Методическое игровое пособие по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи «Скажи правильно» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
«Игра – это огромное светлое нежное,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений
и понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Актуальность и практическая значимость методического пособия «Скажи правильно» заключается в подборе дидактических игр, которые превращают однообразную и монотонную работу по развитию грамматического строя речи в интересную игру. Игровое дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Состоит из комплекса игр: «Какой, какая, какое?», «Игра с числами», «Сварим первое блюдо», «Во саду, ли в огороде», «Что, где находится?» в виде больших и маленьких ламинированных плоскостных предметов с карманами и без, как демонстрационный и раздаточный материал.
Работа по данному игровому дидактическому пособию способствует более интересному и эффективному развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи. Выполняя задачи предложенных игр, у детей будет развиваться:
1.Предметный словарь: называние предметов.
2.Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, вкусу, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательных прилагательных.
3.Грамматический строй речи: образование множественного числа существительных, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций, что является залогом конечного результата и успешного обучения детей-логопатов в школе.
Игровое пособие могут использовать учителя-логопеды и воспитатели на занятиях по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата.
Ценность данного игрового пособия заключается в том, что материал составлен на основе опыта работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи и тесно перекликается с основными задачами ФГОС ДО, воспитания активного, инициативного и творчески мыслящего дошкольника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 863.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6
Методическое игровое пособие
по развитию и совершенствованию
лексико-грамматической стороны речи
«Скажи правильно»
для детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед: Крамарь Е.А.
Воспитатель: Тесля Е.А.
Ст.Кущёвская
Краснодарский край
2022 г.
Содержание:
Пояснительная записка……………………………… | 3 |
Методическое игровое пособие по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи «Скажи правильно» для детей старшего дошкольного возраста. 1. Игра «Какой, какая, какое?»............................................................. | 5 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
Используемая литература…...………………………......................... | 7 |
Пояснительная записка
«Игра – это огромное светлое нежное,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений
и понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Актуальность и практическая значимость методического пособия «Скажи правильно» заключается в подборе дидактических игр, которые превращают однообразную и монотонную работу по развитию грамматического строя речи в интересную игру. Игровое дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Состоит из комплекса игр: «Какой, какая, какое?», «Игра с числами», «Сварим первое блюдо», «Во саду, ли в огороде», «Что, где находится?» в виде больших и маленьких ламинированных плоскостных предметов с карманами и без, как демонстрационный и раздаточный материал.
Работа по данному игровому дидактическому пособию способствует более интересному и эффективному развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи. Выполняя задачи предложенных игр, у детей будет развиваться:
1.Предметный словарь: называние предметов.
2.Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, вкусу, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательных прилагательных.
3.Грамматический строй речи: образование множественного числа существительных, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций, что является залогом конечного результата и успешного обучения детей-логопатов в школе.
Игровое пособие могут использовать учителя-логопеды и воспитатели на занятиях по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата.
Ценность данного игрового пособия заключается в том, что материал составлен на основе опыта работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи и тесно перекликается с основными задачами ФГОС ДО, воспитания активного, инициативного и творчески мыслящего дошкольника.
Методическое игровое пособие
по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи
«Скажи правильно».
1.Игра «Какой, какая, какое?»
Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5 – стеклянных стакана и банки, кастрюли размером А4 и маленькие предметные картинки овощей, фруктов и круп размером 8х8 см, по одной на каждого ребёнка.
Задачи:
1.Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде.
2. Развивать и обогащать речь детей по средствам игровой деятельности.
3. Воспитывать любознательность, интерес к получению знаний.
2. Игра «Игра с числами»
Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5 – стеклянных банок и маленькие предметные картинки овощей, фруктов 5х5 см, по 9 штук на каждого ребёнка.
Задачи:
1.Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в числе.
2.Развивать у детей умение составлять предложения. Развивать внимание, мышление.
3. Воспитывать у детей умение работать в команде.
3. Игра «Сварим первое блюдо»
Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки кастрюли размером А4 по одной на каждого ребёнка и маленькие предметные картинки овощей, фруктов, круп и продуктов размером 8х8 см.
Задачи:
1.Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в падеже.
2.Развивать речевые навыки: умение отвечать на поставленный вопрос воспитателя, развивать устную речь, активизировать словарь детей.
3.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
4. Игра «Что, где находится?»
Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5 – стеклянных стакана и банки, кастрюли размером А4 и маленькие предметные картинки овощей, фруктов 8х8 см, по одной на каждого ребёнка.
Задачи:
1. Учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.
2. Развивать умение детей составлять предложения и правильно употреблять предлоги в, под, над, справа, слева.
3. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции.
5. Игра дидактическая: «Во саду ли, в огороде» (Вариант № 1)
Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5 овощей, фруктов 8х8 см. Картинка огорода и сада размером А4
Задачи:
1. Учить детей классифицировать и различать предметы по признаку.
2. Развивать у детей мышление, ум, смекалку, представление и память.
3. Воспитывать у детей интерес к окружающему и к совместной со сверстниками игре.
Игра подвижная: «Во саду ли, в огороде» (Вариант № 2)
Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5 овощей, фруктов 8х8 см. Картинка огорода и сада размером А4. Корзинки 2 штуки. Столы детские 2 штуки.
Задачи:
1. Учить детей классифицировать и различать предметы по признаку.
2. Развивать умение быстро реагировать на команду воспитателя, скорость мышления и ловкость.
3. Воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.
Используемая литература:
- Программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н.Е. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. Мозаика-Синтез, 2021.
- Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. О.С.Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2013.
- Индивидульно-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. 3-е издание.М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020.
- Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Л.А.Комарова. М.: Издательство ГНОМ, 2021.
- Интернет ресурсы: всероссийский сетевой журнал «Дошкольник.рф» https://ok.ru/doshkolnik
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры в развитии правильного звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...

"Игры для формирования правильной речи детей старшего дошкольного возраста"
В данном материале предоставлена подборка дидактических игр по формированию правильной речи у старших дошкольников....

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка (конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста)
Материал для логопедов, дефектологов, воспитателей...

Дидактическое пособие по развитию речи "Лэпбук - Говорим правильно" для детей старшего дошкольного возраста
Данное дидактическое пособие Лэпбук «Говорим правильно» представляет собой книгу, на страницах которой имеются различные кармашки, карточки, игры, в которых представлены игры и упражнения,...

Технология Фиолетовый лес как средство развития лексико - грамматической стороны речи и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Использование технологии Воскобовича В. позволяет развивать лексико - грамматическую сторону речи, развивать связную речь, внимание, память, способствует поддержанию интереса на всём протяжении заняти...

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....











