КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Наша Родина-Россия» в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Наша Родина- Россия»
- создать условия для развития нравственно-патриотического воспитания детей;
- расширять и активизировать словарь по теме «Наша Родина-Россия»;
- совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
- активизировать и обогащать словарь качественными прилагательными;
- закрепить умение детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа;
- формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова Россия, береза;
- совершенствовать умение определять количество и последовательность слогов в слове;
- закреплять умение в употреблении творительного падежа множественного числа существительных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: Доброе утро, уважаемые гости! Ребята поприветствуйте наших гостей!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Упражнение по развитию мимической выразительности «Настроение»
Логопед: Ребята, покажите мне свои улыбки? (дети выполняют)
Как вы умеете удивляться?
Как умеете обижаться?
А как вы умеете радоваться?
Логопед: Какое у вас сейчас настроение?
Дети: Хорошее, веселое, радостное, озорное, отличное, приподнятое и т.д.
Логопед: Вот и прекрасно! Я хочу сообщить вам приятную новость. Хотите знать, какую?
Проблемная ситуация
На стене оформлена фотовыставка «Наша Родина-Россия!»
Логопед: Нам с вами выпала честь открыть в детском саду фотовыставку, но, к сожалению, я не знаю, как она называется. Как же быть? (Ответы детей)
Логопед: Что мы можем сделать для того, чтобы дать ей название? Ответы детей
Логопед: Отлично! Предлагаю пройти и внимательно рассмотреть фотографии, потом мы вместе решим, как она будет называться. Договорились?
(Дети рассматривают фотографии).
Логопед: Что вы видите на фотографиях? Ваши ответы должны начинаться со слов: я вижу…
Логопед: Вам нравятся фотографии? Предлагаю сесть на стулья, и мы продолжим нашу беседу.
II. Основная часть.
Дети садятся полукругом на стулья.
Логопед: Ребята, вспомните, какой праздник был недавно? (23 февраля, День защитников Отечества)
Логопед: Как вы понимаете слово Отечество? Отечество- это наша страна, наша Родина.
Логопед: Почему мы зовем нашу страну Отечеством? (Мы называем страну отечеством потому, что в ней жили и живут наши отцы, деды и прадеды).
Логопед: Правильно. Слово Отечество образовано от слова отец.
Логопед: А, почему мы зовем ее Родиной? (Потому что мы в ней родились)
Логопед: Вы догадались, о чем мы будем говорить?
Дети: О нашей Родине.
Логопед: Что такое Родина для вас? (Ответы детей)
Логопед: Совершенно верно! Все, что мы видим вокруг, это наша Родина.
Логопед: Ребята, из того, что вы назвали, есть, что то, на этих фотографиях?
Логопед: Наша страна очень большая и красивая. Посмотрите, на экран какую огромную территорию она занимает. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце наступает утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнце. Давайте полюбуемся этой красотой.
Показ слайдов
Дидактическая игра «Полюбуйся!»
Логопед: Чем вы любуетесь? (полями, реками, озерами, людьми, площадями, улицами, лугами, горами, лесами, равнинами, морями)
Логопед: Но наша страна не только самая красивая и большая, она еще очень богатая.
Логопед: Предлагаю назвать чего много в нашей стране. Для этого дружно встанем в круг.
Дидактическая игра с мячом «Много чего?»
Дети: В нашей стране много рек, озер, лесов, полей, гор, людей, городов, семей, морей, улиц, равнин, школ и т.д.
Дети садятся на стулья
Логопед: А, теперь, предлагаю вам подобрать красивые нужные слова к слову Родина!
Логопед: Если кому- то будет трудно подобрать слово, можете подойти к столу, посмотреть карточки ассоциации.
Дидактическая игра «Родина какая?»
Логопед: Молодцы. Вы подобрали очень много красивых слов о нашей Родине.
Логопед: Что нужно делать для того, чтобы она такой оставалась? (Любить, беречь природу, защищать от врагов, сохранять ее богатства, не загрязнять леса, реки, не допускать пожаров, не мусорить…).
Логопед: Правильно. Ребята, а вы любите свою Родину?
Ответы детей
Логопед: Как мы можем выразить свою любовь к Родине. Каким символом мы выражаем свою любовь к чему или к кому- либо? (сердце, сердечко)
Давайте с помощью рук и пальцев изобразим сердце. Какие замечательные получились ваши сердечки. Молодцы!
Логопед: Посмотрите на фотографии, там есть изображение сердца? Что обозначает этот символ? Любовь, что люди любят свою Родину.
Логопед: А сейчас, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра «Российская земля»
Логопед: Как называется наша Родина? (Россия)
Логопед: Мы живём в стране, у которой удивительное красивое имя – Россия.
Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Но Родина – это не только леса, поля, реки и города. Прежде всего это люди, которые в ней живут.
Упражнение «Подбери родственные слова».
Логопед: Скажите, как называются люди, живущие в России? (россияне)
Логопед: Девочка, живущая в России? (россиянка)
Логопед: Мальчик, живущий в России? (россиянин)
Логопед: Город, который находится в России? (российский)
Логопед: Отлично! Вот сколько слов из одной семейки со словом Россия вы назвали. Давайте еще раз их повторим.
Логопед: Как называются слова одной семейки? родственные.
Логопед: У вас под стульями на тарелках лежат кубики, возьмите их.
Развитие речевого слуха, ритма и темпа.
Логопед: Я буду говорить слова, вы должны простучать слово и таким образом определить, сколько слогов в слове.
Слова (Ро-ди-на, О-те-чес-тво, стра-на, Ро-сси-я.)
Логопед: Сколько слогов в слове…, назови 2 слог, 1 слог и т.д. Молодцы!
