КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Наша Родина-Россия» в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ильясова Дильбар Рамизовна

 

Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Наша Родина- Россия»

  • создать условия для развития нравственно-патриотического воспитания детей;
  • расширять и активизировать словарь по теме «Наша Родина-Россия»;
  • совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
  • активизировать и обогащать словарь качественными прилагательными;
  • закрепить умение детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа;
  • формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова Россия, береза;
  • совершенствовать умение определять количество и последовательность слогов в слове;
  • закреплять умение в употреблении творительного падежа множественного числа существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Доброе утро, уважаемые гости! Ребята поприветствуйте наших гостей!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!»  и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.


Упражнение по развитию мимической выразительности «Настроение»

Логопед: Ребята, покажите мне свои улыбки? (дети выполняют)

Как вы умеете удивляться?

Как умеете обижаться?

А как вы умеете радоваться?

Логопед: Какое у вас сейчас настроение?

Дети: Хорошее, веселое, радостное, озорное, отличное, приподнятое и т.д.

Логопед: Вот и прекрасно! Я хочу сообщить вам приятную новость. Хотите знать, какую?

Проблемная ситуация

На стене оформлена фотовыставка «Наша Родина-Россия!»

Логопед: Нам с вами выпала честь открыть   в детском саду фотовыставку, но, к сожалению, я не знаю, как она называется. Как же быть? (Ответы детей)

Логопед: Что мы можем сделать для того, чтобы дать ей название?  Ответы детей

Логопед: Отлично!  Предлагаю пройти и внимательно рассмотреть фотографии, потом мы вместе решим, как она будет называться. Договорились?

(Дети рассматривают фотографии).

Логопед: Что вы видите на фотографиях? Ваши ответы должны начинаться со слов: я вижу…

Логопед: Вам нравятся фотографии? Предлагаю сесть на стулья, и мы продолжим нашу беседу.

II.  Основная часть.

Дети садятся полукругом на стулья.

Логопед: Ребята, вспомните, какой праздник был недавно? (23 февраля, День защитников Отечества) 

Логопед: Как вы понимаете слово Отечество? Отечество- это наша страна, наша Родина.

Логопед: Почему мы зовем нашу страну Отечеством? (Мы называем страну отечеством потому, что в ней жили и живут наши отцы, деды и прадеды). 

Логопед: Правильно. Слово Отечество образовано от слова отец.

Логопед: А, почему мы зовем ее Родиной? (Потому что мы в ней родились)

Логопед: Вы догадались, о чем мы будем говорить?

Дети: О нашей Родине.

Логопед: Что такое Родина для вас? (Ответы детей)

Логопед: Совершенно верно! Все, что мы видим вокруг, это наша Родина.

Логопед: Ребята, из того, что вы назвали, есть, что то, на этих фотографиях?

Логопед: Наша страна очень большая и красивая. Посмотрите, на экран какую огромную территорию она занимает. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце наступает утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнце.  Давайте полюбуемся этой красотой.

Показ слайдов

Дидактическая игра «Полюбуйся!»

Логопед: Чем вы любуетесь? (полями, реками, озерами, людьми, площадями, улицами, лугами, горами, лесами, равнинами, морями)

Логопед: Но наша страна не только самая красивая и большая, она еще очень богатая.

Логопед: Предлагаю назвать чего много в нашей стране. Для этого дружно встанем в круг.

Дидактическая игра с мячом «Много чего?»

Дети: В нашей стране много рек, озер, лесов, полей, гор, людей, городов, семей, морей, улиц, равнин, школ и т.д.

Дети садятся на стулья

Логопед: А, теперь, предлагаю вам подобрать красивые нужные слова к слову Родина!

Логопед: Если кому- то будет трудно подобрать слово, можете подойти к столу, посмотреть карточки ассоциации.

Дидактическая игра «Родина какая?»

Логопед: Молодцы. Вы подобрали очень много красивых слов о нашей Родине.

Логопед: Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась? (Любить, беречь природу, защищать от врагов, сохранять ее богатства, не загрязнять леса, реки, не допускать пожаров, не мусорить…) 

Логопед: Правильно. Ребята, а вы любите свою Родину? 

Ответы детей

Логопед: Как мы можем выразить свою любовь к Родине. Каким символом мы выражаем свою любовь к чему или к кому- либо? (сердце, сердечко)

Давайте с помощью рук и пальцев изобразим сердце. Какие замечательные получились ваши сердечки. Молодцы!

Логопед: Посмотрите на фотографии, там есть изображение сердца? Что обозначает этот символ? Любовь, что люди любят свою Родину.

Логопед: А сейчас, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра «Российская земля»

Логопед: Как называется наша Родина? (Россия) 

Логопед: Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия.

Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Но Родина – это не только леса, поля, реки и города. Прежде всего это люди, которые в ней живут.

Упражнение «Подбери родственные слова».

Логопед: Скажите, как называются люди, живущие в России? (россияне)

Логопед: Девочка, живущая в России? (россиянка)

Логопед: Мальчик, живущий в России? (россиянин) 

Логопед: Город, который находится в России? (российский)

Логопед: Отлично! Вот сколько слов из одной семейки со словом Россия вы назвали. Давайте еще раз их повторим.

Логопед: Как называются слова одной семейки?  родственные.

Логопед: У вас под стульями на тарелках лежат кубики, возьмите их.

Развитие речевого слуха, ритма и темпа.

Логопед: Я буду говорить слова, вы должны простучать слово и таким образом определить, сколько слогов в слове.

Слова (Ро-ди-на, О-те-чес-тво, стра-на, Ро-сси-я.)

Логопед: Сколько слогов в слове…, назови 2 слог, 1 слог и т.д. Молодцы!

Музыкальная физкультминутка «Росиночка - Россия»

Логопед: Молодцы. Дети, посмотрите внимательно на фотографии, про что мы еще нечего не говорили?

Дети: Про березу.

Логопед: Как береза связана с Россией?

Дети: Березу считают символом России.

Логопед: Совершенно верно! Береза — это красота и гордость нашей страны. За свою красоту березу называют - символом нашей страны. 

Логопед: Как можно назвать маленькую березу? Березка

Логопед: Как можно назвать березу ласково? Березонька

Логопед: Как называется роща, где растут березы? Березовая

Логопед: А, как называется березовый лес? Березняк

Логопед: Молодцы! Вот мы с вами опять образовали родственные слова к слову береза.

Логопед: Сейчас предлагаю поиграть в хорошо известную вам игру «Есть-Нет».

Дети выполняют задание и комментирую свои действия

У меня есть две березы.

У меня нет двух берез, но есть одна береза.

У меня нет одной березы, но есть пять берез и т.д.

Логопед: В России верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание обязательно сбудется. Предлагаю и вам прикрепить ленточки к макету березы и сказать, что вы желаете нашей Родине-России.

Дети берут с подноса ленточки.

Дети: 

- Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой;

- Я хочу пожелать своей Родине счастья;

- Я хочу, чтобы не было войны;

- Я хочу, чтобы наша страна была еще сильней;

- Я хочу, чтобы всегда был мир;

- Я хочу, чтобы все люди берегли и любили свою Родину;

- Я хочу защищать свою Родину;

- Я хочу беречь свою Родину;

- Я хочу, чтобы наша Родина стала еще лучше;

- Я хочу, чтобы все люди гордились нашей Родиной.

Логопед: Молодцы!

Дети прикрепляют ленточки и садятся на стулья.

Логопед: Вспомните, какая же задача стояла перед нами в начале занятия? Что мы должны были сделать? (Чтобы открыть фотовыставку нам нужно придумать ей название).

Логопед: Совершенно верно! А теперь подумайте, что же объединяет все эти фотографии? (Наша Родина, наша страна, Россия…) 

Логопед: Как же мы можем назвать выставку? Ответы детей.

Логопед: Все согласны? (Ответы детей)

Логопед: Спасибо дети, вы придумали прекрасное название для нашей фотовыставки.

Логопед: Можем мы теперь считать фотовыставку открытой?

Дети: Да.

Логопед: Предлагаю отметить это ярким и красочным салютом. Согласны?

Дыхательная гимнастика «Салют» с мыльными пузырями.

Дети встают в круг

Логопед: Дети, о чём мы сегодня с вами говорили? О чем бы вы рассказали своим родителям или друзьям? Что запомнилось вам больше всего? Ответы детей.

Логопед: Отлично ребята! Вы справились с задачей!

Вы большие молодцы! Я горжусь вами! А закончим мы занятие стихотворением о Родине-России.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России (все вместе)

Дети уходят под песню «Россия» слова и музыка Е. Чурсиной  

Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «Наша Родина- Россия»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • создать условия для развития нравственно-патриотического воспитания детей;
  • расширять и активизировать словарь по теме «Наша Родина-Россия»;
  • совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
  • активизировать и обогащать словарь качественными прилагательными;
  • закрепить умение детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа;
  • формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова Россия, береза;
  • совершенствовать умение определять количество и последовательность слогов в слове;
  • закреплять умение в употреблении творительного падежа множественного числа существительных.

Коррекционно-развивающие:

  • продолжать совершенствовать умение грамматически правильно оформлять свою речь;
  • развивать выработку направленной длительной воздушной струи;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • упражнять в укреплении и развитии мимики лица.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность,
  • воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия,
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине. 

Словарная работа:

  • активизация словаря по лексической теме: «Наша Родина-Россия» родственные слова: россияне, российский, россиянка, березняк.

Индивидуальная работа:

  • добиваться у детей четкого произношения, умение отвечать полным предложением.

Предварительная работа: беседа о Родине; рассматривание иллюстраций; разучивание стихотворений о Родине; прослушивание гимна России.

Подготовка педагога: изучение методической литературы по теме; подготовка презентации для детей; подбор аудиозаписи слова и музыка А. Александрова «Гимн России»; слова и музыка Евгении Зарицкой «Росиночка – Россия»; «Россия» слова и музыка Е. Чурсиной. 

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, двигательная, продуктивная, игровая.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Форма образовательной деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей в организованной образовательной деятельности.

Форма организации детей: групповая

Методы и приемы:

  • словесные - создание проблемной ситуации, беседа с детьми, ответы на вопросы, рассуждения;
  • наглядные - демонстрация фотографий, слайдов; 
  • практический -  мимическое упражнение, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Российская земля», дидактические игры «Много чего?», «Родина какая?», ««Есть-Нет», физкультминутка.

Оборудование:

  • фотографии;
  • указка;
  • проектор, ноутбук, презентация;
  • музыкальный центр, аудиозапись;
  • мяч;
  • мыльные пузыри на каждого ребенка;
  • веер с цифрами;
  • ленточки на каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Кто пасется на лугу» для детей 1 младшей группы.

Задачи:Упражнять в составлении описательно-сравнительного рассказа, используя план-схему.Продолжать зрительно различать сравнивать величину игрушек, используя приём приложения при  проверке.Форми...

Конспект мероприятия Образовательная область «Речевое развитие» По теме: «Путешествие в Волшебный лес» (возраст детей 4-5 лет)

Тема: «Путешествие в Волшебный лес»Вид: путешествие в лес.Тип: итоговый.Количество детей: 18 человекЦель: выявить уровень  знаний детей средней группы. Задачи...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Незнайка идет в школу» для детей подготовительной группы

Тема: рассказывание по картине «Незнайка идет в школу»Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовате...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ...