Программа коррекционного курса Грамматика
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Гурова Екатерина Юрьевна

Для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня речевого развития). Подготовительная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

Принята решением                                                                  Утверждаю:

педагогического консилиума                                                 Заведующий МАДОУ № 322

от «___» ________2022г.                                                    ___________________                                                                    

     протокол №_______                                                                «___»____________2022г.

                                                                   

        

        

                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ГРАММАТИКА

Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития).

 Подготовительная группа

Учитель - логопед:

Гурова Екатерина Юрьевна

                

Красноярск  2022г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса.

Практическое освоение лексико-грамматической стороны родного языка, способствующее формированию грамматически правильной речи, развитию логического мышления и расширению кругозора дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР II-III уровня).

Характеристика коррекционного курса.

        Данный курс ориентирован на детей дошкольного возраста седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) обучающихся по АООП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровней речевого развития).

        Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

        Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

        Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

        Форма организации занятий – групповые.

        Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25-30 минут (Сан Пин с.26, п.11.10). Время проведения – первая половина дня.

Данный коррекционный курс направлен на:

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

1.Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

2.Формирование навыков понимания и  употребления в речи простых грамматических форм, элементарных словообразовательных моделей, простых нераспространенных и малораспространенных  предложений,  понимание и употребление простых предлогов.

2.Совершенствование понимания и навыков употребления детьми грамматических форм слов, словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций, употребление простых и дифференцирование сложных предлогов.

3. Развитие диалогической речи и навыков речевого общения, подготовка к овладению монологической речью.

3. Расширение возможности пользования диалогической и монологической формами речи.

Описание места коррекционного курса в содержании ООП.

        Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности. Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – групповые занятия. Продолжительность проведения – 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня.

        Содержание курса «Грамматика» тесно связано с содержанием коррекционного курса «Развитие речи», а также пронизывает содержание всех образовательных областей. С одной стороны, лексико-грамматические категории, сформированные на занятиях по «Грамматике», закрепляются во всех видах деятельности и во всех образовательных областях. С другой стороны, содержание работы в других образовательных областях опирается на темы, изучаемые в курсе «Грамматика». Кроме того, на занятиях курса «Грамматика» закрепляются навыки употребления синтаксических конструкций, сформированные в рамках коррекционного курса «Развитие речи». А на занятиях курса «Развитие речи» закрепляются навыки словообразования и словоизменения, сформированные на занятиях по «Грамматике».

Характеристика воспитанников группы

Группу посещают 23 ребенка с тяжелыми нарушениями речи:

9 – девочек, 14– мальчиков.

ОНР II уровня – 3 детей

ОНР II-III уровня– 17 детей

ОНР III уровня– 3 детей

Дизартрия –23 ребёнка

Заикание – 1 ребёнок

        Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

        Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя языка, фразовой речи, полноценного звукопроизношения.

        

Характеристика уровней общего недоразвития речи

II уровень        

        Импрессивная речь – ребенок различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов.  Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.

Понимание фраз - развивается понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.

        Экспрессивная речь - произвольная фраза простая, из 2-3-х, редко 4-х слов, грубо аграмматичная. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов;  на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки.

        Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Пассивный словарь намного больше активного.

        Словообразование сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родит. падежа (в косвенных падежах).

        Словоизменение - значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.

        

III уровень

        Импрессивная речь - наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Наблюдаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

        Экспрессивная речь - фраза простая, распространённая, с усложнением, изредка аграмматичная. Доступна сложная по структуре фраза, однако в речи используется редко.

         Словарный запас недостаточный. В активе преобладают существительные и глаголы, недостаточно других частей речи.  Простым обобщением владеет частично.  Антонимы подбирает со значительными ошибками. Пассивный словарь значительно шире  активного.

        Словообразование - значительно затруднены: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; приставочных глаголов. Часты ошибки в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных, детёнышей животных.

        Словоизменение - незначительные аграмматизмы при согласовании прилагательного с существительным среднего рода в именительном и косвенных падежах в ед. и мн. числе; существительных с числительными и сложными предлогами.

        

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

        К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка.

1 вариант (ОНР II уровень)

2 вариант (ОНР III уровень)

В плане лексического развития:

  • усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным значением;
  • узнает по словесному описанию знакомые предметы;
  • понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, простых признаков, состояний, свойств, качеств;
  • усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
  • употребляет обобщающие, собирательные, отвлеченные слова, части предмета; употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением,  многозначные;
  • умеет подбирать слова с противоположным значением, слова-признаки и слова-действия;
  • умеет подбирать однокоренные слова по наводящим вопросам;
  • умеет осмысливать образные выражения.

В развитии грамматического строя речи:

  • различает разные формы слов и простые словообразовательные модели;
  • употребляет грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;
  • умеет строить простые нераспространенные и малораспространенные предложения;
  • понимает и употребляет простые предлоги.
  •   различает и употребляет разные формы слов более позднего генеза;
  •   правильно употребляет продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
  • умеет строить простые предложения с однородными членами;
  • употребляет простые и дифференцирует сложные предлоги.

