Методическое игровое пособие по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи «Скажи правильно» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Крамарь Елена Александровна

«Игра – это огромное светлое нежное,

 через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений

 и понятий об окружающем мире.

 Игра – это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

 

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Актуальность и практическая значимость методического пособия «Скажи правильно» заключается в подборе дидактических игр, которые превращают однообразную и монотонную работу по развитию грамматического строя речи в интересную игру. Игровое дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Состоит из комплекса игр: «Какой, какая, какое?», «Игра с числами», «Сварим первое блюдо», «Во саду, ли в огороде», «Что, где находится?» в виде больших  и маленьких ламинированных плоскостных предметов с карманами и без, как демонстрационный и раздаточный материал.

  Работа по данному игровому дидактическому пособию способствует более интересному и эффективному развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи. Выполняя задачи предложенных игр, у детей будет развиваться:

1.Предметный словарь: называние предметов.

2.Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, вкусу, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательных прилагательных.

3.Грамматический строй речи: образование множественного числа существительных, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций, что является залогом конечного результата и успешного обучения детей-логопатов в школе.

Игровое пособие могут использовать учителя-логопеды и воспитатели на занятиях по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата.

 Ценность данного игрового пособия заключается в том, что материал составлен на основе опыта работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи и тесно перекликается с основными задачами ФГОС ДО, воспитания активного, инициативного и творчески мыслящего дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_posobie_skazhi_pravilno.docx863.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6

Методическое игровое  пособие

по развитию и совершенствованию

лексико-грамматической стороны речи

«Скажи правильно»

для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_115201.jpg

     

Учитель-логопед: Крамарь Е.А.

Воспитатель: Тесля Е.А.

Ст.Кущёвская

Краснодарский край

2022 г.

Содержание:

Пояснительная записка………………………………

3

Методическое игровое пособие по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи

«Скажи правильно» для детей старшего дошкольного возраста.

1. Игра «Какой, какая, какое?».............................................................

5

  1. Игра «Игра с числами».....................................................................

5

  1. Игра «сварим первое блюдо» .........................................................

6

  1. Игра «Что, где находится?».............................................................

6

  1. Игра «Во саду ли, в огороде»..........................................................

7

Используемая литература…...……………………….........................

7

Пояснительная записка

                                                                                 

 

«Игра – это огромное светлое нежное,

 через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений

 и понятий об окружающем мире.

 Игра – это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Актуальность и практическая значимость методического пособия «Скажи правильно» заключается в подборе дидактических игр, которые превращают однообразную и монотонную работу по развитию грамматического строя речи в интересную игру. Игровое дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Состоит из комплекса игр: «Какой, какая, какое?», «Игра с числами», «Сварим первое блюдо», «Во саду, ли в огороде», «Что, где находится?» в виде больших  и маленьких ламинированных плоскостных предметов с карманами и без, как демонстрационный и раздаточный материал.

  Работа по данному игровому дидактическому пособию способствует более интересному и эффективному развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи. Выполняя задачи предложенных игр, у детей будет развиваться:

1.Предметный словарь: называние предметов.

2.Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, вкусу, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательных прилагательных.

3.Грамматический строй речи: образование множественного числа существительных, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций, что является залогом конечного результата и успешного обучения детей-логопатов в школе.

Игровое пособие могут использовать учителя-логопеды и воспитатели на занятиях по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата.

 Ценность данного игрового пособия заключается в том, что материал составлен на основе опыта работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи и тесно перекликается с основными задачами ФГОС ДО, воспитания активного, инициативного и творчески мыслящего дошкольника.

Методическое  игровое пособие

по развитию и совершенствованию лексико-грамматической стороны речи

«Скажи правильно».

1.Игра «Какой, какая, какое?»

Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5 – стеклянных стакана и банки, кастрюли размером А4 и маленькие предметные картинки овощей, фруктов и круп размером 8х8 см, по одной на каждого ребёнка.

Задачи:

1.Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде.

2. Развивать и обогащать речь детей по средствам игровой деятельности.

3. Воспитывать любознательность, интерес к получению знаний.

C:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_110827.jpgC:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_110342.jpg

2. Игра «Игра с числами»

Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5 – стеклянных банок и маленькие предметные картинки овощей, фруктов  5х5 см, по 9 штук на каждого ребёнка.

Задачи:

1.Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в числе.

2.Развивать у детей умение составлять предложения. Развивать внимание, мышление.

3. Воспитывать у детей умение работать в команде.

C:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_113313.jpg

3. Игра «Сварим первое блюдо»

Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки кастрюли размером А4 по одной на каждого ребёнка и маленькие предметные картинки овощей, фруктов, круп и продуктов размером 8х8 см.

Задачи:

1.Учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в падеже.

2.Развивать речевые навыки: умение отвечать на поставленный  вопрос воспитателя, развивать устную речь, активизировать словарь детей.

3.Воспитывать любознательность, интерес  к окружающему миру.

C:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_105649.jpg

C:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_105219.jpg

4. Игра «Что,  где находится?»

Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5 – стеклянных стакана и банки, кастрюли размером А4 и маленькие предметные картинки овощей, фруктов 8х8 см, по одной на каждого ребёнка.

   Задачи:

1. Учить детей согласовывать имена существительные с глаголами.

2. Развивать умение детей составлять предложения и правильно употреблять предлоги в, под, над, справа, слева.

3. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции.

C:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_114722.jpgC:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_114308.jpg

5. Игра дидактическая: «Во саду ли, в огороде» (Вариант № 1)

Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5  овощей, фруктов 8х8 см. Картинка огорода и сада размером А4

Задачи:

1. Учить детей классифицировать и различать предметы по признаку.

2. Развивать у детей мышление, ум, смекалку, представление и память.

3. Воспитывать у детей интерес к окружающему и к совместной со сверстниками игре.

C:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_112328.jpgC:\Users\user\Desktop\фото на резензию\IMG_20221101_111900.jpg

Игра подвижная: «Во саду ли, в огороде» (Вариант № 2)

Оборудование: ламинированные предметные цветные картинки размером А5  овощей, фруктов 8х8 см. Картинка огорода и сада размером А4. Корзинки 2 штуки. Столы детские 2 штуки.

Задачи:

1. Учить детей классифицировать и различать предметы по признаку.

2. Развивать умение быстро реагировать на команду воспитателя, скорость мышления и ловкость.

3. Воспитывать у детей умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.

Используемая литература:

  1. Программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н.Е. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. Мозаика-Синтез, 2021.
  2. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. О.С.Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2013.
  3. Индивидульно-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. 3-е издание.М.:ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020.
  4. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Л.А.Комарова. М.: Издательство ГНОМ, 2021.
  5. Интернет ресурсы: всероссийский сетевой журнал «Дошкольник.рф» https://ok.ru/doshkolnik 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры для формирования правильной речи детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале предоставлена подборка дидактических игр по формированию правильной речи у старших дошкольников....

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....

Журнал о правильном питании детей старшего дошкольного возраста

Журнал составлен к теме "Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни". В нем размещена информация о пользе различных витаминов для организма, пример сбалансированного питания дошкольника, пр...

Дидактическое пособие по развитию речи "Лэпбук - Говорим правильно" для детей старшего дошкольного возраста

Данное дидактическое пособие Лэпбук «Говорим правильно» представляет собой книгу, на страницах которой имеются различные кармашки, карточки, игры, в которых представлены игры и упражнения,...

Технология Фиолетовый лес как средство развития лексико - грамматической стороны речи и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Использование технологии Воскобовича В. позволяет развивать лексико - грамматическую сторону речи, развивать связную речь, внимание, память, способствует поддержанию интереса на всём протяжении заняти...