Материал для коррекционного часа по теме "русское народное творчество"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предагаю материал для коллекционного часа по теме Ррусское народное творчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: Знакомство с народной культурой и традициями. Хохлома. Городец. Полхов-Майдан. Народные игрушки, избы, предметы быта и одежды.
Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей логопедической группы с воспитанниками
Лексика | Формирование лексико-грамматических категорий | Формирование связной речи | Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан. | Арт., пал., дых. гимнастика | ПБР |
Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек. Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон. | Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5. Игра «Один -много». Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек). Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка. Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные. | Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они? Составление загадок-описаний. Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою. | Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Буква, дифференциация . | Пальчиковая гимнастика Раз, два – Москва.(Хлопки) Три, четыре – мы в Сибири.(/-/) Раз, два, три, четыре, пять –(Соединяем пальчики) Выходить в Москве опять.(Шагают пальчики по слолу) Развитие арт. моторики. «Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок» Дыхательная гимнастика«Волшебная ладошка» Психоречевая гимнастика Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведем И побежим кругом. | Д\и: Игры «Чем похожи», «Найди различия» (для задания предлагаются два изделия с разными видами росписи) |
Лексическая тема «Знакомство с народной культурой и традициями. Хохлома. Городец. Полхов-Майдан. Народные игрушки, избы, предметы быта и одежды.»
Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.
Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.
Инструкция воспитателя | Выполняемые действия |
1. Развитие общей моторики | |
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки разведем И побежим кругом. | По тексту. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Раз, два – Москва. Три, четыре – мы в Сибири. Раз, два, три, четыре, пять – Выходить в Москве опять. | Хлопки. /-/ Соединяем пальчики. Шагают пальчики по слолу. |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок» | |
4. Развитие фонетико-фонематического восприятия | |
«Кто больше»: подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль]. «Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале, в середине или в конце слова). «Вспомни имена»: предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками. «Составь слово»: поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки. | |
5. Развитие лексико-грамматического строя речи | |
Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5. Игра «Один -много». Не одна лошадка, а много.... (лошадок). Не один павлин, а много....(павлинов). Не один барыня, а много...(барынь). Не одна уточка, а много...(уточек). Не одна свистулька, а много...(свистулек). Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка. Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные. | |
6. Развитие связной речи | |
Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они? Составление загадок-описаний. Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою. | |
7. Индивидуальная работа | |
Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) – Настя, Женя П. , Влад Ш., Матвей Ф. – инд. занятия по автоматизации звуков (см. закладки в тетради). |
Речевой материал.
Стих о дымковской игрушке.
Ели спят у большака В инее седом
Спит деревня, спит река, Скованная льдом.
Мягко падает снежок, Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом, Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки, Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные: Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски – Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор. И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке Поведём сейчас рассказ.
Водоноска.
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
Художественное слово о филимоновских свистульках.
Нас лепили мастера,
Нас расписывать пора
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Сундучок тот не простой:
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки!
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву
Глиняные забавы!
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша!
Художественное слово о каргопольских игрушках.
Каргопольские барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки – гуляки –
Кавалеры наши.
Та-ра-руш-ки!
Та-ра-руш-ки!
Это русские игрушки,
Очень славные,
Да забавные!
Ненаглядные!
-Утушка моховая,
Где, ты, ночь ночевала?
-Там, там, там за болотом,
У Кузьмы – Демьяна…
Где утка шла,
Тут рожь густа,
Околосиста да обмолотиста…
Поляночкой
Идёт медведь с тальяночкой,
Он идёт, гармошку «рвёт»
Баску песенку поёт.
А теперь мы лепим дальше,
Нужно много нам успеть,
Надо, чтоб увидел каждый.
Чудеса, каких не счесть.
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
Н.Глазков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество в коррекционной работе
Использование произведений устного народного творчества в работе по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-334794-1383662388.jpg)
Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.
Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними празднованиями на Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340761-1384153561.jpg)
Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.
Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними празднованиями на Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/09/picture-845922-1704819218.jpg)
Город Новосибирск. Адрес. Методический материал для организации коррекционного часа в группе комбинированной направленности.
Тематический методический материал для организации коррекционного часа в группе комбинированной направленности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/08/picture-983428-1591567970.jpg)
Консультация для педагогов на пед. часе "Влияние усного народного творчества на развитие речи детей"
В данной консультации для педагогов ДОУ представлен материал для развития выразительности речи детей младшего дошкольного возраста , используя произведения устного народного творчества, в том числе ма...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-784694-1461320970.jpg)
Материал для закрепления лексической темы «Дикие животные» педагогами во время коррекционного часа
Материал для закрепления лексической темы «Дикие животные» педагогами во время коррекционного часа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-784694-1461320970.jpg)
Материал для закрепления лексической темы «Я – человек, мое тело» педагогами во время коррекционного часа для детей с ТНР
Материал для закрепления лексической темы «Я – человек, мое тело» педагогами во время коррекционного часа...