В плане развития навыков речевого общения:

  • умеет вслушиваться в обращенную речь, понимает её содержание;
  • адекватно реагирует интонацией и мимикой на ситуацию;
  • использует выразительные речевые средства (мимику, жесты) в игре и ролевом поведении;
  • умеет задавать вопросы и отвечать на них.
  • владеет навыками диалогической речи, адекватно отвечает и самостоятельно задает вопросы.

 

Система оценки достижения планируемых результатов.

        Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

        Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

        Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

         Возможны корректировки предварительного тематического планирования курса «Грамматика» на основе выявленных особенностей лексико-грамматической стороны речи воспитанников конкретной группы.

        Текущий мониторинг проводится в виде наблюдения за качеством лексико-грамматического оформления высказывания отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций логопеда по закреплению речевых эталонов в различных видах деятельности, либо описании специально подобранных упражнений.

II. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

        Программа курса имеет три раздела, которые тесно связаны между собой и реализуются параллельно:

  1. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря в импрессивной и экспрессивной речи.
  2. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования и синтаксической структуры предложения.
  3. Развитие диалогической и монологической форм речи.

  1. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря:
  • в импрессивной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • уточнение имеющегося словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • продолжать закрепление и дифференциацию ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • различение глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);
  • обучать понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи и др.);
  • продолжать обучать понимать простые вопросы по предметным и сюжетным картинкам;
  • закреплять понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, у;
  • обучать пониманию предлогов из, за, около, с, без (по демонстрации действий);
  • обучать понимать наречия, выражающие пространственные отношения (впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева).
  • расширение объёма словаря имен существительных, глаголов и их обогащение;
  • совершенствовать навык дифференциации ед. и мн. числа имен существительных, глаголов;
  • совершенствовать навык дифференциации глаголов, противоположных по значению (сними-надень, завяжи-развяжи); возвратных и невозвратных глаголов (одевается-одевают); глаголов прошедшего времени по родам (вымыл-вымыла, надел-надела);

глаголов, образованных при помощи приставок (наливает, выливает, переливает и т.д.)

  • совершенствовать понимание пространственных отношений предметов, выраженных предлогами в, на, под, за, в, между, перед, из, из-под, из-за;
  • обучать понимать существительные, образованные суффиксальным способом (деревце, платьице);
  • обучать понимать слова, образованные с помощью суффиксов, обозначающие профессию (хоккеист, сапожник, печник);
  • обучать понимать синтаксические конструкции.

  • в экспрессивной речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • вводить в словарь слова, обозначающие качества и свойства предметов (части и детали предметов, их величина, цвет, форма, материал, временные отношения);
  • вводить слова, обозначающие пространственные отношения (слева, справа, между, около, рядом, впереди, сзади, наверху, внизу, вокруг, возле);
  • вводить слова-антонимы (легко-тяжело, чистый-грязный, светло-темно, плохой-хороший, утро-вечер, сильный-слабый, длинный-короткий);
  • вводить в словарь числительные и союз и;
  • учить употреблять обобщающие слова (деревья, одежда, обувь и др.)
  • учить различать и называть некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табуретка-скамейка, шуба-пальто-куртка).

  • активизировать словарный запас;
  • совершенствовать умение подбирать обобщающие слова;
  • совершенствовать умение подбирать слова-действия к существительным (портниха – шьет, летчик – управляет самолетом, продавец – продает);
  • совершенствовать умение подбирать слова-антонимы:

(плачет – смеется, поднимается – опускается, входит – выходит и т.д.);

  • практическое использование в речи местоимений, наречий, числительных, союзов и, а, но;
  • обучение различению в речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени («Покажи, где мальчик ест», «Покажи, где мальчик ел», «Покажи, где мальчик будет есть»).

  1. Формирование грамматических стереотипов словообразования и словоизменения и синтаксической структуры предложения.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • продолжать учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже;
  • продолжать учить употреблять имена существительные с предлогами (в, на, под, у, из, за, около, с);
  • учить различать имена существительные в форме ед. и мн. числа; форму мн. числа имен существительных в родительном падеже;
  • учить образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою-стоим-стоит);
  • продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик-, -иц- (чайник, молочник; сахарница, конфетница); -ечк-, -ичк- (лисичка, чашечка);
  • формировать умение образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди);
  • учить отвечать на вопросы «Зачем? Почему? Когда? Как?».

  • совершенствовать навык употребления форм ед. и множ. числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом);
  • совершенствовать навык употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида;
  • совершенствовать практическое употребление в речи предлогов за - перед, за - у, под - из-за, за - из- за, около - перед, из-за - из-под (по словесной инструкции и по картинкам); предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу - пошел в лес) с использованием графических схем;
  • совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах;
  • совершенствовать навык употребления словосочетаний, включающих количественное числительное (два и пять) и существительное;
  • обучение детей употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ив-, -чив-, - лив-, -оват-, -енък- (красивый, улыбчивый, дождливый, хитроватый, беленький);
  • совершенствовать понимание значения приставок и их различения; навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пере-, до);
  • совершенствовать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • закрепить понимание суффиксов со значением «очень большой»: -ищ-, -ин- («Покажи, где нос, где носище?»);
  • совершенствовать навык употребления притяжательных и относительных прилагательных;
  • учить образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, длинноклювый);
  • учить подбору однокоренных слов (зима - зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка; снег-снежок, снежный, снегопад, снегурочка, снегирь, снежинка);
  • учить употреблению сравнительной степени прилагательных (белее, длиннее, выше).

