Консультация для педагогов на пед. часе "Влияние усного народного творчества на развитие речи детей"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Матяш Светлана Валентиновна

В данной консультации для педагогов ДОУ представлен материал для развития выразительности речи детей младшего дошкольного возраста , используя произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов341.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста МАДОУ Д/С № 6 Воспитатель: Матяш С.В.

Слайд 2

«Начало искусства слова - в фольклоре» М. Горький Речь является важнейшим средством развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. « Мудрость предков – зеркало для потомков» К.Д. Ушинский

Слайд 3

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка . Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички , потешки , прибаутки , песенки, скороговорки , пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Слайд 4

Основные задачи развития речи детей Воспитание звуковой культуры речи Обогащение и активизация словаря Формирование грамматического строя речи Важнейшим источником развития детской речи и её выразительности являются - произведения устного народного творчества (фольклор).

Слайд 5

Малые формы фольклора помогают «выломать язык ребёнка на русский лад» К.Д. Ушинский «Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» А.М. Горький

Слайд 6

Что такое устное народное творчество? « Устное» – передавалось «из уст в уста», так как раньше не записывалось. « Народное» – создано народом : русским, белорусским,. « Творчество»- это когда что-то придумывают, творят

Слайд 7

Устное народное творчество Фольклор - устное народное творчество folk – народ, lore - знание ,мудрость Народный театр былины бывальщина легенды предания сказки заклички считалки загадки поговорки пословицы песни игры колыбельные прибаутки

Слайд 8

Колыбельные песни С самого раннего возраста ребёнок знакомится с устным народным творчеством. Это колыбельные песни в которых посредством прекрасных и доступных образов мать рассказывает ребёнку о том, что в родном доме его ждёт тепло и любовь, что мир может быть добрым и злым, что существует мера всему, «граница», край; как в этом мире жить и творить. Спи, моя радость, усни. О баю, баю, баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчек , Он укусит за бочек, И потащит во лесок.

Слайд 9

Пестушка Короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца . Пестушкой сопровождают движения ребенка , действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни . Потягушеньки , Порастушеньки , В ножки — ходушеньки . В роток — говорок, А в голову — разумок Водичка-водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!

Слайд 10

Потешки Потешка — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей. Потешка не только развлекает, но и развивает малыша. Она учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия. Родитель вместе с малышом проговаривают потешку , при этом выполняют определенные действия и жесты, упоминающиеся в потешке . Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он в лес не ходил, Дров не рубил, Воду не носил, Печь не топил, — Нет тебе кашки! Зайчик серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок ! Идет коза рогатая, Идет коза бодатая , За малыми ребятами, За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт — Забодает, забодает, забодает!

Слайд 11

Прибаутки Стихотворение , похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет , как поссорился кот с кошкой . Петя –Петя –Петушок Петя – красный гребешок, По дорожке он пошел И копеечку нашел. Купил себе сапожки, А курочке- сережки! Ай, лады-лады-лады, Начерпал медведь воды Целое корытце, Захотел помыться! Надо, надо чистым быть, Чистым по лесу ходить!

Слайд 12

Заклички Короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла . Народ обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы . Разговоры с природой были ласковыми и приветливыми .

Слайд 13

Приговорки Коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам , домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку . Котя , котя , воробей, Вылей воду из ушей — Из правого, из левого. Дам тебе копейку — Серебряную, Позолоченную, Расколоченную! Высеку талИнку * На правую спинку, На левое плечо, Разгорелось горячо! Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! С помощью приговорки спрашивают у кукушки , сколько лет жить . Кукушка, кукушечка Серая рябушечка . Покупай в лесу “ Ку - ку ” Сколько лет я проживу?

Слайд 14

Приметы Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой ... Солнце красно заходит за лес – к колючему ветру

Слайд 15

Сказки В сказках предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость .

Слайд 16

Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки - своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. В них всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца.

