Лексическая тема недели "Зимующие птицы"
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Задачи:
- пополнить активный словарь детей глагольной лексикой по теме «Зимующие птицы»;
- закрепить умение узнавать по картинкам и называть зимующих птиц;
- учить отличать зимующих птиц от перелётных;
- учить образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа;
- упражнять детей в образовании существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- учить классифицировать птиц по признаку «зимующие» - «перелетные»;
- закрепить умение согласовывать числительные 1-5 с существительными;
- активизировать номинативный словарь, упражнять в назывании частей тела птиц;
- учить образовывать сложные прилагательные;
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
- упражнять детей в подборе антонимов;
- упражнять в подборе прилагательных к существительным;
- закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются;
- упражнять в составлении предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 505.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клёст, свиристель, глухарь, тетерев, кормушка, птенцы, гнездо.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы).
- ЗАГАДКИ:
Что за стол среди берез Хоть я не молоток - Всё время стучит, Красногрудый, чернокрылый, Зимой на ветках яблоки! Спинкою зеленовата, В тёплый край не улетают, Маленький мальчишка В серой шубке перовой А эта таежная птица Сидит на кедровой сосне. Сидит плутовка, молчит. Кедровые шишки лущит. (Кедровка) Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова) Днем я сплю, А ночь – летаю. Хорошо я поступаю? (Сова) | Непоседа пёстрая, Вертится, стрекочет, Вот птичка так птичка, У этой птички клюв кривой, Эти птички с хохолком Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Только я из птиц, признаться, Крошки хлеба подбирая, Семена не забываю, Соль с земли я поклюю, И водицей всё запью! (Голубь) В голубой нырнули снег. И до самого рассвета В этом сказочном снегу Птицам снилось лето С голубикой на лугу. (Куропатки) Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть зерна – и не страшна Будет им зима. (Зимующие птицы) |
Вспомните, каких зимующих птиц вы знаете. (не менее 5). Объясните, почему мы этих птиц называем ЗИМУЮЩИЕ.
- Разделите на слоги слова – названия зимующих птиц (хлопками):
СНЕГИРЬ, СИНИЦА, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КЛЕСТ, СОРОКА, ДЯТЕЛ, КЕДРОВКА, СОВА.
Назови ласково: СИНИЦА – СИНИЧКА, ГОЛУБЬ - ……, СНЕГИРЬ - ……., ВОРОБЕЙ -… КЕДРОВКА-…, СОВА- … крыло – крылышко, перо – перышко, гнездо – гнёздышко, птенец – птенчик, клюв – клювик, пух – пушок.
- Сравни птиц с животными и людьми:
• У человека дети, а у птицы – птенцы.
• У человека нос, а у птицы – клюв
• У животных шерсть, а у птиц – перья
• У животных лапы, а у птиц – лапки
- Кто как подает голос?
• Сова ухает. Воробей чирикает. Голубь воркует. Ворона каркает. Сорока стрекочет. Синица тенькает
- Пересказ: Прослушайте текст, ответьте на вопросы полным предложением.
СНЕГИРЬ.
Ребята, вы знаете, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато – серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
Ответить на вопросы:
• Как выглядят снегири?
• Когда появляются снегири?
• Каких еще зимующих птиц вы знаете?
- Объясните слова: БЕЛОБОКАЯ СОРОКА, КРАСНОГРУДЫЙ СНЕГИРЬ, ЧЕРНОКРЫЛАЯ ВОРОНА, ДЛИННОХВОСТАЯ СОРОКА.
- Подбери признак»
ворона (какая?) – крупная, серая, громкая, старая, страшная….
голубь (какой?) – крупный, белый, голодный, красивый, важный…
воробьи (какие?) – мелкие, шумные, шустрые, драчливые, коричневые…
- Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):
воробей, 2 воробья, 5 воробьев; голубь…, снегирь…, синица…, ворона…, глухарь…, сова…, клёст…, свирестель…, дятел…, поползень…, куропатка…
- Назови части тела птицы: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
- Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).
У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья
У сороки — сорочий, — сорочья.
У голубя —
У совы —
У воробья-
- Игра «Сложи слово»
У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.
У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.
У вороны черные крылья — значит она …
У голубя сизые крылья – значит он …
У сороки белая грудка – значит она …
- Игра «4 – лишний»
Голубь, ворона, дятел, совенок.
Сорока, воробей, петух, снегирь.
Петух, синица, гусь, индюк.
Воробей, грач, сорока, синица
Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, кукушка, дятел
Соловей, голубь, сорока, воробей
Синица, аист, дятел, снегирь
- Один - много» (образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей)
Воробей – воробьи – воробьёв. Сорока – сороки – нет сорок. Синица – синицы – нет синиц. Ворона – вороны – нет ворон. Снегирь – снегири – нет снегирей. | Дятел – дятлы – нет дятлов. Голубь – голуби – нет голубей Сова – совы – нет сов Глухарь – глухари – нет глухарей Клёст – клёсты – нет клёстов |
- «Назови действие» (активизировать глагольный словарь)
Дети называют, что умеют делать птицы: летать, прыгать, петь, чистить перышки, клевать, спать, искать корм, защищаться, высиживать яйца и т.д.
