на данную тему, беседы о прочитанном, на темы:  «Где я отдыхал летом», «В какие игры можно играть летом»,   «Как можно использовать старые ненужные вещи», рассматривание картинок,  иллюстраций на данную тему.

     Ход  непосредственно организованной деятельности

    Организационный момент.

    Цель: Развитие эмоций, слухового восприятия, мышления, и зрительного восприятия.

    Предлагаю детям подойти к окну.

    Игра «Здравствуй»

    Здравствуй, солнце золотое!- руки вверх, пальцы широко расставлены.

    Здравствуй, небо голубое!– руки над головой, плавные движения ладошек из стороны в     сторону

    Здравствуй, вольный ветерок! – плавные движения рук  перед собой из стороны в сторону

    Здравствуй, маленький дубок! – поднять «твердые руки» над головой

    Мы живем в одном краю –

    Всех я вас приветствую!

    Воспитатель: Ребята,  сегодня   у нас вновь  встреча с картиной

    ( дети садятся на стульчики)

    Воспитатель:  И    в гостях  у нас  Волшебник «Дели – Давай - кА». Мы  с вами знаем, что «Дели – Давай – кА»  умеет   все на свете делить на части. Он нам поможет поделить нашу картину на множество частей.

    Возьмем в руки бинокли и посмотрим на картину. Смотрим  так, чтобы увидеть только один предмет, и помним правило: не  называть тот объект, который   уже увидели и назвали.

    Что, ты Саша видишь?

    (дети называют отдельные объекты, схематичные изображения  которых выставляются на ковралине)

     Воспитатель: Ребята,  наша картина будет скучна, не красочна, если мы с вами ее не «раскрасим», не опишем объекты, не скажем, какими мы их видим.

    А чтобы сделать это мы поиграем в игру: «Скажи какой?»

    Например, вода,  какая, какой ее мы видим? – голубая, прозрачная, чистая.

    (зонт, трава, цветы, небо, отражение, куст,  девочка, мальчик, мишка, пруд, камыши,  лес)

     Молодцы, ребята, вы увидели и описали все основные объекты нашей картины. А сейчас  выйдем на лужайку и поиграем

    Физкультминутка:   На  лужайке поутру, мы затеяли игру

                                                           Дети встают в круг, берутся за руки

                                       Я ромашка, ты вьюнок, становись-ка в наш венок

                                        Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире

                                               Делают 4 шага назад

                                                 А теперь мы ручейки, побежим вперегонки

                                                            Бегут по кругу

                                           Прямо к озеру спешим, станет озеро большим

                                                           Раздвигают круг

                                              Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть

                                                          Смыкают круг

                                               Мы веселые лучи

                                                         Тянутся на носочках, руки вверх

                                       Мы резвы и горячи

                                                         Прыгают на носочках

      Воспитатель: Ребята,  вы помните, что волшебник «Дели – Давай – кА»  может еще  все и объединять. Ведь не дело, что мы картину разобрали на части, а обратно собрать забыли. Пришла пора наводить порядок – соединить, объединить  части в целое. Соединим два кружочка  и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой  объекты в кружочках и при этом  не забудем про то, как мы описали эти объекты.

     Например: «трава, цветы – их можно объединить, потому что  в траве растут цветы, тогда предложение получится такое: в зеленой,  высокой траве растут желтые, маленькие цветы.

    Скажи, Егор, какие два объекта можно соединить?

    (дети называют объекты и высказывают свои суждения об их  взаимосвязи, даю положительную оценку их высказываниям)

    Воспитатель: Давайте внимательно  посмотрим на картину  и проверим, все ли объекты мы соединили. Молодцы, ребята вы  объединили  все объекты, составили множество предложений, объясняя их взаимосвязь

    А сейчас, ребята, наш волшебник поможет  нам попасть в картину, и мы поиграем в игру «Слушай-ка - Чувствуй-ка»   Закройте глаза на минуточку.

    Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с  вами?

     Что вы слышите? А теперь откройте глаза и скажите: Что вы слышали?

    (выслушиваются ответы детей)

    А сейчас походим тихонько по нашей картине.

     Что вы почувствовали?  

    (выслушиваются ответы детей)

    Притроньтесь и проведите рукой  по всему, что встретилось вам на пути.

    Что вы почувствовали теперь? Что теперь можно сказать об объектах?

    (выслушиваются ответы детей)

    А теперь вдохните запах, того что вас окружает.

    Какие запахи вы почувствовали?

    Попробуйте,  что- то пожевать, если это не вредно.

    Какие вкусовые ощущения добавились?

    Ребята, а можете вы мне сказать какое время года в нашей картине?

    А какое время дня, какая часть суток в картине?

    (выслушиваются ответы детей)

    Воспитатель: действительно, на картине  изображено лето, ясный день.

    А теперь   закроем глаза,  и волшебник поможет нам выйти из картины.

    Ребята, мы  так много  говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы по этой картине.

    (Предлагаю детям составить рассказы по фрагментам  картины, обвожу указкой  фрагмент, дети составляют короткие рассказы.)

    Воспитатель: Посмотрите на пруд и расскажите о нем.

    (пруд,  берег пруда, поляна)

    (при необходимости даю образец рассказа, выслушиваю рассказы детей,  2 -3 человека, даю положительную оценку)

    Воспитатель: Скажите, ребята, какое название   подойдет этой картине?

    (выслушиваю предположения детей)

    Дидактическая игра:  «Назови ласково»(медведь,  зонт, цветок, лист, облако, куст, трава, поляна, лес, березка, берег, река, рука, нога)

    Воспитатель: а сейчас, ребята, вспомним скороговорку и постараемся ее произнести четко медленно, а потом быстро.

     Ехал грека через реку

    Видит грека в реке рак

    Сунул грека в реку руку

    Рак за руку греку цап    

    Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня работали  и у вас получились хорошие рассказы. Ваши рассказы я постаралась записать,  и мы сможем с вами выпустить свою книгу рассказов.  В свободное время вы сможете нарисовать рисунки  к своим рассказам, это и будут иллюстрации в нашей книге.

    Приложение

    Куст – зеленый, большой, ветвистый,

     с коричневыми ветками, со свисающими ветками

    Зонт – черный, большой,  круглый, раскрытый,

     с заплаткой, с деревянной ручкой

    Отражение – темное, зеленое, овальное,

     вытянутое,  длинное, неопределенной формы

    Небо -  светлое, голубое, нежное

    Облака -  белые, пушистые, плывущие

    Мишка – бурый, коричневый, маленький, веселый

    игрушечный, смешной.

    Девочка – красивая, веселая, радостная, нарядная.

    машущая рукой

    Мальчик – бегущий, веселый,  радостный, игривый.

    с палочкой в руке, храбрый, машущий рукой

    Дети – веселые, играющие, радостные, машущие

    Пруд – голубой, зеленый, блестящий как  зеркало, гладкий,

     небольшой, не глубокий, мелкий

    Палочка – длинная, кривая, деревянная

    Камыши – растущие в воде, длинные, зеленые

     с коричневыми верхушками

    Цветы – маленькие, желтые, белые, с зелеными

     стебельками и листочками, красивые.

    Лес – зеленый, дальний, густой, похожий

     на зеленое облако.

    У девочки – есть части тела,  распущенные, кудрявые,

     вьющиеся волосы, желтое, красивое платье

    с пышной юбкой, с маленьким кармашком

     и пояском, белые басаножки

    У мальчика – есть части тела, короткие темные, русые волосы

    майка красного цвета, шорты синие  в белую

    клетку, красные  носочки, коричневые

    ботиночки

    У мишке  – части тела,  майка в полоску, похожая на купальник,

    На шеи ленточка, похожая на шарфик

     

     

                            Физкультминутка

                              На  лужайке поутру, мы затеяли игру

                                      Дети встают в круг, берутся за руки

                               Я ромашка, ты вьюнок, становись-ка в наш венок

                             Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире

                                         Делают 4 шага назад

                                     А теперь мы ручейки, побежим вперегонки

                                                         Бегут по кругу

                             Прямо к озеру спешим, станет озеро большим

                                            Раздвигают круг

                                   Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть

                                               Смыкают круг

                                   Мы веселые лучи

                                                Тянутся на носочках, руки вверх

                              Мы резвы и горячи

                                                Прыгают на носочках

    Игра «Здравствуй»

    Здравствуй, солнце золотое!- руки вверх, пальцы широко расставлены.

    Здравствуй, небо голубое!– руки над головой, плавные движения ладошек из стороны в     сторону

    Здравствуй, вольный ветерок! – плавные движения рук  перед собой из стороны в сторону

    Здравствуй, маленький дубок! – поднять «твердые руки» над головой

    Мы живем в одном краю – руки вперед, ладонями вверх

    Всех я вас приветствую

    Дидактическая игра:  «Назови ласково»

    (медведь,  зонт, цветок, лист, облако,

     куст, трава, поляна, лес, березка, берег, река, рука, нога)

    Скороговорка

     Ехал грека через реку

                                  Видит грека в реке рак

                                 Сунул грека в реку руку

                                  Рак за руку греку цап    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."

    Закрепляются знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли. Расширяются представления о роли труда в жизни человека....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

    Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Составление рассказа по сюжетной картине «День 8 марта».

    ФорФормировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.Упражнять в подборе слов со сходным значением. Ок...

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

    Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...