«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
консультация по логопедии

Остроумова Алевтина Николаевна

Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения по развитию

лексико-грамматического строя речи у детей»

Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

   Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). С 6 лет дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка –

«волчачий»).

Словарный запас у детей с ОНР очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных. Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной программы.

Поэтому формировать лексико – грамматическую сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведётся по следующим направлениям:

1.Развитие словаря:

- активизация и обогащение словаря по теме;

- описание предметов, особенностей строения;

- называние действий с данными по теме предметами;

- называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

- упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

- упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);

- употребление предлогов;

- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, учителя-логопеда и других педагогов), но, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания. Обучение может осуществляться с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом.

 Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. В настоящее время отечественной промышленностью выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, некоторые игры можно изготовить совместно с ребенком, что сделает Ваше общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. «Играть в слова» с ребенком можно по пути домой или по дороге в детский сад, собираясь на прогулку, идя в магазин, перед сном и т.д. Важно, чтобы все игры с малышом проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности. Необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. Также не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал» - и предложите правильный вариант ответа.

 1.«Догадайся, что это». 

 Взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. (Например: «Это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье».) Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.

 

  2. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово, противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.

   

 3. «Назови ласково». 

Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».

    4. «Кто подберёт больше слов». 

Ребенок должен назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:

– Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)

– Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)

– Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)

    5. Игра «Мой, моя, моё, мои».

Игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)

    6. «Перестановка». 

Все члены семьи собираются вместе и решают сделать «перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.

   7. «Что в чём хранится?». 

Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Назовите слова, неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)

   8. «Варим варенье, делаем сок». 

Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.

   9. «Один-много». 

Взрослый называет один предмет, а ребенок – много таких предметов. (Можно использовать мяч). Например:

шар... (шары), комар... (комары), гриб... (грибы), шкаф... (шкафы)

   10. «Чего много?» 

Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

   11. «Посчитай». 

Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и

предлагается сосчитать их.

Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров. (Примерный речевой материал: гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.)

  12. «Подумай и скажи». 

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных. Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Таким образом, включение разнообразных игр и упражнений на развитие лексико-грамматического строя в коррекционный процесс играет важную роль в речевом развитии Ваших детей.

Почему в детстве так важно играть | Вести образования

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.Дети испытывают трудности в...

Игры и упражнения для развития лексико -грамматического строя речи

В материале собраны игры и упражнения для развития лексико - грамматического строя речи, указаны цель игр, материал и полное их описание....

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»...

Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей"

Работу по формированию лексико – грамматической стороны речи нужно начинать еще в дошкольном возрасте.Многие дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в построении предложений, неправ...