Материал для коррекционного часа по теме "русское народное творчество"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Лебедева Мария Владимировна

Предагаю материал для коллекционного часа по теме Ррусское народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_s_vospitatelyami_rnt.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Знакомство с народной культурой и традициями. Хохлома. Городец. Полхов-Майдан. Народные игрушки, избы, предметы быта и одежды.

Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей логопедической группы с воспитанниками

Лексика

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

ПБР

Дети должны усвоить: 

разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.

Лексический материал: 

роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные,  глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.

Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.

Игра «Один -много».  Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек).

Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка.

Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.

Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они?

Составление загадок-описаний.

Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою.

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога.

Работа со слоговой схемой словасхемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение.

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Буква, дифференциация .

Пальчиковая гимнастика

Раз, два – Москва.(Хлопки)

Три, четыре – мы в Сибири.(/-/)

Раз, два, три, четыре, пять –(Соединяем пальчики)

Выходить в Москве опять.(Шагают пальчики по слолу)

Развитие арт. моторики. 

«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок»

Дыхательная гимнастика«Волшебная ладошка»

Психоречевая гимнастика

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

 Д\и:

 Игры «Чем похожи», «Найди различия» (для задания предлагаются два изделия с разными видами росписи)

 Лексическая тема «Знакомство с народной культурой и традициями. Хохлома. Городец. Полхов-Майдан. Народные игрушки, избы, предметы быта и одежды.»

Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.

Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.

Инструкция воспитателя

Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки разведем

И побежим кругом.

По тексту.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два – Москва.

Три, четыре – мы в Сибири.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходить в Москве опять.

Хлопки.

/-/

Соединяем пальчики.

Шагают пальчики по слолу.

3. Развитие артикуляционной моторики

«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок»

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

«Кто больше»: подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль].

«Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале,  в середине или в конце слова).

«Вспомни имена»: предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками.

«Составь слово»: поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки. 

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.

Игра «Один -много».  Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек).

Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка.

Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.

6. Развитие связной речи

Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они?

Составление загадок-описаний.

Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою.

7. Индивидуальная работа

Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) – Настя, Женя П. , Влад Ш., Матвей Ф. – инд. занятия по автоматизации звуков  (см. закладки в тетради).

Речевой материал.

Стих о дымковской игрушке.

Ели спят у большака В инее седом

Спит деревня, спит река, Скованная льдом.

Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок,         

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом, Голубые дали,

 И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки, Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные: Белоснежны, как берёзки,

 Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор. И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке Поведём сейчас рассказ.


Водоноска.

За студёною водицей

Водоноска – молодица

Как лебёдушка плывёт.

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица – краса,

Туга чёрная коса,

Щёки алые горят

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебёдушка плывёт

Песню тихую поёт.

Художественное слово о филимоновских свистульках.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Сундучок тот не простой:

В нём товар расписной.

Здесь спрятались игрушки,

Весёлые зверюшки.

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

Свистульки – петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву

Глиняные забавы!

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша!

Художественное слово о каргопольских игрушках.

Каргопольские барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки –

Кавалеры наши.

Та-ра-руш-ки!

Та-ра-руш-ки!

Это русские игрушки,

Очень славные,

Да забавные!

Ненаглядные!

-Утушка моховая,

Где, ты, ночь ночевала?

-Там, там, там за болотом,

У Кузьмы – Демьяна…

Где утка шла,

Тут рожь густа,

Околосиста да обмолотиста…

Поляночкой

Идёт медведь с тальяночкой,

Он идёт, гармошку «рвёт»

Баску песенку поёт.

А теперь мы лепим дальше,

Нужно много нам успеть,

Надо, чтоб увидел каждый.

Чудеса, каких не счесть.

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

Н.Глазков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество в коррекционной работе

Использование произведений устного народного творчества в работе по развитию речи....

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...

Город Новосибирск. Адрес. Методический материал для организации коррекционного часа в группе комбинированной направленности.

Тематический методический материал для организации коррекционного часа в группе комбинированной направленности....

Консультация для педагогов на пед. часе "Влияние усного народного творчества на развитие речи детей"

В данной консультации для педагогов ДОУ представлен материал для развития выразительности речи детей младшего дошкольного возраста , используя произведения устного народного творчества, в том числе ма...

Материал для закрепления лексической темы «Дикие животные» педагогами во время коррекционного часа

Материал для закрепления лексической темы «Дикие животные» педагогами во время коррекционного часа...

Материал для закрепления лексической темы «Я – человек, мое тело» педагогами во время коррекционного часа для детей с ТНР

Материал для закрепления лексической темы «Я – человек, мое тело» педагогами во время коррекционного часа...