Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа)

Балацкая Жанна Александровна

Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) составлен с учетом рекомендаций Н.В. Нищевой и расписан по периодам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

коррекционно- развивающей работы по образовательной области

«Речевое развитие» в младшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие импрессивной речи

  1. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов,

    обозначающих части тела и лица человека (голова, руки, ноги, спина, живот, рот, нос, глаза,

    уши), простейшие игровые и бытовые действия (идти, стоять, сидеть, лежать, спать, есть,

    пить, играть, кататься, бросать), признаки предметов (большой, маленький, красный, синий,

    круглый). Формирование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным

    обозначением.

  1. Обучение пониманию обобщающих слов: фрукты, овощи, домашние и дикие животные, транспорт,  семья, дом и его части. 
  2. Уточнение понимания личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных

     местоимений (мой, наш), притяжательных прилагательных (мамин, папин), определительных

      местоимений (такой же, такие же).

  1. Обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения (в, на,

   здесь, вверху, внизу, впереди, сзади). 

5.  Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Чего?).

6. Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

7.Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.

8.Обучение пониманию сказок «Курочка Ряба», «Репка» с опорой на наглядность

Развитие экспрессивной  речи

Развитие экспрессивного словаря

  1. Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей (мама,

    папа, баба, тетя, дядя, ляля).

      2. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов  (фрукты, овощи, домашние и дикие животные, транспорт,  семья, дом и его части) и действия с ними.

3.Введение в речь личных местоимений (я, мы, он, она) и притяжательного местоимения мой.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение образованию и использованию в речи форм единственного и множественного числа

     имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (яблоко- яблоки, кот — коты, машина-машины, рука-руки, окно-окна).

  1. Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два,

     три с существительными в роде и числе в именительном падеже: одна машина,  две машины, три машины,   большой дом, синяя труба.

Развитие фонематической системы речи

 Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а],

    [и]  — [а], [и] — [у].

Развитие фонетической стороны языка

  1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха

     (2—3 сек) на материале гласных и их слияний.

  1. Развитие силы, динамики и модуляции голоса на материале слияний гласных и звукоподражаний

    (произнесение с разной громкостью и высотой тона).

3. Развитие подражания речевым звукам.

4. Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у], [о], [и].

5. Воспитание правильного умеренного темпа речи (путем подражания педагогу).

6. Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи на материале звукоподражаний.

Развитие  речевого общения и фразовой речи

  1. Воспитание потребности в речевом общении. Формирование речи как средства общения.
  1. Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания

     в потешках, упражнениях, стихотворениях, знакомых сказках.

3. Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

4. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых  инструкций.

Сенсорное развитие

  1. Совершенствование чувственного опыта детей (эмпатии). Формирование перцептивной

     деятельности. Ознакомление с разными способами обследования предметов и объектов.

  1. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки

     (две контрастно звучащие музыкальные игрушки; два контрастных звука, издаваемых бытовыми

      предметами).

  1. Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине

          (большой — маленький), форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый

            — синий) предметы.

4. Формирование умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

  1. Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек,

    тихой и громкой речи.

  1. Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками,

    простыми пазлами.

  1. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке

     и классификации хорошо знакомых предметов.

     

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Развитие импрессивного словаря

  1. Дальнейшее развитие пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем (умывальные принадлежности, зима, новый год, игрушки, мебель, одежда, обувь, зимующие птицы, чайная посуда, защитники родины). Обучение детей узнаванию предметов и объектов по их назначению и  описанию.
  2. Обучение пониманию обобщающих понятий: игрушки, мебель, одежда, обувь,  птицы, чайная посуда).
  3.  Обучение пониманию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

   (комок, ложечка, чашечка, сумочка, носочек).

  1. Обогащение пассивного глагольного словаря по изучаемым лексическим темам (слова, связанные  

         с процессом еды, одевания; действия, которые можно совершать с помощью умывальных принадлежностей; действия, совершаемые человеком и птицами, животными; действия, связанные с украшением елки на новогоднем празднике).

  1. Дальнейшее уточнение понимания личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они).
  2. Обучение различению глаголов и прилагательных, противоположных по значению

   (надевать — снимать, одевать — раздевать, завязывать — развязывать, большой — маленький).

  1. Дальнейшее обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные

    отношения (в, на, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко,

    низко).

  1. Обучение различению количественных числительных (один, два, три).
  2. Обучение дифференциации форм единственного и множественного числа глаголов

    (спит — спят), глаголов прошедшего времени по родам (ела — ел), возвратных и невозвратных

     глаголов (одевает — одевается).

10.Формирование умения различать падежные формы личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе)

11. Развитие понимания простых распространенных предложений в ситуативной речи.

12. Развитие понимания сказок со зрительной опорой.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

  1. Развитие номинативного и предикативного словаря по изучаемым во втором периоде лексическим темам.
  2.  Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (теплый- холодный), размер (большой- маленький).
  3. Активизация в речи личных  и притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных.
  4. Активизация в речи указательных наречий (вот, здесь, тут).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Закрепление умения образовывать и использовать в речи имена существительные единственного и

   множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже (звезда- звезды, снежинка-снежинки, кукла — куклы, кровать- кровати,  мяч —  мячи, книга — книги).

2. Формирование умения образовывать и использовать в речи родительный падеж имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у машины? Колеса).

3. Формирование умения образовывать и использовать в речи глаголы настоящего времени (стою,

    стоим, стоит).

4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении

    (иди, сиди).

5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского

     рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая игрушка).

6. Обучение употреблению предлога у.

7. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений

    по образцу.

8.        Формирование двусловного предложения (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою.

      Можно кубик?).

9.        Формирование фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп).

Развитие фонематической системы речи

1. Совершенствование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а],

  1. [у] — [а], [и] — [у], [и] - [о].

2. Развитие внимания к звукослоговой структуре слова. Формирование умения прохлопывать,

    отстукивать ударный слог вместе с педагогом.

Развитие фонетической стороны языка

1. Воспитание речевого диафрагмального дыхания. Формирование длительного плавного ротового

    выдоха (3—4 сек.).

2. Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.

3. Развитие подражания речевым звукам.

      4. Активизация движений речевого аппарата. Уточнение произношения гласных [а], [у], [о], [и]

          и согласных раннего онтогенеза.

5. Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [м'], [п], [п'], [б], [б'], [в], [в'], [ф], [ф'], [д], [д'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], звукоподражаний с перечисленными звуками (муму, ме-ме, пиф-паф, бум-бум, бебе, ав-ав, дуду, динь-динь, туту, тук-тук, тень-тень, но-но, ням-ням, гав-гав, ко-ко, ку-ку, гага, ха-ха, хи-хи).

     6. Воспитание умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

     7. Развитие интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями.

Развитие навыков  речевого общения и связной речи

1. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинкам, вопросов по прочитанной

    сказке со зрительной опорой и ответам на них.

2. Формирование умения заканчивать фразу, договаривать слова и словосочетания в знакомых

     потешках, стихах, сказках.

3. Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

Сенсорное развитие

1.Совершенствование чувственного опыта детей. Развитие перцептивной     деятельности. Закрепление навыков  обследования предметов и объектов.

2.Развитие умения узнавать и различать неречевые звуки (дифференциация  контрастного звучания  2-3 игрушек, двух-трех бытовых звуков).

3.Совершенствовать умение сравнивать и различать  контрастные по величине, форме, цвету  предметы.

4. Совершенствование  умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

1.Развитие слухового  внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи, музыки.

2.Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками,    простыми пазлами, кубиками.

3.Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Совершенствование умения группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (игрушки, посуду, одежду, обувь).

III период обучения 

(март, апрель, май)

Развитие импрессивной речи

  1. Продолжение работы по расширению пассивного словаря существительных и глаголов в рамках лексических тем (8марта, столовая и кухонная посуда, домашние птицы, продукты питания, дикие животные, перелетные птицы, насекомые, комнатные растения, лето).  Совершенствование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.
  2.  Закрепление понимания обобщающих понятий: посуда, птицы, животные, насекомые.
  3. Продолжение работы по уточнению понимания всех частей речи, введенных в пассивный словарь ранее.
  4. Закрепление навыков дифференциации единственного и множественного числа имен существительных.
  5. Закрепление дифференциации глаголов и прилагательных (надеть- снять, завязать-развязать, хороший -плохой, сладкий- кислый и т.д., противоположных по смыслу.
  6. Закрепление дифференциации глаголов единственного и множественного числа, возвратных и невозвратных глаголов, глаголов прошедшего времени по родам.
  7. Обучение пониманию падежных окончаний существительных.
  8. Закрепление пониманию пространственных отношений предметов, выраженных предлогами и наречиями (в, на, под, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, низко, слева, справа).
  9. Дальнейшее развитие понимания простых распространенных предложений и сказок.

Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

1. Расширение, уточнение и активизация номинативного и предикативного словаря по изучаемым лексическим темам.

2. Обогащение речи  прилагательными, обозначающими признаки и качества предметов.

3. Уточнение и активизация в речи личных и притяжательных местоимений.

       4. Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение предметов (вот, здесь, тут, там), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже (маме, коту), творительном падеже (карандашом, лопаткой), родительном падеже с предлогом У (у киски), предложном падеже (на столе).

2.Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

3.Закрепление умения образовывать и использовать в  речи глаголы настоящего времени (иду, идет, идут).

4.Обучение дифференциации рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали).

5. Обучение согласованию подлежащего и сказуемого. (Он идет. Дети спят.)

6.Закрепление навыка согласования относительных прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

7. Обучение согласованию местоимений с существительными.

8.Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам. (Что это? Кто это? Что он делает?)

9.Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом. (Мама варит суп.)

Развитие фонематической системы речи

  1. Развитие умения различать гласные звуки по принципу контраста и гласные, близкие по артикуляции.
  2. Обучение дифференциации согласных раннего онтогенеза в открытых слогах.
  3. Обучение различению существительных, сходных по звучанию (кот-кит, дом- ком, миска- киска).
  4. Дальнейшее развитие внимания к звуко- слоговой структуре слова.

Развитие фонетической стороны языка

1. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и  длительного ротового

    выдоха (5—6 сек.).

2. Развитие силы и динамики голоса на материале звукоподражаний.

3. Дальнейшая активизация движений речевого аппарата. Уточнение произношения гласных [а], [у], [о], [и] и согласных раннего онтогенеза в звукоподражаниях и словах.

4. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

     5.Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями и при рассказывании маленьких потешек и стишков вместе с педагогом.

Развитие навыков речевого общения, связной речи

  1. Совершенствование умения договаривать словосочетания в стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.
  2. Заучивание небольших песенок, потешек, стишков с опорой на картинки.
  3.  Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью педагога.

4.Закрепление умения отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации

     действия.

  1. Совершенствовать умение вести диалог.

Сенсорное развитие

1. Совершенствование чувственного опыта детей. Развитие перцептивной деятельности.

    Закрепление навыков обследования предметов, объектов.

2. Развитие умения узнавать и различать неречевые звуки (три контрастно звучащих детских музыкальных инструмента или три бытовых звука).

3. Совершенствование умения сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме

      предметы.

4. Совершенствование умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций

1.Дальнейшее развитие слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой музыки, тихой и громкой речи.

2.Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти при работе с парными и разрезными картинками, простыми пазлами, кубиками.

3.Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Совершенствование умения группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы и объекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...

Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушением речи

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии являетсяодним из приоритетных направлений в области образования. В логопедииактуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекциинарушен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...