Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука "р")
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука "р")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуальной логопедической

непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Морское путешествие»

(автоматизация звука [Р])

Возрастная группа: старшая группа

Учитель-логопед :

Салмина Юлия Валериевна

Цель: автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

· образовательные: продолжать формировать навыки слогового и звукового анализа слов (определение позиции звука в слове, составление звуковой схемы слова); умение давать характеристику звука; умение согласовывать слова в предложении;

· коррекционно-развивающие: активизировать мышцы речевого аппарата, развивать голос, фонематические процессы, зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаза, общую и мелкую моторику, психические процессы: внимание, память, мышление;

Оборудование: игрушки: рыбка, обезьянка, черепаха, карточки с артикуляционной гимнастикой, карточки для характеристики звука, «Звуковые дорожки», дидактическая игра «Конфеты», дидактическая игра «Ракушки», дидактическая игра «Бусы», предметная картинка: РАК, звуковой пенал.

Ход:

 Организационный момент.

Игра «Определи, какой звук: гласный или согласный». Различение гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.  

- Я буду называть звуки, а ты определи какие они. Если звук гласный – хлопни, если твердый согласный – топни, а если мягкий согласный – обними себя.

Логопед называет звуки.

-Молодец. Сегодня к нам приплыла Рыбка. Она приглашает нас в морское путешествие. А во время путешествия мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р].

Основная часть. 

1. Артикуляционная гимнастика.

- К путешествию нужно как следует подготовиться, а для этого вспомним упражнения для язычка по карточкам-подсказкам.

1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 10).

2. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения вперед-назад.

3. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

4. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» (удерживать под счет до 10).

- Хорошо. Молодец!

2. Упражнение «Заведи мотор».

- Путешествовать мы будем на корабле, а для этого необходимо завести мотор корабля: «тр-р-р-р», «др-р-р-р», «р-р-р».

- Отлично!

3. Характеристика звука. (по карточкам-подсказкам)

- Чтобы наш корабль не сбился с пути, дай, пожалуйста, характеристику звука [р], какой он? Выбери правильную карточку.

- Согласный или гласный? [Согласный.]

- Почему? [Есть преграда.]

- Что является преградой? [Язык и зубы.]

- Он твердый или мягкий? [Твердый.]

- Звонкий или глухой? [Звонкий.]

- Почему? [Есть голос.]

- Правильно. Молодец!

4. Произношение изолированного звука.

Упражнение: «Звуковые дорожки»

- Плывем по волнам. Медленно веди пальчиком по голубой дорожке и произноси звук [р] тихо.

- А сейчас быстро веди пальчиком по синей дорожке и произноси звук [р] громко.

- Теперь проведи пальчиками обеих рук с усилением голоса.

- Молодец!

5. Закрепление звука в слогах.

- Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка.) Она просит нас поиграть с пальчиками.

Упражнение: «Пальчики здороваются» 

Правая рука и левая одновременно ар-ор-ур-ыр,   ра-ро-ру-ры

- Молодец!

6. Развитие фонематического слуха.

Игра: «Слушай внимательно!»

- Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо на каждое слово приседать, а на слово со звуком [р] – подпрыгивать: лодка, командир, мотор, кукла, сумка, рак, рыба.

- Молодец!

7. Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха.

Игра: «Собери ракушки»

- Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Возьми ракушки с картинками, в названии которых есть звук Р.

- Продолжаем путешествие. Отгадай загадку:

Обо мне говорят, будто пячусь я назад.

Не назад, а вперед, только задом наперед. [Рак.]

- Верно. Молодец!

8. Звуковой анализ слова.

- Сделай, пожалуйста звуковой анализ слова «рак».

- Произнеси его еще раз и скажи, сколько звуков в этом слове? (Три.)

- Назови первый звук? (р) Какой он? (Согласный, твердый.) Назови следующий и т.д.

9. Зрительная гимнастика.

- Пора сделать отдых для глаз.

Упражнение: «Веселые мотыльки» - часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами под счет (1-5).

10. Закрепление звука в словах. Определение позиции звука в слове.

Игра «Конфеты».

- Плывем дальше, посмотри с нами хочет поиграть черепаха. Она угощает нас конфетами. Разложи конфеты по соответствующим схемам, в зависимости от того, где слышится звук [р] в данных словах (в начале, середине или в конце слова).

- Молодец!

11. Закрепление звука в словах. Определение первого и последнего звука в слове.

Игра «Собери бусы».

- А мы для черепахи соберём бусы. Назови картинку вслух (топор), выделив последний звук. Последний звук этого слова будет первым звуком следующего и т.д.

Топор-рыба-арахис-сыр.

12. Закрепление звука в предложениях.

Сделаем остановку и выполним задания.

Игра: «Исправь ошибку»

- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)

- Мусор убирает Рому.

- Куры кормят Марусю.

Заключительная часть. Рефлексия. 

- Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и держим курс домой.

- С каким звуком мы сегодня работали? (анализ артикуляции, характеристика, заключительное проговаривание)

- Что делали? (Путешествовали по морю.)

- Что было интересным?

- Что было трудно, легко?

Оценка работы с положительной направленностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [ш]

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш]. Конспект сделан не мной. Я просто выложила,т.к. на основе этого конспекта была сделана презентация к нему....

Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука "Ш"

Конспект индивидуального логопедического занятияАвтоматизация звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".

Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....