3. Развитие диалогической и монологической форм речи.

I вариант (ОНР II уровень)

II вариант (ОНР III уровень)

  • развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;
  • закрепить умение строить предложения из 3-5 слов по демонстрации предмета, действия и по картинке;
  • учить употреблению сложноподчиненных предложений с использованием союза потому что;
  • формировать умение составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях, в сценках;
  • поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге;
  • совершенствовать умение задавать вопросы «Зачем? Почему? Когда? Как?» и отвечать на них 3-5-ю сложными предложениями;
  • закреплять умение слушать ответы товарищей;
  • совершенствовать умение строить предложения с однородными членами;
  • закреплять умение проговаривать диалоги в театральной деятельности;

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий курса «Грамматика» для детей с ОНР II-III уровня

        Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

Месяц

и неделя

Тематическое событие

Словарь

Грамматический строй речи

Сентябрь

1-4

1.09-30.09

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Октябрь                                                 Осень

1

03.10-07.10

«Встречаем осень»

«Есть у нас огород – посмотри, что там растет»

Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, погода, грязь, земля.

Прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный, короткий, длинный.

Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать.

Наречия:  мокро, сыро, ненастно, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно.

Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища.

Прилагательные: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый (цвет); кислый, сладкий, горький (на вкус); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, ровная, неровная (поверхность); овощной (-ая, -ое), картофельный (-ая, -ое). Глаголы: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть.

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы: глаголы, прилагательные, наречия (упражнение «Скажи наоборот»)

2. Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже.

3. Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (солнышко, тучка, веточка, листочек) - упражнение "Назови ласково".

4. Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

1. Учить подбирать слова – признаки к предмету.

2. Согласование притяжательных местоимений мой, моя с именами существительными м. и ж. рода (игра "Жадина").

3. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

4. Совершенствовать навыки изменения имен существительных по числам (Это помидор. Это помидоры).

5. Учить образовывать и использовать в речи мн. число имен существительных в Р.п. (игра "Один-много").

6. Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (помидорчик, репка, баклажанчик) - игра "Назови ласково".

2

10.10-14.10

«Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»

Существительные: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос; сад, урожай; дерево, ветки; вода, полив; компот, варенье, сок и т.д.

Прилагательные: кислый, сладкий, сочный (на вкус); зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность); фруктовый (-ая, -ое), яблочный (-ая, -ое) и т.д.

Глаголы сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, есть, варить, резать.

1. Дифференциация глаголов

единственного и множественного числа.

Мама — варит, готовит, режет, чистит.

Дети — собирают, едят, помогают

2. Согласование существительных с прилагательными в роде

и числе.

Спелое яблоко, зеленая груша, сладкий компот, маленькие вишни.

3. Употребление простых предлогов.

Яблоко висит на дереве.

Груша лежит в траве.

3

17.10-21.10

«Встречаем осень»

«У медведя во бору, грибы, ягоды беру»

Существительные: осень, дождь, туман, туча, лист, листопад, погода,  земля, гриб, лисичка, подосиновик, мухомор, мухомор, ножка, шляпка, корзина, клубника, смородина, крыжовник, малина, черешня, вишня, слива (садовые ягоды); малина, ежевика, земляника, черника, брусника, калина, рябина, волчья ягода (лесные ягоды); сад, лес, полянка, куст, дерево, грядка, вода, полив; урожай; варенье, компот, джем, повидло, сок и т.д.

Прилагательные: дождливый,  пасмурный, ясный, короткий, длинный, садовый, лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый; красный, жёлтый, белый, чёрный, синий (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); кислый, сладкий, горький (на вкус); ягодный (-ая, -ое), клубничный (-ая, -ое) и т.д.

Глаголы: идти, дуть, желтеть, опадать, сажать, ухаживать, поливать, собирать, мыть, есть, варить, сушить, срезать, чистить, нагибаться. 

Наречия:  мокро, сыро, солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, ясно.

1. Употребление простых предлогов.

Грибы растут в лесу.

Лисичка под березой.

2. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Большой боровик.

Красная земляника.

3. Употребление существительных в форме винительного падежа.

-я вижу лисичку.

-я вижу малину.

4. Образование относительных прилагательных.

4

24.10-28.10

«Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня»

Существительные: лес, роща; дерево, берёза, дуб, осина, клён, орешник, липа, рябина, ива, ольха, тополь; ель, ёлка, сосна, пихта и т.д.; корни, ствол, кора, ветки, листья, почки; земля, лес, хвоя, иголки; ягоды, грибы; кусты.

Прилагательные: лиственные, хвойные (деревья), лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, светлый, летний, осенний, зимний, весенний (лес); берёзовый, осиновый и т.д.; зелёный, жёлтый, красный, бурый, чёрный (цвет). Глаголы: расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать; ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.

1. Учить подбирать и употреблять в речи слова-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»)

2. Учить употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением (березка, рябинка) - упражнение "Назови ласково".

3. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

4. Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

5. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за, из.

Ноябрь                                      Предметы в окружающем мире

1

31.10-03.11

«О чем «рассказывает» одежда»

Существительные: одежда; бельё, майка, трусы, носки, колготки; брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.; пальто, куртка, плащ, шуба и т.д.; варежки, рукавицы, перчатки; детали одежды - рукава, воротник, манжеты, карман, пуговицы, молния, завязки, оборки, кнопки, пояс, штанины; зима, весна, лето, осень, погода, мороз, жара, сырость и т.д., сезон; ткачиха, швея, портной.

Прилагательные: нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-весенняя, сезонная (одежда).

Глаголы: шить, вышивать, зашивать, подшивать, вшивать, пришивать, одевать, надевать, снимать, застёгивать, расстёгивать, носить, покупать и т.д.

1. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с именами существительными (упражнение "Жадина").

2. Закрепить умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

3. Закрепить умение образовывать и употреблять имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением (маленькая юбочка, красненькая рубашечка и др.) - упражнение "Назови ласково".

4. Упражнение в употреблении имен существительных мн.ч. в форме Р.П. - "Один-много".

5. Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

6. Усвоение конструкций с предлогом С.

2

07.11-11.11

«Я их чищу, берегу.

По дорожке в них бегу»

Существительные: обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссовки и т.д.; подошва, шнурки, носок, каблук, ремешки; ноги; зима, лето, осень и т.д.

Прилагательные: летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная; женская, мужская, детская; спортивная; резиновая, кожаная и т.д.

Глаголы: обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать.

1. Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

2. Закрепить умение образовывать и употреблять имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением (маленькие туфельки, новенькие ботиночки и др.) - упражнение "Назови ласково".

3. Упражнение в употреблении имен существительных множ. числа в форме Р.п. - "Один-много".

4. Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного  падежа - "Кто без чего?".

3

14.11-18.11

«Домашние помощники»  (посуда)

Существительные: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.; хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, сухарница, перечница, соусник; кухня, столовая, гостиная; чай, кофе, суп; завтрак, обед, ужин, полдник; утро, день, вечер; вода, заварка; раковина; повар.

Прилагательные: столовая, кухонная, чайная, кофейная (посуда), столовые (приборы); утренний, дневной, вечерний, обеденный; горячий, холодный; стеклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый, фарфоровый, алюминиевый.

Глаголы: готовить, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать, разбивать.

1. Учить подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

2. Упражнение в образовании однокоренных слов (суп-супница, соль-солонка и др.).

3. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с именами существительными (упражнение "Жадина").

4. Согласование числительных с именами существительными (упражнение «Считай и называй»).

5. Упражнение в употреблении имен существительных в форме Р.п. - упражнение "Без чего посуда?".

6. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

7. Усвоение употребления предлога  для.

4

21.11-25.11

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»

Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (стенки, дверцы, дно, ножки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо; дерево, пластмасса, обивка и т.д.; кухня, коридор, кабинет.

Прилагательные: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый; мягкий, твёрдый, удобный; кухонный, столовый и т.д.; платяной (шкаф), обеденный (стол); столовая, гостиная, детская, спальная, ванная (комнаты).

Глаголы: сидеть, лежать, есть, ставить, натирать, мыть, выбивать, спать.

1. Подбор определений к слову мебель.

2. Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Что без чего?»).

3. Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнение «Скажи одним словом»).

4. Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

5. Совершенствовать умение употреблять в речи слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

6. Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

7. Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

8. Закрепить правильное употребление предлогов: В, НА, ЗА, ПОД, МЕЖДУ, ОКОЛО.

Декабрь                                                      Зима

1

28.11-02.12

«Красавица зима»

Существительные: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.
Прилагательные: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветреный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.
Глаголы пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.

1. Учить употреблять предлоги НА, С, В;

2. Учить подбирать слова-признаки к именам существительным;

3. Образование существительных ед. и мн. числа, мн.ч. Родит. падежа.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2

05.12-09.12

«Зимние виды спорта»

Существительные: тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник(ца), конькобежец(ка), стрелок, лучник(ца), теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка), прыгун(ья), гимнаст(ка), хоккеист(ка);

Прилагательные: легкоатлетический, гимнастический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый;

Глаголы: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться.

1. Подбор слов-признаков к именам существительным.  2.Усвоение категории родительного падежа.

3. Совершенствовать умение преобразовывать имена существительные м.рода в существительные ж.рода (спортсмен-спортсменка, лыжник-лыжница, фигурист-фигуристка и др.)

 4. Составление сложных предложений со значением противопоставления.

3

12.12-16.12

«Пернатые друзья» (зимующие птицы)

Существительные: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, кормушка, корм, грудка, спинка, головка, хвост, крыло, перо, клюв, ноги, когти, шея, лапы, пух, зима, холод, голод, снег, ветер, птица, клест, семена, крошки, сало, угощения.

Прилагательные: зимующая, мелкая, крупная, большой-маленький, короткий-длинный, тонкие-толстые, шустрый, драчливый, быстрый, ловкий, красивый, ленивый, грустный, желтый, красный, пестрый, хлебные (крошки), дынные, арбузные, ясеневые и другие (семена).

Глаголы: слетел, улетел, зимует, клюет, защищается, чистит, садится, собирает, прыгают, летают, поют, щебечут, чирикают, каркают, воркует, шипит, заботится, кормит.

1. Активизация глаголов по теме.

2. Учить образовывать сложные прилагательные (белобокая, длиннохвостая, желтогрудая, чернокрылая, длинноклювый).

3. Понимание пространственного значения предлогов на, в, из, за,  под, к, с, у, из-за, из-под и употребление их в речи.

4. Закрепить умение подбирать и употреблять в речи прилагательные-антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

5. Закрепить умение образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы (подлетел, улетел, залетел и др.)

6. Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные - упражнение "Чьи перья?".

4

19.12-23.12

«Мастерская Деда Мороза»

Существительные: праздник, украшения, карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз, подарок, елка, ночь, серпантин, гости, поздравление, год, месяц.

Прилагательные: веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, праздничный, разноцветные, нарядные.

Глаголы: выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять.

  1. Согласование существительных и прилагательных.

2.Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. один подарок, много подарков, мои подарки.

3.Употребление предлогов.

5

26.12-30.12

«Новогодний праздник»

Существительные: елка, игрушки, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, маски, карнавал, семья.

Глаголы: встречать, праздновать, петь, танцевать, веселиться.

Прилагательные: новогодний, елочный, карнавальный, душистый, колючий, блестящий, стеклянный, бумажный, разноцветный, подарочный.

Наречия: весело, высоко, низко, празднично, нарядно, радостно.

Антонимы: холодный - теплый, высокий – низкий…

Синонимы: украшать – наряжать.

1. Согласование числительных с именами прилагательными и существительными (упражнение «Считай и называй»).

2. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (вкусный-вкуснее, высокий-выше, длинный-длиннее и др.).

3. Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к», «с», «из»).

Январь                                                     Безопасность

1

01.01-06.01

Каникулы

2

09.01-13.01

«Как прекрасен город наш!»

Существительные: Россия, столица, город - Москва; район, округ; улица, переулок, проезд, бульвар, проспект, площадь, шоссе; парк, сквер; здание, театр, музей, цирк, кинотеатр, стадион, магазин, достопримечательности (Кремль, Большой театр и т. д.), фонтан; транспорт (подробно рассматривается в следующей теме), дорога; детская площадка, детский сад, школа; дом, этаж, квартира, балкон, окна, стены, двери и т.д.; горожане, москвичи.

Прилагательные: большой, чистый, красивый, многолюдный (город); просторная, шумная (улица); одноэтажные, многоэтажные (дома).

Глаголы: строить, возводить (здания); убирать, чистить (улицы); гулять, прогуливаться, осматривать (достопримечательности).

Наречия: больше, меньше, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре.

Предлоги:  в, на, у, под, с (со), за, над

1. Формирование словаря – рассматривание фотографий и открыток. Беседа.

2. Употребление в речи предлогов – упражнение «На улице».

3. Употребление имен существит. в ед. и множ. числе – упражнение «Один – много».

4.  Согласование числительных с существительными – упражнение «Посчитай дома».

3

16.01-20.01

«Если дома ты один» ОБЖ

Существительные: нож, вилка, иголка, спички, шприц, таблетки, игрушки, ножницы, бумага, пожар, вода, топор.

Прилагательные: острый, тупой, горячий, холодный, опасный.

Глаголы: резать, пилить, шить, пинать, кидать, зажигать, собирать, запускать, перебегать, переходить, играть, тушить, вызывать.

Антонимы: острый-тупой, горячий-тёплый.

Предлоги: в, на.

1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.

2. Согласование существительных и прилагательных: нож-острый, чайник-горячий.

3.Образование множественного числа существительных: таблетка-таблетки, нож-ножи.

4. Согласование числительных, с существительными: одна спичка-много спичек.

4

23.01-27.01

«Мы едем, едем…»

Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, грузовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт; колёса, кузов, кабина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекрёсток, дорога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.

Прилагательные: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный.

Глаголы: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать).

1. Уточнить понятия транспорт, виды транспорта.

2. Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

3. Учить способу словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Назови одним словом»).

4. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

5. Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

6. Закрепить умение образовывать и использовать в речи относительные прилагательные - упражнение "Из чего-какой?".

7. Закрепить умение образовывать и использовать в речи приставочные глаголы.

Февраль                                            Окружающий мир

1

30.01-03.02

«Тили-бом! Тили-бом! Приглашаем в кошкин дом!»

