Нейропсихологический подход в профилактике дисграфии и дислексии.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Силантьева Вера Владимировна

Применение педагогами системы упражнений и игр с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное динамику на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологический подход к профилактике дисграфии и дислексии у старших дошкольников г . Ярославль Учитель-логопед высшей квалификационно категории: Вера Владимировна Силантьева

Слайд 2

Примерно 25% детей от общешкольной популяции имеют трудности овладения письмом и чтением Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается

Слайд 3

Наиболее часто встречающиеся проблемы: •Несформированность образа буквы и образа слова; •Пропуск и смешение букв и слогов; •Нечитаемый почерк; •Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»; •Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма; •Неумение составлять связные, логичные тексты; •Нелюбовь или даже ненависть к чтению; •Негативное отношение к предмету.

Слайд 4

Два основных направления первичной профилактики речевых нарушений (Л. Г. Парамонова ) : 1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка, о сохранности его речевых органов: – предупреждение ушибов головы; – предупреждение заболеваний и детских инфекций; – охрана органа слуха ребенка; – охрана органов артикуляции: – охрана голосового аппарата; – охрана нервной системы ребенка для предупреждения невротических речевых расстройств и, в первую очередь, заикания.

Слайд 5

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка: – наличие благоприятного речевого окружения как образца для подражания: – необходимость общения с ребенком, начиная с первых дней его жизни; – медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией; – отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов; – необходимость приучения ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, так как это способствует усвоению правильной артикуляции; – создание ситуаций, при которых ребенок должен говорить; – полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком; – занятия ритмикой, музыкой, пением, так как это способствует развитию правильного дыхания, гибкого и сильного голоса, предупреждает невнятность речи; – развитие тонкой ручной моторики, играющей важную роль в овладении полноценной речью. К мерам ранней профилактики дисграфии относит: – развитие дифференцированного слухового восприятия; – развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; – обогащение словарного запаса и правильное формирование грамматического строя речи; – развитие фонематического анализа и синтеза.

Слайд 6

Коррекционная работа по профилактике дисграфии, по мнению А. Н. Корнева, заключается в следующем: своевременное выявление детей «группы риска» и проведение с ними коррекционно-профилактической работы; исправление фонетико-фонематических нарушений; формирование функционального базиса письма: развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой: звуковой стороны речи, слухового внимания, фонематического восприятия и фонематических представлений, навыков фонематического анализа и синтеза; развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления; 4. Дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

Слайд 7

В группу риска по дисграфии, с позиции нейропсихологии, входят: 1) Энергетически ослабленные дети. У таких детей можно наблюдать нестабильность ситуации решения, что связано, в первую очередь с физиологическими возможностями ребенка. Таким детям показаны: •строгий и четкий режим дня; •смена активной работы подвижным, посильным отдыхом.

Слайд 8

2) Дети с функциональной слабостью программирования и контроля. Такие дети легко упрощают данное им задание, выхватывая какой-либо фрагмент задачи. Они стереотипно, инертно переносят способ решения предыдущего типа задач на новый, формальны при решении. Упор в работе с такими детьми необходимо делать на формировании программы, обеспечивающей усиление ориентировочной основы деятельности. При этом необходимо соблюдение трех основных требований: • анализ : ориентировка в условиях задачи, максимальная наглядность; • серия операций : выработка последовательности (серии) шагов при решении задачи; • контроль : обеспечение пошагового контроля самого ребенка за собственными действиями и сравнение правильности решения с промежуточными результатами.

Слайд 9

3) Дети с низким объемом слухоречевой памяти. Таким детям крайне затруднительно, а, порой, просто невозможно решение задач, предъявляемых на слух. В первую очередь, это связано с трудностями удержания значительного числа элементов, входящих в условие задачи. Однако в ситуации дополнительной наглядности задания, ситуация меняется и ребенок демонстрирует большую самостоятельность. 4) Дети со слабостью зрительно-пространственных функций. Подобные затруднения проявляются на начальной ступени обучения. Пространственные функции формируются достаточно длительное время, поэтому необходима совместная последовательная работа логопеда и ребенка, которая без сомнения даст плоды.

Слайд 10

Таблица № 1 Основные разделы профилактики дисграфии с позиций нейропсихологического подхода Общие проблемы развития, затрудняющие процесс обучения Проблемы, возникающие при обучении 1.1. Трудности ориентировки в пространстве (трудности осознания своего положения в пространстве) 1.1. Трудности дифференциации строки и межстрочного пространства 1.2. Трудности переноса информации с вертикальной плоскости на горизонтальную 2.2. Трудности нахождения начала строки и передачи на листе бумаги пространственных отношений «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже» 1.3. Трудности ориентировки на листе бумаги 2.3. Трудности запоминания графем (оптических признаков букв) 1.4. Трудности ориентировки в левой и правой стороне пространства 2.4. Трудности дифференциации графем и фонем 1.5. Трудности опознания и дифференциации зрительных образов 2.5. Зеркальность написания графем 1.6. Проблемы переработки слуховой информации, фонематического слуха 2.6. Трудности соединения букв между собой, неплавное замедленное письмо 1.7. Проблемы развития мелкой моторики и артикуляции 2.7. Трудности следования инструкции, ошибки по невнимательности

Слайд 11

Таблица № 2 Направления воздействия при формировании навыка письма с позиции нейропсихологии 1. Активизация деятельности Общие рекомендации Индивидуальные рекомендации 1.Организация начала занятия: двигательная игра на внимание. 2.Режим нагрузок: смена деятельности (не менее трех раз). 3.Физминутки. 4.Следить за осанкой и позой детей за столом. 5.Повышение мотивации. 1.Стимуляция активности ребенка, похвала за активную работу. 2. Возможность переключения и отдыха для утомляемого ребенка. 3. Снижение объема заданий для легко утомляющихся детей. 2. Программирование, регуляция и контроль действия Общие рекомендации Индивидуальные рекомендации 1.Организация рабочего места. 2.Привлечение внимания. 3. Наглядный план урока. 4.Поэтапность предъявления сложной и длинной инструкции, ее обязательный повтор. 5. Наглядность, материализация, на начальном этапе максимальная развернутость задания, совместное с педагогом ее пошаговое выполнение с проговариванием каждого шага. 1.Стимуляция начала деятельности. 2.По необходимости, повтор или совместный разбор инструкции. 3.Обеспечение промежуточного результата, дополнительного контроля. 4.Предоставление возможности шепотом проговаривать каждый свой «шаг» при выполнении задания (думать вслух).

Слайд 12

3. Переработка кинестетической и слуховой информации Общие рекомендации Индивидуальные рекомендации 1.Проведение пальчиковой гимнастики в начале и в середине занятия. 2.Речь педагога: хорошая дикция, не длинные фразы, адекватный по сложности словарь. 3. Проверка понимания инструкций, данных со слуха. 1.Отслеживание правильной позиции удержания ручки при письме. 2. Детей с низким слуховым вниманием и памятью необходимо пересаживать за первые парты, чтобы они хорошо слышали и видели. 4.Переработка зрительной и зрительно-пространственной информации Общие рекомендации Индивидуальные рекомендации 1.Выбор четких, не перенасыщенных картинок. 2.При фронтальной работе изображения на доске не должны быть мелкими. 3.Фиксация буквами П и Л правой и левой сторон доски. 4.Ориентация на листе, нахождение середины листа, отсчет клеточек (опора на знаки П и Л на доске и на браслет или ленточку на правой руке). 5.Обязательная пространственная ориентировка и речевое опосредование всех знаков в период знакомства и освоения букв и цифр. 6.Закрепление образа букв и цифр во всех сферах: в воздухе по образцу и по памяти, письмо пальцем на столе, обводка пальцем шершавой бумаги, а также конструирование букв и элементов. 1.Проверка понимания рисунка. 2.Выделение существенных признаков объектов на рисунке, их называние. 3.При необходимости фиксация правой руки ученика яркой ленточкой. 4.Выделение ярким карандашом поля и точки начала (если у ребенка трудности нахождения начала строки). 5.При необходимости отрабатывать написание букв в тетрадях в крупную клетку и широкую линейку.

Слайд 13

Проблемы освоения техники чтения Понимание 1. Трудности усвоения образа печатной графемы 1. Умение понять и повторить слово(словарный запас) 2. Слияние слогов 2. Умение вычленять непонятные слова из группы слов 3. Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов) 3. Умение понять смысл короткого предложения и повторить его 4.Трудности слияния слогов в слово 4. Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению Таблица № 3 Обучение чтению включает в себя два главных направления: техника чтения и понимание прочитанного. Рассмотрим возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, как при освоении техники чтения, так и при понимании текстов.

Слайд 14

5. Трудности при присоединении согласного к открытому слогу 5. Умение сделать вывод из прочитанного 6. Дифференцировка слогов с гласными 1 -го и 2-го рядов при чтении текста 6. Умение понять смысл короткого текста 7. Трудности при чтении слогов со стечением согласных 7. Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту 8. Чтение сложных (трех-четырех) слов 8. Умение пересказать текст своими словами 9. Сложности в соединении слов в предложение и в повторении предложения 9. Умение понять скрытый смысл текста 10. Скандированное чтение 10. Выразительное чтение 11. Проблемы выразительности чтения Для осуществления процесса чтения необходимы сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов , совместная работа которых и является психофизиологической основой процесса чтения ( по Лурия А. Р.).

Слайд 15

Игра –основной приём нейропсихологической коррекции. В поэтапном игровом развитии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учебы .

Слайд 16

Преимущество игровых методов Практически все игры дают возможность развивать (тренировать) разные когнитивные функции и способности: вербальную и зрительную память зрительные образы и представления словарь общие знания и др. Некоторые игры способствуют развитию: тонкой моторики координации и ловкости движений межполушарного взаимодействия в двигательной и зрительной сферах

Слайд 17

Некоторые упражнения для игровой коррекции дисграфии и дислексии 1.Формирование межполушарного взаимодействия: Поочередное либо одновременное рисование обеими руками; Выполнение обеими руками различных действий (например, одна рука гладит себя по животу, другая хлопает по голове и т. д.), Перенос позы пальцев с одной руки на другую с закрытыми глазами; Игра «вкладыши» с закрытыми глазами: одна рука ощупывает фигурки, другая, также на ощупь, ищет им соответствующие по форме места на поле (в качестве примера можно использовать доски Сегена ).

Слайд 18

2. Формирование контроля во всех сферах ВПФ (например, в двигательной и когнитивной): «Двигательный марш»: необходимо попасть хлопком в ладоши на нужный шаг: в первую серию шагов хлопок на первый шаг, во вторую серию шагов хлопок на второй шаг, затем на третий и на четвертый; «Запретная буква или слово»: во время разговора нельзя говорить слова с запрещенной буквой или произносить само запрещенное слово (например, «Да и нет не говорите»);

Слайд 19

3. Формирование пространственных функций: «Путешествие по комнате»: в игровой комнате прячется сюрприз для ребенка, и ему необходимо, двигаясь по словесной инструкции психолога (направо, вперед и т. д.), найти его; «Зеркало»: необходимо повторить движение ведущего зеркально, отдельный вариант «Сломанное зеркало» —движения повторяются как в реальном пространстве; «Клад»: на листе бумаги изображается план комнаты, и необходимо по нарисованной дорожке отыскать приз; «Переложить фигуру»: необходимо зеркально отобразить фигуру на листе бумаги;

Слайд 20

4 Формирование зрительной памяти: «Парочки»: набор из парных картинок, разложенных на столе изображением вниз, необходимо найти все парные за определенное количество ходов; «Отличия»: необходимо найти отличия в двух картинках; «Найди тень»: по заданной тени из множества похожих объектов выбирается по памяти один подходящий; «Вопросы по картинке»: в течение ограниченного времени на рассмотрение ребенку дается любая сюжетная картинка, затем она закрывается и ведущий задает вопросы, касающиеся содержания картинки; «Запомни ряд букв и повтори его».

Слайд 21

5. Повышение уровня нейродинамики : использование дыхательной гимнастики; Чтение с мячом соревновательный счет на вдохе и на выдохе (кто дольше); прыжки на гимнастическом мяче, на батуте и т. д.; раздражение стоп и ладоней с применением разных неровных поверхностей (массажный коврик, пупырчатый мячик и т. д.);

Слайд 22

6. Активизация тактильной сферы: «Человек» – рисуем на доске человека со слогами, словами. Дотрагиваемся рукой до слога, проговаривая его. Затем рукой прикасаемся к спине ребенка, он называет тот слог, куда прикоснулись. «Испорченный телефон» – один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву. Это упражнение развивает мускульную память, способствует развитию тактильно – кинестетических ощущений. «Волшебный мешочек» на ощупь опознать букву и назвать ее. « Буквеный конструктор» профилактике оптической дисграфии . В то время, как дети думают, что они весело и беззаботно играют, складывая из полосок буквы, в их памяти сохраняется образ буквы. П альчиковые гимнастики; работа с пластилином; работа с крупой: поиск в глубоком сосуде с крупой игрушек, мягких букв и т. д.;

Слайд 23

7.Формирование акустического гнозиса: « Графический диктант на слух»: отличие от предыдущих форм состоит в том, что в данном случае количество клеточек не проговаривается, а простукивается. Либо можно предъявлять звуки для основных направлений —право, лево, верх, низ; «Опознание звука»: ребенку завязываются глаза, необходимо опознать по звуку, что это за предмет (шум страниц —книга, звон —колокольчик, скрип —закрывающаяся дверь и т. п.). «Послушай тишину» (звуки леса, города и .д.); « Ловишки »; «Сигнальщики»; «Топни, хлопни»; Отобрать картинки на заданный звук, на последний звук в слове, картинки с определенным звуком. Перевертыши на определение начального звука, последнего звука. Найди слова на заданный слог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

   Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...

Профилактика дисграфий и дислексий у детей с ТНР.

Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилакти...

"Нейропсихологический подход к профилактике дисграфии у старших дошкольников"

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-логопедов и психолого...

Нейропсихологические подходы в профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ЗПР

Нейропсихологические подходы в профилактике оптической дисграфии у дошкольников с ЗПРКонсультация подготовлена учителем-дефектологом, логопедом высшей квалификационной категории Артамоновой Людмилой Я...

«Использование нейропсихологических игр по профилактике дисграфии и дислексии»

Отчет по самообразованию«Использование нейропсихологических игр  по профилактике дисграфии и дислексии».  Изучение нейропсихологических игр и подбор упражнений для профилакт...