Лексическая тема недели "Зимующие птицы"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Пахомова Елена Викторовна

Задачи:

  • пополнить активный словарь детей глагольной лексикой по теме «Зимующие птицы»;
  • закрепить умение узнавать по картинкам и называть зимующих птиц;
  • учить отличать зимующих птиц от перелётных;
  • учить образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа;
  • упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;
  • учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные»;
  • закрепить умение согласовывать числительные 1-5 с существительными;
  • активизировать номинативный словарь, упражнять в назывании частей тела птиц;
  • учить образовывать сложные прилагательные;
  • закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
  • упражнять детей в подборе антонимов;
  • упражнять в подборе прилагательных к существительным;
  • закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются;
  • упражнять в составлении предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_zimuyushchie_ptitsy.docx505.51 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, глухарь, тетерев, кормушка, птенцы, гнездо.

Глаголы: летать,  искать,  кормиться,  клевать,  шелушить,  каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные: красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый  (воробей), белобокая   (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы).

  • ЗАГАДКИ:

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...  (Снегири)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …  (синички)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует. (Воробей)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

А эта таежная птица

Сидит на кедровой сосне.

Сидит плутовка, молчит.

 Кедровые шишки лущит. (Кедровка)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

Днем я сплю,

А ночь – летаю.

Хорошо я поступаю? (Сова)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (Cорока)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Cорока)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)

Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — (Свиристели)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)

Только я из птиц, признаться,
В зной, морозы и пургу
По стволу передвигаться
Головою вниз могу. (Поползень)

Крошки хлеба подбирая,

Семена не забываю,

Соль с земли я поклюю,

И водицей всё запью! (Голубь)
Эти птицы на ночлег

В голубой нырнули снег.

И до самого рассвета

В этом сказочном снегу

Птицам снилось лето

С голубикой на лугу. (Куропатки)
Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима. (Зимующие птицы)

Вспомните,  каких зимующих птиц вы знаете. (не менее 5). Объясните, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ.

  • Разделите на слоги слова – названия зимующих птиц (хлопками):

СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА, ДЯТЕЛ, КЕДРОВКА, СОВА.

Назови ласково: СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ -… КЕДРОВКА-…, СОВА- … крыло – крылышко, перо – перышко, гнездо – гнёздышко, птенец – птенчик, клюв – клювик, пух – пушок.

  • Сравни птиц с животными и людьми:
    • У человека дети, а у птицы – птенцы.
    • У человека нос, а у птицы –
    клюв
    • У животных шерсть, а у птиц –
    перья
    • У животных лапы, а у птиц –
    лапки

  • Кто как подает голос?
    • Сова   
    ухает. Воробей чирикает. Голубь воркует. Ворона каркает. Сорока стрекочет. Синица тенькает

  • Пересказ:  Прослушайте текст, ответьте на вопросы полным предложением.

СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и  крылья хорошо заметны на белом снегу.

Ответить на вопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц вы знаете?

  • Объясните слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА.

  • Подбери признак»

ворона (какая?) – крупная, серая, громкая, старая, страшная….

голубь (какой?) – крупный, белый, голодный, красивый, важный…

воробьи (какие?) – мелкие, шумные, шустрые, драчливые, коричневые

  • Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):

воробей, 2 воробья, 5 воробьев; голубь…, снегирь…, синица…, ворона…, глухарь…, сова…, клёст…, свирестель…, дятел…, поползень…, куропатка…

  • Назови части тела птицыголова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти

  • Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).

У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья

У сороки                      — сорочий,                        — сорочья.

У голубя —  

У совы —           

У воробья-

  • Игра «Сложи слово»

У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.

У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.  

У вороны черные крылья —  значит она …

У голубя сизые крылья – значит он …

У сороки белая грудка – значит она …

  • Игра «4 – лишний»

Голубь, ворона, дятел, совенок.  

Сорока, воробей, петух, снегирь.

Петух, синица, гусь, индюк.

Воробей, грач, сорока, синица

Голубь, дятел, снегирь, ласточка

Сорока, воробей, кукушка, дятел

Соловей, голубь, сорока, воробей

Синица, аист, дятел, снегирь

  • Один - много» (образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей)

Воробей – воробьи – воробьёв.

Сорока – сороки – нет сорок.

Синица – синицы – нет синиц.

Ворона – вороны – нет ворон.

Снегирь – снегири – нет снегирей.

Дятел – дятлы – нет дятлов.