Музыкальная физкультминутка «Росиночка - Россия»
Логопед: Молодцы. Дети, посмотрите внимательно на фотографии, про что мы еще нечего не говорили?
Дети: Про березу.
Логопед: Как береза связана с Россией?
Дети: Березу считают символом России.
Логопед: Совершенно верно! Береза — это красота и гордость нашей страны. За свою красоту березу называют - символом нашей страны.
Логопед: Как можно назвать маленькую березу? Березка
Логопед: Как можно назвать березу ласково? Березонька
Логопед: Как называется роща, где растут березы? Березовая
Логопед: А, как называется березовый лес? Березняк
Логопед: Молодцы! Вот мы с вами опять образовали родственные слова к слову береза.
Логопед: Сейчас предлагаю поиграть в хорошо известную вам игру «Есть-Нет».
Дети выполняют задание и комментирую свои действия
У меня есть две березы.
У меня нет двух берез, но есть одна береза.
У меня нет одной березы, но есть пять берез и т.д.
Логопед: В России верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание обязательно сбудется. Предлагаю и вам прикрепить ленточки к макету березы и сказать, что вы желаете нашей Родине-России.
Дети берут с подноса ленточки.
Дети:
- Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой;
- Я хочу пожелать своей Родине счастья;
- Я хочу, чтобы не было войны;
- Я хочу, чтобы наша страна была еще сильней;
- Я хочу, чтобы всегда был мир;
- Я хочу, чтобы все люди берегли и любили свою Родину;
- Я хочу защищать свою Родину;
- Я хочу беречь свою Родину;
- Я хочу, чтобы наша Родина стала еще лучше;
- Я хочу, чтобы все люди гордились нашей Родиной.
Логопед: Молодцы!
Дети прикрепляют ленточки и садятся на стулья.
Логопед: Вспомните, какая же задача стояла перед нами в начале занятия? Что мы должны были сделать? (Чтобы открыть фотовыставку нам нужно придумать ей название).
Логопед: Совершенно верно! А теперь подумайте, что же объединяет все эти фотографии? (Наша Родина, наша страна, Россия…)
Логопед: Как же мы можем назвать выставку? Ответы детей.
Логопед: Все согласны? (Ответы детей)
Логопед: Спасибо дети, вы придумали прекрасное название для нашей фотовыставки.
Логопед: Можем мы теперь считать фотовыставку открытой?
Дети: Да.
Логопед: Предлагаю отметить это ярким и красочным салютом. Согласны?
Дыхательная гимнастика «Салют» с мыльными пузырями.
Дети встают в круг
Логопед: Дети, о чём мы сегодня с вами говорили? О чем бы вы рассказали своим родителям или друзьям? Что запомнилось вам больше всего? Ответы детей.
Логопед: Отлично ребята! Вы справились с задачей!
Вы большие молодцы! Я горжусь вами! А закончим мы занятие стихотворением о Родине-России.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России (все вместе)
Дети уходят под песню «Россия» слова и музыка Е. Чурсиной
Цель: формирование лексико-грамматических категорий по теме «Наша Родина- Россия»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- создать условия для развития нравственно-патриотического воспитания детей;
- расширять и активизировать словарь по теме «Наша Родина-Россия»;
- совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
- активизировать и обогащать словарь качественными прилагательными;
- закрепить умение детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа;
- формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова Россия, береза;
- совершенствовать умение определять количество и последовательность слогов в слове;
- закреплять умение в употреблении творительного падежа множественного числа существительных.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать совершенствовать умение грамматически правильно оформлять свою речь;
- развивать выработку направленной длительной воздушной струи;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- упражнять в укреплении и развитии мимики лица.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность,
- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия,
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Словарная работа:
- активизация словаря по лексической теме: «Наша Родина-Россия» родственные слова: россияне, российский, россиянка, березняк.
Индивидуальная работа:
- добиваться у детей четкого произношения, умение отвечать полным предложением.
Предварительная работа: беседа о Родине; рассматривание иллюстраций; разучивание стихотворений о Родине; прослушивание гимна России.
Подготовка педагога: изучение методической литературы по теме; подготовка презентации для детей; подбор аудиозаписи слова и музыка А. Александрова «Гимн России»; слова и музыка Евгении Зарицкой «Росиночка – Россия»; «Россия» слова и музыка Е. Чурсиной.
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, двигательная, продуктивная, игровая.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей в организованной образовательной деятельности.
Форма организации детей: групповая
Методы и приемы:
- словесные - создание проблемной ситуации, беседа с детьми, ответы на вопросы, рассуждения;
- наглядные - демонстрация фотографий, слайдов;
- практический - мимическое упражнение, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Российская земля», дидактические игры «Много чего?», «Родина какая?», ««Есть-Нет», физкультминутка.
Оборудование:
- фотографии;
- указка;
- проектор, ноутбук, презентация;
- музыкальный центр, аудиозапись;
- мяч;
- мыльные пузыри на каждого ребенка;
- веер с цифрами;
- ленточки на каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Кто пасется на лугу» для детей 1 младшей группы.
Задачи:Упражнять в составлении описательно-сравнительного рассказа, используя план-схему.Продолжать зрительно различать сравнивать величину игрушек, используя приём приложения при проверке.Форми...
Конспект мероприятия Образовательная область «Речевое развитие» По теме: «Путешествие в Волшебный лес» (возраст детей 4-5 лет)
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»Вид: путешествие в лес.Тип: итоговый.Количество детей: 18 человекЦель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Незнайка идет в школу» для детей подготовительной группы
Тема: рассказывание по картине «Незнайка идет в школу»Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовате...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области « Речевое развитие» На тему: «Овощи». для детей разновозрастной группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Уточнение и расширение знаний детей по теме: «Овощи»....
Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ...