Город Новосибирск. Адрес. Методический материал для организации коррекционного часа в группе комбинированной направленности.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Морозова Тамара Сергеевна

Тематический методический материал для организации коррекционного часа в группе комбинированной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 414 комбинированного вида «Чебурашка»

Тетрадь взаимодействия

с воспитателями

подготовительной к школе группы

комбинированной направленности.

(фрагмент).

Подготовила:

учитель-логопед, МКДОУ д/с № 414

Морозова Тамара Сергеевна, 

Новосибирск, 2019

Лексическая тема: Город Новосибирск. Адрес.

Пополнение словаря:

существительные

глаголы

прилагательные

Родина,

знамя,

флаг,

город,

герб,

гимн,

 памятник,

улица,

переулок,

проспект,

площадь,

бульвар,

 сквер,

тротуар,

переход,

светофор,

транспорт,

храм (церковь),

(торговый) центр,

рынок,

кафе,

вокзал,

река,

почта,

магазин,

двор,

 адрес,

музей,

 дом,

театр,

библиотека,

цирк.

Строить,

расти,

хорошеть,

регулировать,

учить,

убирать,

лечить,

подметать,

продавать,

 покупать,

ходить,

ездить,

встречать,

 провожать,

уважать,

гордиться,

ухаживать,

любить,

работать,

изучать,

охранять,

жить,

учиться,

 дружить,

 уважать,

помогать.

Большой,

 маленький,

областной,

родной,

чистый,

многолюдный,

 тихий,

шумный,

нарядный,

красивый,

ухоженный,

узкая,

 маленькая,

кирпичный,

панельный,

деревянный,

величавый,

 огромная,

широкий,

просторный,

длинная,

 светлая,

высокий,

 древний.

Лексико-грамматический строй речи

Задача недели: расширение глагольного словаря. Практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа, настоящего времени. Приставочные глаголы. Предлоги К, ОТ.

  1. Игра «Найди общую часть в словах»

Воспитатель произносит слова, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор. Материал: выбежать, выйти, выпрыгнуть; прийти, прибежать, приплыть; уйти, улететь, убежать; отбежать, отъехать, отплыть; влететь, вбежать, въехать; зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть.

  1. Игра «Найди лишнее слово».

Воспитатель произносит слова по три, голосом выделяя общую приставку, и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор. Материал: унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти.

  1. Игра «Назови слова».

Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, с-.

  1. Дидактическая игра «Я сделал, а ты?». 

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет глагол совершенного вида или словосочетание с ним. Например, «Я сходила в магазин, а ты?» Ребенок бросает мяч обратно и отвечает, изменив вид глагола на несовершенный: «Я иду в магазин» и т.д.

  1. Дидактическая игра, «Кто куда?»

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы типа: что нужно сделать, чтобы взять книгу? чтобы увидеть клумбу,  чтобы не отражаться в зеркале? и т.п. Дети отвечают полным ответом, используя предлоги К,  ОТ.

Например, «Чтобы взять книгу, нужно подойти к полке», «Чтобы увидеть клумбу, нужно подойти к окну», «Чтобы не отражаться в зеркале, нужно отойти от него» и т.п.

Связная речь

Задача недели: Составление описательного рассказа по схеме.

  1. Упражнение «Опиши предмет».

Дети описывают предмет по схеме. Педагог отмечает наиболее точный и полный рассказ.

  1. Упражнение «Будь внимателен».

Дети выполняют описание предмета по плану педагога: он показывает фрагменты схемы в случайном порядке. Дети описывают предмет, ориентируясь на указанные воспитателем фрагменты схемы.  

  1. Упражнение «Моя улица»

Дети, по желанию, рассказывают о своей улице, дворе,  доме, в котором живут, называют свой адрес. Если есть затруднения, ребенок получает задание узнать недостающие сведения у родителей. На следующий день ребенок может дополнить рассказ полученной информацией.

Подготовка к обучению грамоте

Задача недели: Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). Анализ и синтез сочетаний. Выделение звуков из состава слова. Определение мягкости – твердости звука в словах.

  1. Игра "Где звук?".

Воспитатель называет звук, место которого дети должны определить в словах. Затем, по очереди, бросает ребёнку мяч и называет слово (в рамках лексической темы).  Ребенок возвращает мяч и называет место заданного звука в слове (начало, середина, конец).

Материал: дом, крыша, труба, ступенька, ступенька, окна, дверь, диван, стул, стол, комната, подъезд, двор, пол, стена, кухня, окно, рама, кран, шкаф и проч.

  1. Игра  «Назови по звукам».

По желанию ребенок становится ведущим. Он получает от воспитателя предметную картинку. Задача ребенка назвать изображенный предмет по звукам, а остальные дети должны отгадать слово. Первый верно отгадавший ребенок становится ведущим. Игра продолжается.

  1. Игра «Ребус»

Воспитатель называет несколько слов (или показывает предметные картинки), начальные звуки которых составляют короткое слово. Дети отгадывают какое слово зашифровано. Например: Стол, Овощи, Капуста – СОК.

Произносительная сторона речи

Задача недели: Закрепление навыка чтения сочетаний АУИ, ИАУ, обратных слогов УМ, ИМ, ОН, УК, АТ, ИП, ИН и т.п.

  1. Упражнение «Прочти и найди».

Из букв разрезной азбуки на доске составлены слоги. Дети индивидуально читают по одному слогу и подбирают предмет или картинку, либо называют слово, в названии которого есть данное сочетание или слог.

  1. Дети читают составленный или написанный печатными буквами слог и придумывают слово, в составе которого он присутствует. Далее необходимо допечатать буквы так, чтобы получилось названное слово. Если ребенок ошибается в написании слова, педагог спрашивает, есть ли другие мнения, если верный вариант не назван, он называется педагогом.

Развитие слухового восприятия

Задача недели: Определение мягкости – твердости звука в словах.

  1. Игра «"Похлопаем".

Дети повторяют за воспитателем ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте дети повторяют ритм с закрытыми глазами.

  1. Игра  ««Придумай слово на заданную букву».

Используются согласные буквы (П, Т, К, М). Возможно ограничение в рамках лексической темы. В каждом придуманном слове определяется твердость или мягкость первого звука, устанавливается соответствие звука и буквы.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Упражнение «Горячий чай»

У каждого ребенка в руках воображаемая кружка с чаем,  из которой идет пар.

Дуем на «кружку» так что бы задуть пар.

1 вдох носом выдох ртом.

2 вдох ртом выдох носом.

3 Вдох носом выдох ртом с добавлением звука (а,у,и чередуем ) тише- громче, тише –

гормче-громче, громче-тише-тише.

Упражнение на дыхание. «Тёплый и холодный ветерок».

1. Подуем теплым ветерком. Широкий язычок на нижней губе, деть на него- непрерывная воздушная струя.

2. Подуем холодным  ветерком. Губы трубочкой, воздушная струя на одном выдохе, непрерывно.

Развитие общей моторики и координации

        

Физминутка «Край родной»

Здравствуй, солнце золотое!

Потянуться, растопырив пальцы

Здравствуй, небо голубое!

Помахать «небу»

Здравствуй, вольный ветерок!

Волнообразные движения кистей рук

Здравствуй, маленький дубок!

Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх

Мы живём в одном краю –

Развести прямые руки в стороны

 Всех я вас приветствую!

«Обнять»  себя за плечи.

Развитие артикуляционного праксиса

Мимические упражнения.

Дети слушают текст и изображают мимикой слова, означающие эмоции.

«Летом катя и ее мама ездили в столицу нашей Родины – Москву. Катя удивилась, когда увидела Кремль, храмы, парки, цирк, Третьяковскую галерею. Ей очень понравилась столица нашей Родины - Москва. На Красной площади к ним подошел экскурсовод и спросил от куда они приехали - из Новосибирска, но экскурсовод не знал, что это за город и Катя расстроилась. Катя рассказала о нашем городе; какие там есть учреждения, достопримечательности. Мама была очень рада и горда своей дочерью и ее знанием о своем городе.»

Артикуляционные упражнения.

1.Для губ, щек:

«Ворота» (губы в спокойном тонусе, открывание и закрывание рта выполнять под счет до 6 раз)

«Окно на нашей улице» (зубы почти сомкнуты. Губы принимают положения окошечка,

удерживать под счет до 10 сек.)

2.Для языка:

 «Чистим улицы». В нашем городе очень чисто. (улыбнуться, показать зубы, широким

языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитирую чистящее движения,

также чистим нижние зубы. Выполнять под счет до 6раз)

 «Красим детские площадки» Каждое лето в детских садах и школах красят и обустраивают Детские площадки. (улыбнуться открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо , делая движение языком вперед-назад выполнять под счет до 6раз)

 «Деревья» В нашем городе есть парки и аллеи, там растут высокие деревья  (улыбнуться открыть рот, присосать язык к небу, открывать и закрывать рот не отрывая языка от неба выполнять под счет до 6 раз).

Развитие мелкой моторики рук

  Пальчиковая гимнастика «Моя страна»

Мы по городу шагаем
То, что видим, называем:

шаг на месте

Светофоры и машины

поворот головы влево

Ярмарки и магазины

поворот вправо

Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты!

потянулись вверх — присели

Художественное слово

Чем больше город, тем он краше!

В нем много памятников, башен,

Красивых улочек старинных

Домов высоких, домов длинных,

Церквей с золотыми куполами…

Не верите? Смотрите сами!

 

Есть на свете много песен разных

 О больших и малых городах.

Я пою о городе прекрасном,

Том, что дорог мне всегда.

Пусть зимой здесь снег и лютый холод,

А в июле - то гроза, то зной.

Я люблю тебя, мой милый город,

Мой Новосибирск родной!

 Родина  Т. Бокова

Родина – слово большое, большое!

 Пусть не бывает на свете чудес,

 Если сказать это слово с душою,

 Глубже морей оно, выше небес!

 В нем умещается ровно полмира:

 Мама и папа, соседи, друзья.

 Город родимый, родная квартира,

 Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

 Куст сирени за окошком

 И на щечке родинка –

 Это тоже Родина.

Липчанский Виктор

На берегах Оби родной

Стоит любимый город мой –

Такой красивый и большой

Новосибирск!

Ему всего сто десять лет,

Но за стремительный расцвет

Прославился на белый свет

Новосибирск!

Здесь жителей за миллион!

И очень густо населен,

Героями не обделен

Новосибирск!

Здесь люди с доброю душой,

С такой сердечной теплотой

Живут и славят свой родной

Новосибирск!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в образовательной и коррекционной деятельности с группами комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушениями речи в возрасте от 4 до 5 лет

В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократическог...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности

Методика организации и проведения коррекционного часа в группах комбинированной направленности...

Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности с детьми сТНР.

В данном материале предоставлен опыт организации работы в группах комбинированной направленности в дошкольном отделении МБОУ СОШ №162....

Примерное планирование проведения коррекционного часа в группах компенсирующей направленности по теме " Овощи".

Образец днного планирование может быть использован воспитателями групп компенсирующей направленности  старшего дошкольного возраста для припроведении коррекционного часа....