Существительные: животное, лошадь, конь, жеребёнок, жеребята; корова, бык, телёнок, телята; овца, баран, ягнёнок, ягнята; коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросёнок, поросята; собака, пёс, щенок, щенята; кошка, кот, котёнок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа.

Прилагательные: травоядные, млекопитающие, домашние, нужные, полезные, добрые.

Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.

1. Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнения «Что у кого?», «Что забыл нарисовать художник?», «Скажи одним словом»).

2. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

 3. Употребление конструкций с предлогом С.

4. Закрепление суффикса –нок-

2

06.02-10.02

«Тайны подводного мира»

Существительные: рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осётр, ёрш, плотва и т.д.; мальки, икринки, продукты, уха; река, море, океан, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк.

Прилагательные: речные, морские, океанические, аквариумные, хищные.

Глаголы: вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, есть.

1. Подбор глаголов к слову рыба, формирование обобщающего понятия.

2. Совершенствовать навык употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

3. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными (упражнение «Рассмотри, назови, посчитай»).

4. Закреплять умение изменять имена существительные по падежам 5. Формирование навыка словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища.

3

13.02-17.02

«В зоопарке мы гуляем, про животных узнаем»

Существительные: животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, тюлень, носорог, бегемот, верблюд, зебра, дикобраз; Африка, Австралия, джунгли, пустыня, север, льды.

Прилагательные: южные, северные, дикие, хищные, травоядные.

Глаголы: кормить, ухаживать, охранять, любить. Рычать, есть, спать.

1. Закрепить способ словообразования при помощи суффиксов – упражнение «Папа, мама, детеныш».

2. Закрепить способ словообразования путем слияния двух слов – игра «Скажи одним словом».

3. Закреплять правильное употребление в речи притяжательных прилагательных  - упражнение «Доскажи словечко».

4. Практическое усвоение категории творительного падежа с предлогом за.

5. Дифференциация животных севера и юга.

4

20.02-24.02

«Каждый мальчик может стать солдатом»

Существительные: солдат, Родина, Россия ракетчик, танкист, десантник, ракета, танк, летчик, самолет, пограничник, герой, парашют, враг, бомба, подводник, пехотинец, предатель, война, рана, автомат, оружие.

Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, военный, доблестный.

Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, ранить, перевязать, вылечить, сражаться, сопротивляться.

 1. Рассказать о значении армии. Знакомство с разными видами войск.

2. Образование однородных слов.

3. Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с суффиксами (-чик, -ист).

4. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными (упражнение «Подбери признак»).

5. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными (упражнение «Сосчитай»).

Март                                                       Весна

1

27.02-03.03

«Ты весна приходи, всю природу разбуди»

Существительные: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.
Прилагательные:

холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый.
Глаголы: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать.

1. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Установление причинно – следственных связей.

2. Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

3. Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Прятки»).

4. Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

5. Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

6. Учить детей согласовывать числительные с существительными (упражнение «Увидели, не увидели»).

2

06.03-10.03

«Мамин день»

Существительные:

весна, март, девочки, мама, бабушка, праздник, подарки, цветы, поздравление, открытка.
Прилагательные: любимая, единственная, прекрасная,
Глаголы: 
любить, беречь, заботиться, дарить

1. Образование ед. и мн. числа существительных.

2. Подбор прилагательных к существительным.

3. Образование притяжательных прилагательных.

3

13.03-17.03

«Пернатые друзья»

(перелётные птицы)

Существительные: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
Глаголы: летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
Прилагательные:

большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый.

1. Закрепление у детей обобщающего понятия «насекомоядные».

2. Закрепление знаний детей о частях тела птицы.

3. Продолжать учить изменению имён существительных по падежам (упражнение «Что без чего?»).

4. Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнения «Из чего какой?», «Скажи одним словом»).

5. Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение "Назови ласково").

6. Закрепить умение употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

7. Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

8. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

4

20.03-24.03

«На птичьем дворе, шум и гам на заре»

Существительные: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, гребень, насест, несушка, наседка.
Прилагательные:

 маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.
Глаголы: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.

1. Совершенствовать умение употреблять в речи слова-признаки и слова-действия (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

2. Закрепить способ словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

3. Учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Рассмотри и назови»).

4. Продолжать работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными (упражнение «Танины марки»).

5. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными (упражнение «Считай и называй»).

6. Употребление конструкций с предлогом С.

7. Закрепление суффикса –нок-.

5

27.03-31.03

«Кто в глуши лесной таиться? Что за зверь?»

Существительные: животное, олень, олениха, оленёнок, оленята; заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; ёж, ежиха, ежонок, ежата; кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята; белка, бельчонок, бельчата; мышь, мышонок, мышата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; волк, волчица, волчонок, волчата; лиса, лис, лисёнок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, поле, нор, дупло, берлога, логово.

Прилагательные: млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, спокойный, сильный, слабый, дикий.

Глаголы: жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.

1. Продолжать работу по изменению имён существительных в косвенных падежах (упражнение «Угадай-ка», «Кто с кем?»).

2. Закрепить умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными, употреблять в речи глаголы (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»).

3. Учить употреблять доступные антонимы (упражнение «Скажи наоборот»).

4. Продолжать работу по образованию и употреблению в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

5. Закреплять умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (упражнение «Прятки»).

6. Закрепить правильное употребление в речи притяжательных прилагательных (упражнение «Подскажи словечко»).

7. Упражнение в понимании и использовании в речи предлогов:

-на, -из-за, -из-под, -из).

Апрель                                                      Труд людей

1

03.04-07.04

«Едет, плывет, летит. Кто за рулем сидит»

Существительные: транспорт, шофер, водитель, летчик, капитан, кондуктор, руль, штурвал, билет.

Глаголы: водить, управлять, продавать, получать.

Наречия: много, мало, больше, меньше, столько же. вверху, внизу, впереди, сзади, в, на, у, с (со), под, за

1. Закрепление названий профессий на транспорте.

2. Закреплять умение изменять имена существительные по падежам (упражнение «Кто на чём работает?» «Помоги Незнайке»).

3. Учить способу словообразования путём изменения прилагательного в существительное (упражнение «Назови профессию»).

4. Совершенствовать умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

5. Закрепить умение образовывать и употреблять в речи глаголы (упражнение «Подбери действия»).

2

10.04-14.04

«Космонавтом быть хочу, может в космос полечу»

Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт,  планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет  (Марс, Юпитер и т.д.).

Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное. 

Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Наречия, предлоги: далеко, близко, высоко, низко.  Вверху, внизу, слева, справа, в центре, в, на, у, под, с (со), за, над.

1. Активизировать лексический запас по теме «Космос».

2. Учить подбирать родственные слова к слову космос.

3. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными – упражнение «Подбери признак».

4. Практическое изменение имен существительных по падежам – упражнение «Подскажи словечко».

3

17.04-21.04

«Все профессии хороши-выбирай на вкус»

Существительные: профессия, работа; учитель, воспитатель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофёр, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, танцор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д.

Прилагательные: нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный и т.д.

Глаголы: знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар - готовит еду, строитель - строит дома и т.д.

1. Закрепление названий профессий.

2. Закреплять умение изменять имена существительные по падежам (упражнение «Кто чем работает?» «Помоги Незнайке»).

3. Учить способу словообразования путём изменения прилагательного в существительное (упражнение «Назови профессию»).

4. Совершенствовать умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

5. Закрепить умение образовывать и употреблять в речи глаголы (упражнение «Подбери действия»).

4

24.04-28.04

«Нас в школу приглашают задорные звонки. Мы тоже скоро будем – ученики»

Существительные: школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ранец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, отличник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма.

Прилагательные: домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, многоэтажное, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, важная, любимая, внимательная.

Глаголы: слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить, достать, рисовать.

Наречия: внимательно, старательно,  прилежно,  хорошо,  отлично,  плохо, грязно, умело, красиво.

1. Уточнение, актуализация словаря по теме «Школа».

2. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

4. Учить использовать в речи притяжательные местоимения мой, моя, моё (упражнение «Жадина»).

5. Закрепить умение употреблять в речи слов-действий (упражнение «Подбери слова-действия»).

6. Учить правильному употреблению в речи относительных прилагательных (упражнение «Из чего какой?»).

Май                                                    Скоро лето

1

02.05-05.05

«Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.»

Существительные: война, ветеран, герой, фашист, враг, победа, парад, салют, подводник, десантник, артиллерист, пехотинец, танкист, моряк, пограничник, офицер, солдат, генерал, медаль, орден.

Прилагательные:
 отважные, храбрые, смелые, сильные, немецкие,  жестокие.

Глаголы: защищали, охраняли,  стреляли,  убивали, погибали, победили, маршируют.

1. Закреплять представления о празднике и его атрибутах: флагах, цветах.

2. Учить подбирать синонимы к словам – признакам (смелый, отважный, геройский).

3. Закреплять умение подбирать антонимы к словам (смелый-трусливый, сильный-слабый).

4. Учить подбирать родственные слова к словам герой, защита.

2

10.05-19.05

«Распускаются цветы и в саду, и на лугу, и в лесу, и в пруду»

«Скоро лето»

Существительные: растение, цветок; нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии и т.д. (садовые цветы); незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василёк, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак (полевые цветы); крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, тысячелистник, мать-и-мачеха, чертополох (лекарственные растения); кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия (растения, занесённые в Красную книгу); земля, сад, клумба, поле, луг, лес; корни, стебель, листья, бутон, лепестки; вода, полив; ваза, букет, венок, подарок, праздник; польза, корм, лекарство, чай, мёд, Красная книга.

Прилагательные: красивые, пахнущие, нежные, цветущие; красный, жёлтый, белый, зелёный и т.д. (цвет); полевые, луговые, лесные, садовые, дикие; лечебные, полезные, пахучие, сушёные; редкие, исчезающие.

Глаголы: сажать, выращивать, ухаживать; расти, цвести, распускаться; срезать, собирать, рвать, сушить, заваривать, лечиться, дарить, радовать, есть; заносить (в Красную книгу), охранять, исчезать.

Существительные: лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка, василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.

Глаголы: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать, светить.

Прилагательные: яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний, ясные (дни), лазурное (небо).

Наречия: жарко, сухо, пасмурно, ясно, 

тепло.

1. Совершенствовать навык употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»).

2. Продолжать работу по употреблению в речи слов-действий (упражнение «Подбирай, называй, запоминай»)

3. Закреплять умение изменять имена существительные по падежам (упражнения «Букет для мамы», «Подбирай слова»).

4. Закреплять умение подбирать доступные антонимы (упражнение «Сравни предметы»).

5. Закреплять навык составления предложений с предлогами над, между, из-за, около.

1. Подбор прилагательных к слову лето.

2. Закрепить способ словообразования путём слияния двух слов (упражнение «Скажи одним словом»).

3. Закрепить умение изменять имена существительные по падежам (упражнение «Подбирай слова»).

4. Упражнять в составлении предложений с предлогами над, между, из-за, около.

3

22.05-31.05

Наблюдение за индивидуальным развитием ребенка.

IV. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование логопедического кабинета

Стол логопедический – 1 шт.

Стол детский – 1 шт.

Стулья детские – 4 шт.

Стул – 1 шт.

Стол – 1 шт.

Шкаф-стеллаж – 3 шт.

Доска магнитная – 1 шт.

Светильники потолочные  – 2 шт.

Ноутбук – 1 шт.

Плакаты:

  • Овощи
  • Фрукты
  • Перелётные птицы
  • Зимующие птицы
  • Схемы для описания птиц
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

Папки по лексическим темам:

-Дикие животные            

-Домашние животные    

-Цветы

-Насекомые

-Деревья и кустарники    

-Овощи

- Фрукты

-Ягоды

-Грибы

-Профессии                      

-Транспорт                      

-Одежда

-Обувь

-Птицы: домашние, перелётные

-Посуда

-Продукты питания                

-Мебель

-Игрушки

-Семья

-Весна

-Лето

-Осень

-Зима

Дидактические игры

«4 лишний»

«Волшебные картинки» (папка дошкольника)

«Большой – маленький»

«Собираем урожай»

«Определи по контуру»

 «Узнай и назови»

«Мои любимые сказки»

«Осень, зима, весна, лето»

«Картинка в картинке»

«Кто спрятался?»

«Кто что ест?»

«Кто где живет?»

«Чей домик?»

«Кто какой?»

«Большой, средний, маленький»

«Времена года»

«Часть и целое»

«Профессии»

«Противоположности» (Серия «Умные карточки»)

«Любимые сказки» (Серия «Умные карточки»)

«Что сначала» (Составление рассказов по серии сюжетных картинок)

Кубики

Магнитный театр «Репка»

Пальчиковый театр «Теремок»

Пальчиковые игрушки «Дикие и домашние животные»

Фигурки животных

Силуэты животных

Разрезные картинки

Жукова О. «Первые открытия: я учу антонимы»

Учебно-методическая литература

1. Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматических недоразвитий речи у дошкольников с ОНР.  Санкт-Петербург, 2005.

2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Москва, 2005г.

3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий» (подготовительная группа)

4. Борисенко М.Г. «Потешки про Ваню».

5. Борисенко М.Г., Лукина Н.В. «Грамматика в играх и картинках»:

  • Овощи
  • Насекомые
  • Игрушки
  • Перелётные и зимующие птицы
  • Фрукты
  • Животные наших лесов
  • Птицы (домашние)

6. Глинка Г.А. «Развиваем мышление и речь».

7. Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда».

8. Киселёва Г.А. «Книжка-учишка 1,2,3».

9. Комратова Н.Г. «Учим говорить правильно» - Москва, 2005г.

10. Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе» - М.: Гном – пресс, 1998.

11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.

12.Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007

13. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение.— М., Дельта,1997.

14. Нищева  Н. В.  « Программа  коррекционно-развивающей  работы  в логопедической группе детского сада для  детей  с общим  недоразвитием речи  (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

15. Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика».

16. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».

17. Парамонова Л.Г. «Стихи для развития речи».

18. Развитие речи и творчества дошкольников/Под. ред. О.С. Ушаковой - М.:ТЦ «Сфера», 2002.

19. Сайкина Е.Г.,  Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

20. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.

21. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи».

22. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.

23. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (4 альбома).

24. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. - М.: «Владос», 2006.

25. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи.— СПб., 1998.

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.— М., 2004.

27. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

28. Худенко, Шаховская «Конспекты по формированию связной  речи у детей».

29. Цейтлин С.  Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. —М., Просвещение, 2000.

30. Чистякова И.А. 64 игры для формирования грамотной фразы. СПб.: КАРО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса "Обучение грамоте"

Коррекционный курс "Обучение грамоте" разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.Цель курса: подготовка к обучению грамоте дошкольников 5-7 лет, имеющих общее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ГРАММАТИКА» Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ГРАММАТИКА»Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса ГРАММАТИКА (подготовительная группа)

Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной а...

Рабочая программа коррекционного курса "Грамматика" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционного курса "Грамматика" для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...