- Образование глаголов с помощью приставок.
Сова из дупла (что сделала?) – вылетела.
Откуда вылетела сорока? – из дупла.
Сова в дупло… Куда влетела сова?
Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?
Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?
Воробей под ветки … Куда подлетел воробей?
Ворона за куст …Куда залетела ворона?
Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?
Птички полетели,
(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны, словно птичьи крылья, тыльной стороной ладоней к себе)
Крыльями махали.
(Махи кистями рук)
На деревья сели,
(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны, словно птичьи крылья, внутренней стороной ладоней к себе)
Вместе отдыхали.
(Помахивать ладонями)
- Игра «Скажи наоборот» (подбери слово):
Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
У снегиря грудка красная, а у синички — …?
Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?
Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?
- «Назови ласково».
Черное перо – черненькое перышко,
Серая спина – серенькая спинка,
Красная грудь – красненькая грудка,
Острые когти – остренькие коготки,
Длинный хвост – длиненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок,
Круглая голова – кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки,
Мягкие перья – мягонькие перышки,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки.
- «Узнайте по описанию»
Кто драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей)
Кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица)
Кто красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь)
Кто белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)
Кто красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (дятел)
Кто большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)
Каких еще птиц мы не назвали? (свиристель, клест, голубь, ворона)
- «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные).
Крыло чье? – голубиное, воробьиное …
Клюв чей? – вороний, голубиный …
Хвост чей? – совиный, воробьиный …
Голова чья? – голубиная, воробьиная …
- «Подбери признак» (упражнять в подборе прилагательных к существительным)
Воробей (какой?) – маленький, ловкий, быстрый, коричневый, драчливый, веселый, удалой, шустрый и т.д.
Ворона (какая?) – большая, черная, …, …, .
Синица (какая?) - желтогрудая, веселая, юркая…
Снегирь (какой?) - красногрудый, ленивый, малоподвижный.
Сорока (какая?) - белобокая стрекотунья и воровка.
Дятел (какой?) - красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев.
Сова (какая?) - большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная
- Составление рассказов о зимующих птицах (с опорой на иллюстрации) в форме загадок-описаний по схеме:
- Кто это (это птица)
- Какие части тела у неё есть?
- Перелетная или зимующая?
- Как называется дом?
- Чем питается?
- Как называют птенцов?
- Как голос подает?
- Какую пользу приносит?
- Звуки К и Х: (разделить детей на 2 команды - это птички, которые ловят звуки – одна команда хлопает в ладоши, когда услышит звук К, а другая – когда услышат Х ):
Хвост, крыло, сорока, хохолок (оба звука), клюв, пух, клест, взмах, грудка.
- Упражнение «Назови гласные звуки в словах».
Дети, повторяя слова, на слух выделяет все гласные в названиях зимующих птиц. «Давайте громко и плавно позовем птиц в лесу, а эхо будет нам отвечать. Какие гласные звуки спело ЭХО?»
Например: СИНИЦА – И, И, А;
ВОРОНА – а, о, а
СОРОКА- а, о, а
ВОРОБЕЙ- а, а, э (слышим звук Э)
ДЯТЕЛ- а, э (слышим Э)
СНЕГИРЬ- и, и
ГОЛУБЬ- о, у
СОВА- а, а
СВИРИСТЕЛЬ- и, и, э
КЛЁСТ- звук О.
Ребята, в каких словах-названиях птиц мы услышали звуки А, О ? Какие это звуки? (гласные или согласные)? Каким цветом мы будем обозначать их в словах? (красным).
Стихотворение недели
А. Чепуров
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досточку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Пальчиковая гимнастика
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают пальчик.
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек. Опять сжимают и разжимают кулачки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/11/picture-46989.jpg)
Конспект комбинированного занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром на тему: Число 5. Порядковый счет до 5 на основе лексической темы «Домашние птицы».
Особенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе игровой деятельности.Конспект комбинированного заня...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/20/picture-299774-1379702656.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913530-1491482226.jpg)
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"
Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему: Тема «Мой дом, мой город» Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-259359-1554359703.jpg)
Картинный материал для игры "Сосчитай птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"
Картинный материал для игры «Сосчитай птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: упражнять в умении согласовывать числительные с существительными. ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-259359-1554359703.jpg)
Картинный материал для игры "Угощение для птиц" по лексической теме "Зимующие птицы"
Картинный материал для игры «Угощение для птиц» (лексическая тема "Зимующие птицы")Цель игры: закрепить знания о зимующих птицах и о том, чем они питаются; упражнять в составлени...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-1285644-1604412034.jpg)
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...