Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Гуркина Яна Аркадьевна

Конспект логопедического  занятия с детьми старшеговозраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОДОД  ГБОУ школы  № 13

        Приморского района

        г. Санкт-Петербург

Конспект

непосредственной образовательной совместной деятельности

логопеда с детьми по теме «Перелетные птицы»

в старшей  логопедической группе.

Тема: «Помоги птицам.»

Использование технологий:

-        Личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми

-        Здоровьесберегающие

-         Информационно-коммуникационные

-         Игровые

-         ТРИЗ

Составила:

Логопед   Гуркина Я.А.

                                                                           

2016 год

Цель:

-        Продолжать знакомить детей с темой «Перелетные птицы»

 Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-    Активизация лексики по теме «Перелетные птицы»

- Учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги

-    Развивать умение составлять простые предложения.

-  Закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными.

-  Обучение отвечать на вопросы полным ответом и закреплять навык грамматически правильного построения предложений

-    Развитие фонетического анализа на основе упражнений в определении количества звуков в слове, определения количества слогов в слове.

Коррекционно-развивающие:

-        Развитие внимания, памяти

-  Развитие зрительно-пространственного восприятия, динамического, конструктивного праксиса. 

-    Развитие координации речи с движениями, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

-         Воспитание чувства самостоятельности

-         Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи

-         Воспитание интереса к познанию окружающего мира

-    Воспитывать у детей интерес к проведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Виды детской деятельности:

Игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная, двигательная

Предварительная работа:

Знакомство детей с названиями перелетных птиц, их описанием, повадками,разучивание пальчиковых гимнастик «Дрозд» и «Ласточка»,рассматривание картины «Прилет птиц», чтение рассказа В.Бьянки «Лесные домишки, рисование скворцов, изготовление лебедей в технике оригами.

Использованные материалы:

Ковролин, дерево, ласточка, гнездо, магнитная доска, магниты, схема полета птиц, компьютер, столы, стулья по количеству детей, разрезные картинки, фигурки птиц ( лебеди, ласточка, аист), кораблики со слоговыми схемами, сухие ягоды, картинки птиц ( утка, аист, лебедь, ласточка, грач, дрозд), картинки для составления предложений, детали для изготовления скворечника, медали по количеству детей.

Содержание совместной деятельности и техники ее проведения

Образовательная

область

Содержание образовательной деятельности

Виды детской деятельности

Социально-

коммуникативная

Художественно-эстетическая

Двигательная, речевая

Познавательная, речевая,

Познавательная

речевая

Познавательная, речевая, физическое

Речевая

Познавательная

Познавательная

Речевая, художественно- эстетическая.

Речевая, физическая

позновательная

Познавательная, речевая, фонетическая

Речевая, фонетическая

Познавательная, речевая, фонетическая

Художественно-эстетическая, речевая

Продуктивная

Речевая

Организационный момент:

1. Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

2. Я  сегодня хочу вас пригласить в путешествие по весеннему лесу.

Для того, чтобы туда попасть нужно взявшись за руки и произнести волшебные слова :

Мы дружно улыбаемся.

Красна, красна,красна!

Пришла ты к нам красавица

Весна, весна, весна.

Ты, солнышко, лучистое,

Тепло свое разлей

Скорей просторы льдистые

Согрей, согрей, согрей.

На веточках душистые

Ты почки распусти

И с ласточками быстрыми

Лети, лети, лети!

Ребята, давайте сделаем небольшую остановку, присядем отдохнем и послушаем лесные звуки. Что вы слышите?

Сообщение темы:

1. Предлагаю вам сыграть в игру «Угадай птичку.». (Логопед включает презентацию на компьютере и просит детей отгадать , песню какой птицы они услышали. Если дети затрудняются логопед читает загадку. Когда загадка отгадана, логопед показывает изображение этой птицы.

Я проворна, легкокрыла

Хвост раздвоен, словно вилы

Если я летаю низко, Значит дождик, где-то близко.

Из семейства воробьиных,

Буро-желтый, видом прост.

Насекомых ест, малину

Небольшой, но певчий…

Правильно. А помните нашу пальчиковую гимнастику про дрозда.

-Дружок, ты мой, дрозд

В крапинку хвост,

Носик-остренький

Бочок-пестренький

Перья тонкие

Песни –звонкие

Весной распеваются

Зимой забываются.

Пробегает по дорожке

На коротких, тонких ножках.

Часто хвостиком трясет, И под крышею живет. Комары ее закуска

Это птичка ……..

Раньше всех из птиц встает

Солнцу песенку поет

Все живое поднимает

Как ту птичку называют?

Звонко песенки поет

Желтогрудка-крошка.

И за крик всегда зовут

Ее- лесная кошка.

2 Ребята, как можно назвать всех этих птиц?

Почему их так называют?