Слайд 17

Чем отличается пословица от поговорки Пословица – это грамматически законченное высказывание, основанное на выраженной в форме поучения народной мудрости. Пословица – это всегда законченное предложение, в то время как поговорка – краткое высказывание, не образующее предложения. Лучше синица в руках, чем журавль в небе (самостоятельный оконченный афоризм – пословица); Собака на сене (коротенький фразеологизм, может быть составной частью целого предложения: Она ведёт себя как собака на сене: и сама не ест, и другим не даёт!). ( поговорка)

Слайд 18

Поговорка напротив может вовсе не содержать никакого назидания, а просто юмористически отражать действительность. Купить кота в мешке (поговорка юмористического характера, указывающая на то, что предмет покупки неизвестен и неоправдан). В пословице житейская мудрость выражена в поучительной, побудительной форме. Любишь кататься – люби и саночки возить (мораль этой пословицы: если любишь весело отдыхать и получать удовольствие, прежде нужно хорошенько поработать);

Слайд 19

Зачастую поговорка выделяется из полноценного фольклорного произведения, например из басни или пословицы, как его составная часть, и, впоследствии, обретает свою собственную жизнь, передаваясь из уст в уста. Я не буду помогать! Ты сам заварил эту кашу! (поговорка, отделившаяся от пословицы). Сам заварил кашу – сам её и расхлёбывай (пословица, которая учит нас самостоятельно решать свои проблемы и не надеяться на помощь со стороны);

Слайд 20

Пословица содержит мораль и вывод, а поговорка их не имеет . Работа не волк – в лес не убежит (вывод: значит, можно не спешить её выполнять, всему своё время); Легка на помине (нет окончательного вывода). Происхождение этой поговорки имеет некоторые мистические корни и уходит вглубь веков. Древние люди были суеверны и верили в различные поверья. Например, они страшно боялись произносить слово «черт», ведь нечистая сила могла появиться в тот же миг. Более реальным было появление волков, нападающих на домашний скот. Думать и произносить что-либо связанное со словом «волк» запрещалось. Так вот, поговорка изначально так и звучала: «Лёгок волк на помине». Опускаем слово «волк» (вдруг сейчас появится), получаем укороченное выражение – «легок на помине». Произносить слово «волк» никому уже не страшно. Однако все равно никто не произносит пословицу в первозданном виде «легок волк на помине».

Слайд 21

Пословица часто имеет рифму и ритм, а поговорка просто придает эмоциональную окраску к сказанному. Бой красен мужеством, а приятель — дружеством (пословица); Соловьём поёт, заливается! (поговорка).

Слайд 22

Загадки В глубокой древности люди использовали загадки как один из приёмов иносказательной речи, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от нечистой силы своё жилище, свою семью . С помощью загадок нередко испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Стоит Антошка на одной ножке.

Слайд 23

Частушки Частушки - это маленькие песенки из четырёх слов, из которых мы узнаём о различных событиях в жизни русского народа, о труде и досуге, любви и страданиях, радостях и горестях, о достоинствах и недостатках, о природе . Разрешите поплясать, разрешите топнуть ! Неужели в этом доме половицы лопнут?

Слайд 24

Устное народное творчество помогает узнать, как видели мир наши предки, во что верили, на что надеялись, как жили и трудились . Фольклор - это плод народного досуга, это народное достоинство и ум. Передающаяся из поколения в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа, праздничными одеждами его души и наполнила глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по законам, связанными с его трудом, природой почитанием отцов и дедов.

Слайд 25

Фольклор является действенным методом воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей . Л.Н. Павлова

Слайд 26

Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Консультации для родителей по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей"

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров...

Консультация для педагогов по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка....

консультация для педагогов в ДОУ "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей "

консультация для педагогов в ДОУ "Влияние русского народного творчества на развитие речи детей"...

Мастер-класс для педагогов и презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Мастер класс для педагогов на тему:"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста" Ноябрь 2023

Большую роль устное народное творчество играет в развитии звуковой культуры речи, так как учит детей правильно четко и отчетливо произносить звуки и слова,...