«Событийный подход как способ развития детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Игнатьева Елена  Викторовна

Событийный подход рассматривается как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Событийный подход как способ развития детей дошкольного возраста»

         

                                                                               Подготовила: Игнатьева Е.В., учитель - логопед

  Событийный подход рассматривается как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Развивающий эффект этой технологии доказан многолетней практикой Е,Е. Кравцовой, Ж.И. Сутак. Их идея погружения детей в особые увлекательные истории с продолжением и неожиданными поворотами, актуальна и востребована. Свои варианты использования событийности как образовательной единицы предлагает Н.В. Гришаева. А также идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

          Технология Событийного подхода - это создание педагогом проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребёнку стать активным в общении с другими участниками, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

      В учебно-воспитательном процессе ДОУ инновационные педагогические технологии имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентированные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач,        повышают качества образовательного процесса.

Реализация содержания обязательных образовательных областей осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми.

События бывают трех видов:

  • Запланированные в конспектах
  • Календарные
  • Спонтанно – случающиеся.

     Запланированные события: они известны заранее и содержат программный материал.

Так, например, запланированные событие «Осенняя ярмарка», «Новогодние поделки», «Космос» результатом которых может быть продукт созданный детьми, совместно с родителями.

            Календарные события: к ним готовятся заранее, и интенсивность подготовки усиливается по мере приближения события. Например, такие, как дни рождения или другие важные для детей и взрослых даты или события, они тоже планируются заранее, но не предусмотрены конспектами.

Например,  День народного единства – важнейшее событие в жизни нашей страны. Все мероприятия, посвященные этому календарному событию, в течение которого мы с детьми много раз говорим о том, что наша страна – самая большая страна в мире, Россия — наша Родина и она очень большая. Отсюда могут возникнуть вопросы по теме «Если Россия – наша большая Родина, а что такое малая родина? Я слышала, что так по телевизору говорили». Педагог начинает отвечать, к нам присоединяются другие дети и  начинается обсуждение. Так спонтанно возникает следующее событие «День рождения моей малой родины».

           И следующий вид событий — Спонтанно – случающиеся. Эти события случаются неожиданно, например, выпал первый снег, расцвел цветок на окне, у кого-то родился братик или появился неожиданный интерес у детей к чему-либо.

Так, например, после просмотра сказки, которую показали детям профессиональные артисты, у детей может возникнуть желание самим стать артистами,  и показать какую – либо сказку, и сделать драматизацию или театрализацию.

Или другое спонтанное событие — приход воспитателя младшей группы с просьбой сделать игру для малышей, или сходить на пешую прогулку вместе с ними, или показать концерт, или сделать игрушку.

Разные виды событий составляют определенную иерархию.

Преимущество имеют спонтанные, внезапно случившиеся события: их нельзя перенести, а нужно переживать тогда, когда они происходят. Что касается календарных событий, то они заблаговременно комбинируются с событиями из конспектов.

В ходе реализации образовательных событий можно использовать метод проектов. В ходе данной проектной деятельности педагог может работать над формированием всех умений в области технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентностей детей дошкольного возраста. По ходу реализации проекта воспитатель проживает целый ряд ролей: вдохновитель экспериментально-поисковой деятельности детей; специалист в различных областях знаний; консультант по нахождению источников информации; помощник в вопросах планирования и др.

При использовании метода проектов учитываем ряд требований.

Во-первых, результат, на который сориентирован проект, практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема исследуется в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.

В-третьих, содержательная часть проекта основывается на самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Как было отмечено ранее, проблема, решаемая с помощью метода проектов, должна исходить от детей; именно они должны задать тот ключевой вопрос, который станет впоследствии стержнем проекта. Проанализировав имеющиеся знания и опыт детей в данной области, педагог продумывает прием стимуляции их познавательного интереса.

         Образовательный процесс развертывается на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с группового сбора – планирования тематических проектов и текущих событий. Важно, чтобы все происходящее в группе, планы на будущее, а также возникшие проблемы регулярно обсуждались с детьми и взрослыми. Но прежде чем строить планы, вначале для этого нам необходимо было выявить имеющиеся знания и представления детей по определенной теме и упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

         Дети дошкольного возраста учатся в процессе проживания определенных событий. При этом события, с одной стороны, являются яркими, эмоциональными, привлекательными для детей, а с другой стороны они означают совместную жизнь детей и взрослых, которые эти события проживают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Задачи и реализация инновационного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста".

Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников....

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики.

Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики".

Семинар для воспитателей. Тема: "Инновационный подход в речевом развитии детей дошкольного возраста посредством тестопластики. ...

Гендерный подход в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

В связи с реформой образования наблюдается возросший интерес к проблеме гендерной социализации....

Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области    «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...

Опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен опыт работы региональной пилотной площадки по теме «Современные подходы к речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»...

Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, м...