Правильно, ребята. А знаете какой трудный и долгий путь преодолевают птицы?   Давайте посмотрим какие препятствия встречаются на их пути и как они их преодалевают?

 Основная часть:

,

2..Первое препятствие «Густые туманы». Чтобы помочь птицам ребята вам нужно сложить  разрезные картинки.

Что вы собрали?

Сколько скворцов изображено на картинке?

Молодцы. Справились.

Следующее препятствие

3.« Внезапные холода»

Птицы испугались холодов и решили их переждать.

Лебеди летели летели

И на воду сели

Сели, посидели

Дальше полетели.

 Пока птицы отдыхают мы с вами сыграем в игру « Скажи одним словом»

У ласточки белая грудка, она какая?

У ласточки длинный хвост. Она… У лебедя красный клюв. Он……

У аиста длинные ноги. Он….

Пока мы с вами играли птицы отдохнули и им пора лететь дальше.

4. И снова у них на пути препятствие  « Морские бури»

И чтобы помочь птицам , нужно спрятать их на кораблики. И помогут нам в этом кораблики-схемы слов.( слоговой анализ слов). А  скажите, сколько слогов в их названиях?

5. Дальше у них на пути разные хищники. И птицы от них прячутся. Давайте сыграем в игру «Где птичка?»

Логопед помогает вопросом

Куда подлетает ласточка?

Куда села ласточка?

Откуда слетела ласточка?

Куда залетела ласточка?

6..Следующее препятствие «Голод». Птицы проголодались. Чем питаются птицы?

У меня есть сухие ягоды которыми мы можем их покормить.

Для этого вам нужно выбрать птичку. Сосчитать сколько звуков в ее названии и дать такое же количество ягод.

7. Молодцы, а теперь давайте поможем им справиться с охотниками.

Давайте сядем за стол. Вам нужно выбрать конверт и собрать из картинок предложение.

-картинки: дерево, гнездо, гнездо, птичка, схема предлога на  

« Птичка на дереве свила.» и т.д.

8 Замечательно. Вот птицы  и долетели до дома. Где их ждут. Ой, ребята, а мы то с вами забыли построить скворечник.

Но у меня есть заготовки. Попробуем построить?

Логопед достает детали – части скворечника.

Подведение итогов

Теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте вернемся на коврик и скажем волшебные слова:

«Вот закончилась игра

В детский сад давно пора.»

Где ребята мы с вами сегодня были? Какие задания были самые сложные? Какие задания вам понравились больше всего?

Вы большие молодцы. Спасибо вам за помощь птицам.

А теперь попрощаемся с гостями.

Дети здороваются.

Дети берутся за руки, встают в круг и повторяют слова и движения за логопедом.

 Дети садятся на ковер и слушают звуки природы.

Отвечают, что услышали:

шум ветра, журчание ручейка, пение птиц.

Дети отгадывают, какая птица поет.

Ласточка

Дрозд

Дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику «Дрозд»

трясогузка

Жаворонок.

Иволга.

Перелетные.

Они осенью перелетают в теплые края, а весной возвращаются.

Дети подходят к магнитной доске и рассматривают карту пути птиц из теплых стран в наши края.

Дети берут конверы и складывают разрезные картинки.

-

 Я собрал аиста.

- Я собрала скворцов.

- Два  скворца.

Дети выполняют движения. И проходят к столу. ( на столе пруд с лебедями, сделанными детьми в технике оригами)

Дети подходят к столу с лебедями. Появляется ласточка. К кому она села на ладошку, тот и отвечает..

белогрудая

длиннохвостая

красноклювый

длинноногий

2 Дети выбирают понравившуюся им птичку (утка, ласточка, лебедь, грач, трясогузка)  лежащую на столе и выбирают подходящий кораблик с соответствующей схемой.

Дети подходят к мольберту. И отвечают на вопросы логопеда

Ласточка подлетела к дереву.

Ласточка села на дерево.

Ласточка слетела с дерева.

Ласточка залетела в гнездо.

Насекомыми, крошками хлеба, семенами и ягодами.

Дети выбирают птичку (утка, аист, ласточка, грач), считают количество звуков и выкладывают такое же число ягод.

Дети берут конверты и складывают предложения из картинок.

Дети вместе с логопедом собирают скворечник.

Дети встают в кружок, закрывают глаза, произносят волшебные слова. Отвечают, что им понравилось больше всего, какое задание было сложно выполнить.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми по лексической теме "Рыбы". "Рыбалка"

Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми по лексической теме "Рыбы". "Рыбалка". Учить детей составлять перессказ  рассказа Е. Пермяка "Первая рыбка"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»

закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах  и совершенствование мелкой моторики в контексте изучаемой темы. ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ с ТНР.

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ с ТНР.                        ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.

Программное содержание:Познавательные задачи:  Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...