Лексическая тема. Зима, зимующие птицы
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Тарабара Маргарита Петровна

Закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме­тель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замер­зать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сы­пать). Совершенствование грамматического строя речи (образо­вание однокоренных слов). Совершенствование навыков звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов {трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zima_zimuyushchie_ptitsy.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы». Звуки [ф], [ф/],

[в], [в/].

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, кормушка, корм, помощь; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный, голодный', замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кормить, сыпать). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование слоговой структуры слов {трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, альбом «Круглый год», предметные картинки по теме «Зима», магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», наклейки, «Мой букварь» и тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами, бутылочки с тертым пенопластом и соломинками для коктейля по числу детей.

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения «Снеговик». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем  пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Чтение рассказов В. Зотова «Снегирь», «Клест-еловик».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Дети здороваются с логопедом и встают рядом со стульчиками.

Логопед. Давайте вместе посмотрим на картину. Логопед помещает на наборное полотно картину «В зимнем парке», задает детям вопросы и предлагает задания.

[Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Развитие диалогической речи.]

Логопед. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Дети. На картине нарисована зима.

Логопед. Расскажите о земле. Как она выглядит?

Дети. На земле лежит снег.

Логопед. Что  вы  можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег.

Дети. Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.

Логопед. Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.

Дети. Небо светлое, чистое, высокое.

Логопед. Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.

Дети. Деревья голые, заснеженные.

Логопед. Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Дети. Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.

Логопед. Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?

Д е т и. От слова зима.

Логопед. Верно. Каких еще зимующих птиц вы знаете?

Д е т и. Ворону, сороку, воробья, щегла, клеста, свиристеля.

Логопед. Что делают в парке дети?

Дети. Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют со Щенком в снегу.

и предлагает детям  вспомнить, как называется пьеса, которая звучала, о чем она. Дети Логопед. Как они одеты? Почему?

Дети. Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.

Логопед. Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

Дети. Детям нравится гулять в парке. Им весело.

Далее логопед выключает магнитофон  отвечают на вопросы логопеда. Логопед спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с пьесы «Зимнее утро».

Дети объясняют, что наступила зима. Логопед сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, ее признаках, зимующих птицах.

2.        Упражнение «Телефон». [Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление представления о предложении. Составление предложений со словом снеговик.]

Логопед. Кого дети слепили на прогулке?

Дети. Они слепили снеговика.

Логопед. Давайте все вместе четко произнесем и прохлопаем это слово.

Дети. Сне-го-вик.

Логопед. А теперь давайте произнесем это слово по очереди, прохлопывая его.

Дети по очереди проговаривают и прохлопывают слово.

Логопед. Попробуйте придумать предложения со словом снеговик.

Дети придумывают предложения и выбирают самое красивое из них. Победитель получает наклейку на тетрадь.

3. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на страничку слева. Что вы видите?

Дети. Лыжи, снеговика, санки.

Логопед. Послушайте загадку об одном из предметов, изображенных на этой странице.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги —

И по большим снегам беги.

Дети. Это лыжи.        

Логопед. Почему вы так решили? Объясните. Дети дают объяснения.

Логопед. А теперь обведите лыжи по контуру и любым цветным карандашом раскрасьте их. Если хотите, нарисуйте на лыжах крепления.

За хорошую работу все дети получают наклейки. Логопед убирает тетради и карандаши.

4.        Упражнение «Снеговик». [Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.

Давай, дружок, смелей, дружок,                    Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.                        перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,                    «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                        «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                        Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                   Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка —                                Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.                Разводят руками, пожимают плечами.

  В. Егоров

5.        Упражнение «Вьюга». [Формирование направленной воздушной струи.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им маленькие пластиковые бутылочки, наполненные тертым пенопластом. Н крышке каждой бутылочки закреплена соломинка для коктейля.

Логопед.                Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

  Н. Нищева

Дети. Это вьюга.

Логопед. Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек.  Вот так.        

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно  выполняется детьми 34 раза.        

6. Упражнение «Закрась квадрат». [Совершенствование навыка звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова).]    

Логопед предлагает детям пройти за стол и раздает им буквари. Дети открывают буквари там, где лежат закладки.

Логопед. Посмотрите на задание, отмеченное голубыми кружками. Рассмотрите и назовите картинки.

Дети. Пуф, кофта, флажок.

Логопед. Определите место звука [ф] в названиях картинок,  раскрасьте квадраты в полосках, обозначающих слова: первый квадрат — если звук находится в начале слова, второй — если звук

в середине слова, третий — если звук стоит в конце слова. Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать. Потом он оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З.

Развитие речи в старшей логопедической группе Лексическая тема НОД  «Зима. Зимующие птицы». Звуки [С], [Сь], [З], [Зь]. Буква З...

Лексическая тема недели: "Зимующие птицы"

Рекомендации родителям по развитию и обогащению словаря ребенка (предметный, глагольный, словарь признаков по изучаемым темам), формированию грамматических умений, развитию мелкой моторики рук, развит...

Лексическая тема недели "Зимующие птицы"

Задачи:пополнить активный словарь детей глагольной лексикой по теме «Зимующие птицы»;закрепить умение узнавать по картинкам и называть зимующих птиц;учить отличать зимующих птиц от перелёт...

Информация для родителей по теме недели: Зима. Зимующие птицы.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24172883","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Лексическая тема 10 "Зима. Зимующие птицы."

Лексическая тема 10 "Зима. Зимующие птицы."...

Лексическая тема недели «Зимующие и перелетные птицы»

Лексическая тема недели«Зимующие и перелетные птицы» 1.Рассмотрите картинки зимующих и перелетных птиц. Назовите их. Почему птиц делят на зимующих и перелетных? (ребенок рассуждает)....

Тема 9. «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Рекомендации родителям по теме недели: «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...