Голубь – голуби – нет голубей

Сова – совы – нет сов

Глухарь – глухари – нет глухарей

Клёст – клёсты – нет клёстов

  • «Назови действие» (активизировать глагольный словарь)

Дети называют, что умеют делать птицы: летать, прыгать, петь, чистить перышки, клевать, спать, искать корм, защищаться, высиживать яйца и т.д.

  • Образование глаголов с помощью приставок.

Сова из дупла (что сделала?) – вылетела. 

Откуда вылетела сорока? – из дупла.

Сова в дупло…            Куда влетела сова?

Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?

Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?

Воробей под ветки …  Куда подлетел воробей?

Ворона за куст …Куда залетела ворона?   

Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?

Птички полетели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны,  словно птичьи крылья, тыльной стороной ладоней к себе)

Крыльями махали.

(Махи кистями рук)

На деревья сели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны,  словно птичьи крылья, внутренней  стороной ладоней к себе)

Вместе отдыхали.

(Помахивать ладонями)

  • Игра «Скажи  наоборот» (подбери слово):

Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички — …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

  • «Назови ласково». 

Черное перо – черненькое перышко,
Серая спина – серенькая спинка,
Красная грудь – красненькая грудка,
Острые когти – остренькие коготки,
Длинный хвост – длиненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок,
Круглая голова – кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки,
Мягкие перья – мягонькие перышки,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.

  • «Узнайте по описанию»
    Кто
    драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей)
    Кто
    желтогрудая, веселая, юркая? (синица)
    Кто
    красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь)
    Кто
    белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)
    Кто
    красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (дятел)
    Кто
    большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)
    Каких еще птиц мы не назвали? (
    свиристель, клест, голубь, ворона)

  • «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные).

Крыло чье? – голубиное, воробьиное …

Клюв чей? – вороний, голубиный …

Хвост чей? – совиный, воробьиный …

Голова чья? – голубиная, воробьиная …

  • «Подбери признак» (упражнять в подборе прилагательных к существительным)

Воробей (какой?) – маленький, ловкий, быстрый, коричневый, драчливый, веселый, удалой, шустрый и т.д.

Ворона (какая?) – большая, черная, …, …, .

Синица (какая?) - желтогрудая, веселая, юркая…

Снегирь (какой?) - красногрудый, ленивый, малоподвижный.

Сорока (какая?) - белобокая стрекотунья и воровка.

Дятел (какой?) - красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев.

Сова (какая?) - большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная

  • Составление рассказов о зимующих птицах (с опорой на иллюстрации) в  форме загадок-описаний по схеме:
  • Кто это (это птица)
  • Какие части тела у неё есть?
  • Перелетная или зимующая?
  • Как называется дом?
  • Чем питается?
  • Как называют птенцов?
  • Как голос подает?
  • Какую пользу приносит?

  • Звуки К и Х: (разделить детей на 2 команды  - это птички, которые ловят звуки – одна команда хлопает в ладоши, когда услышит звук К, а другая – когда услышат Х ):

Хвост, крыло, сорока, хохолок (оба звука), клюв, пух, клест, взмах, грудка.

  • Упражнение «Назови гласные звуки в словах».
    Дети, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давайте громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
    Например: СИНИЦА – И, И, А;
    ВОРОНА – а, о, а
    СОРОКА- а, о, а
    ВОРОБЕЙ- а, а, э  (слышим звук Э)
    ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
    СНЕГИРЬ- и, и
    ГОЛУБЬ- о, у
    СОВА- а, а
    СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
    КЛЁСТ- звук О.

Ребята, в каких словах-названиях птиц мы услышали звуки А, О ? Какие это звуки? (гласные или согласные)? Каким цветом мы будем обозначать их в словах? (красным).


Стихотворение недели

А. Чепуров

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей             Ритмично сжимают и разжимают          кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,                               
На каждое название птицы загибают пальчик.
Шесть щеглов и голубей,                             
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.                             
Опять сжимают и разжимают кулачки

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4759f02a7ab/1061458_3.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/22/s_5c4759f02a7ab/1061458_5.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».

Особенности формирования математических представлений  у дошкольников с ограниченными  возможностями здоровья  в процессе игровой деятельности.Конспект  комбинированного заня...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Картинный материал для игры "Сосчитай птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными.   ...

Картинный материал для игры "Угощение для птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"

Картинный материал для игры «Угощение для птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлени...