"Дыхательные игры"
консультация по логопедии (старшая группа)

Вараксина Оксана Викторовна

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание – во многом управляемый процесс, имеющий важное значение для организации плавности речи. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от воли человека. При речи вдох делается и носом и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnye_igry.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Играйте в дыхательные игры!

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание – во многом управляемый процесс, имеющий важное значение для организации плавности речи. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от воли человека. При речи вдох делается и носом и ртом. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, так как быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно.

Уважаемые родители!

При постановке речевого дыхания приучайте детей делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
  3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой- (вдох) -дем гулять).
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Недочеты детского дыхания преодолеваются:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха,

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

То и другое достигается в дошкольном возрасте исключительно в игре, отчасти и через гимнастику.

Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3—5 минутами.

Для развития дыхания ребенка поиграйте с ним  в дыхательные игры:

          а)         сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

б)         дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу, загонять шарик по лотку вверх в лузу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики, флажки, бумажные фигурки (но чтобы они двигались, не падая), всякие вертушки, крылья мельницы, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;

в) игры на детских духовых музыкальных инструментах — дудочках, трубах, губных гармошках;

в)         надувать резиновые детские игрушки, бумажные мешки-хлопушки; особенно полезна игра в мыльные пузыри, она вырабатывает очень тонкое регулирование выдоха;

г)         поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.

Перед некоторыми играми ставится определенная задача. Например, не вообще дуют на парусный кораблик, а «путешествуют» из Ленинграда в Москву. Для этого на краях тазика укрепляются «пристани, города» (картинки или, что лучше, модели домиков). Подобным же образом загоняют домашних «птиц и животных» (бумажки) в сарай, ватным шариком «забивают»  голы в ворота, «Задуй упрямую свечку» (дуть на полоску бумаги в форме свечи),

«Шину прокололи»(вдох и медленно выдыхая произносить звук ш).

Такая целеустремленная игра делает игру осмысленной, более интересной и познавательной, уточняет развиваемую функцию дыхания.

Перечисленные игры развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.

Во всех играх, развивающих дыхание, как и придыхательной гимнастике, строго соблюдайте правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох — с сужением ее.

В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.

Для развития длительного, плавного речевого выдоха  предлагайте детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки?».

Приучайте детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого, беседуя или рассказывая, читая сказку, стишок, говорите короткими фразами, вдыхая перед каждой из них. Ребенок через рефлекс подражания усвоит эту манеру говорить.

Когда же ребенок очень плохо владеет дыханием, он заучивает сказочку или стишок таким образом: взрослый вдыхает и произносит коротенькую фразу, затем оба повторяют ее; впоследствии повторяет только ребенок. В особо трудных случаях вначале делается вдох перед каждым словом.

В младшем возрасте дети приучаются говорить на одном выдохе короткими фразами от 2 до 5 слов, в среднем и старшем возрасте фразы несколько удлиняются.

Развитию дыхания очень помогает пение с соответствующими тексту движениями. Не менее полезно читать стишки под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Успех закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением.

 

Подготовили :учитель-логопед :  Селиверстенко А.В.

воспитатель:  Вараксина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные игры

Дыхательные игры...

Дыхательные игры-упражнения. Консультация для родителей.

Дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям....

дыхательные игры

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ«Боевой клич индейцев» Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, котор...

Дыхательные игры-тренажеры

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...

Дыхательная гимнастика и дыхательные игры для постановки звуков

Подготовительный этап, который включает артикуляторные и дыхательные упражнения, является фундаментом , для постановки звуков....