Дети ОВЗ с задержкой психического развития
презентация по логопедии

Кошке Юлия Александровна

Дети ОВЗ с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Дети ОВЗ с задержкой психического развития Выполнила : учитель-логопед Кошке Ю.А.

Слайд 2

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — термин педагогический. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях. В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Слайд 3

Категории детей с нарушениями в развитии 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (РАС); 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Слайд 5

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими , невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка Термин был предложен советским психиатром Г. Е. Сухаревой в 1959 году. Широко использовался в психолого-педагогической и медицинской практике и литературе. Однако в конце 90-х годов XX века был признан слишком обобщённым и уже устаревшим, поэтому подняли вопрос о его замене. В 1997 году данный диагноз был выведен из употребления приказом Минздрава. На смену пришли новые понятия, соответствующие кодам F80–F89 и F90–F98 в МКБ-10.

Слайд 6

Причины Биологические Патологии и осложнения во время беременности: если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму; многоплодие; внутриутробная гипоксия плода; недоношенность; асфиксия; резус-конфликт; неправильное предлежание; родовые травмы.

Слайд 7

Инфекционные, токсические и травматические заболевания , приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша: ядерная желтуха; операции под наркозом; фетальный алкогольный синдром; сердечно-сосудистые патологии; минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга, черепно-мозговые травмы; врождённые нарушения зрения и слуха; малая подвижность; астения; гипотрофия, нейроинфекции , грипп, рахит, гидроцефалия, вегетососудистая дистония, эпилепсия.

Слайд 8

Социальные длительное ограничение жизнедеятельности; социальная депривация; дефицит общения; неблагоприятные условия воспитания; лёгкие умственные отклонения у родителей; психотравмы. Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых

Слайд 9

Безнадзорность Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает элементарные правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов. Для успешного обучения не хватает базовых представлений об окружающем мире. Напоминает Маугли, попавшего в цивилизацию. В итоге диагностируется аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости. Но это не то же самое, что педагогическая запущенность. Гиперопека Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Не умеет преодолевать трудности самостоятельно, адекватно соотносить желания и потребности с необходимыми усилиями. Сила воли отсутствует. Это приводит к эмоциональной лабильности, безынициативности, эгоцентричности, зависимости от взрослых. В результате диагностируется психогенный инфантилизм. Авторитаризм Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. На таком неблагоприятном фоне развиваются навязчивости, нерешительность, фобии, неврозы, повышенный уровень тревожности. Это эмоционально-незрелая личность, не нацеленная на достижение успешности. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.

Слайд 10

В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам. Физические: нарушения мочеиспускания; головные боли; быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность. слабый тонус мышц; Познавательные: рассеянное внимание; плохая память; неспособность запоминать информацию наглядно или на слух; отсутствие базовых знаний о мире; несформированность познавательной мотивации, невозможность говорить связно; бедный лексический запас; Социальные: агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим; замкнутость, погруженность в себя; нежелание участвовать в совместных играх; инфантилизм; перемены настроения.

Слайд 11

Когнитивные способности Мышление у детей с ЗПР: нормальный уровень развития наглядно-действенного мышления; для развития наглядно-образного мышления необходимо многократное повторение задачи; несформированные умения проводить операции анализа и синтеза; плохо сформированное словесно-логическое мышление. Коррекционные занятия с детьми, страдающими ЗПР, должны быть направлены на развитие мышления с учётом данных особенностей. Они способны классифицировать предметы по одному признаку: по цвету или форме, например. Главное — устранить отвлекающие факторы, которые существенно снижаю результативность, терпеливо повторять задание несколько раз и опираться преимущественно на наглядно-действенное мышление, которое развито у них почти так же, как у ровесников. В этом плане у них гораздо больше перспектив по овладению материалом, если сравнивать с теми, у кого диагностировали умственную отсталость.

Слайд 12

Память: неустойчивая; малопродуктивная; непроизвольная преобладает над произвольной; наглядная преобладает над вербальной; минимальный самоконтроль, отсутствие познавательной активности и мотивации при заучивании и воспроизведении материала; неумение использовать приёмы запоминания и организовать работу по заучиванию; наибольшим нарушениям подвергается кратковременная память; при наличии помех процесс запоминания практически останавливается; выученный с большим трудом материал быстро забывается. Все вышеперечисленные специфические особенности памяти у детей с ЗПР должны обязательно учитываться педагогами и психологами при организации занятий и родителями при выполнении домашних заданий. Работа должна быть выстроена таким образом, чтобы опорой служили непроизвольная и наглядная память, а не произвольная и вербальная.

Слайд 13

Внимание: рассеянное; ослабленное, если информация подаётся вербально; неустойчивое; снижение таких параметров, как объём, избирательность, концентрация и распределение. Коррекция внимания направлена на увеличение объёма и концентрации. На занятиях необходимо распределение и постоянное переключение между разными типами деятельности. Наличие творческих заданий приветствуется.

Слайд 14

Восприятие: поверхностное; замедленный процесс формирования межанализаторных связей: недостатки слухо -зрительно-моторной координации; медленная скорость построения единого цельного образа в представлении. Коррекция восприятия направлена на улучшение предметно-исследовательской деятельности и овладение сенсорными эталонами. Игры на совершенствование координации, ориентирования в пространстве и развитие мелкой моторики приветствуются. Речь: бедный словарный запас; нарушенное звукопроизношение; несформированность лексико-грамматического строя; проблемы со связной речью; дефекты артикуляционного аппарата.

Слайд 15

Межличностное общение Процесс межличностного общения у детей с ЗПР затруднён из-за неполноценности предпосылок, необходимых для успешной социализации: низкая познавательная мотивация; недостаточная речевая активность; дефектная речемыслительная деятельность; несформированность многих компонентов речевой деятельности. Поэтому межличностное общение характеризуется следующими особенностями: эпизодический характер (их редко принимают в игры); работа и игры в одиночку; несогласованные действия в парах; сюжетно-ролевая игра не является совместной деятельностью, так как общение внутри неё практически отсутствует; неумение полно и чётко отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать вопрос, высказываться, слушать других, поддерживать разговор; отсутствие привязанности к кому-либо. Дети с ЗПР гораздо охотнее играют с теми, кто младше по возрасту. Нередко на фоне неудавшихся межличностных контактов развивается социофобия и возникают серьёзные проблемы с социальной адаптацией.

Слайд 16

Эмоционально-волевая сфера У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы. Её проявления: эмоциональная неустойчивость; несамостоятельность; лабильность; лёгкая внушаемость; слабость волевых усилий; неуверенность в себе, низкая самооценка; беспричинное беспокойство, повышенный уровень тревожности; мгновенная смена настроения, контрастные эмоции; неадекватная жизнерадостность, весёлость. Дети с ЗПР не могут правильно оценивать : ситуацию: на любой неуспех и трудности они реагируют слишком агрессивно; эмоциональное состояние окружающих: во время похорон могут смеяться и веселиться; собственные эмоции. Это интересно! Дети с ЗПР, отличающиеся эмоциональной незрелостью, прекрасно распознают эмоции по мимике и картинкам. По сравнению со сверстниками они почти 100% находят гримасы гнева, страдания и радости.

Слайд 17

Психологические особенности У ребёнка с ЗПР есть такие особенности психического развития, которые отличаются от симптомов других похожих патологий. Это необходимо знать для дифференциации диагноза. Отличия от умственной отсталости: частичное, а не полное нарушение познавательной деятельности; высокий потенциал возможности дальнейшего развития; страдают не сами мыслительные функции, а предпосылки для интеллектуальной деятельности (фонематический слух, речь, внимание); скачкообразность динамики мыслительной деятельности; способность сотрудничать со взрослыми; присутствие эмоций в игровой деятельности; яркое проявление эмоции; часто есть способности к рисованию. Отличия от педагогической запущенности: недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых — лишь одна из причин, тогда как у запущенных детей она единственная; поведение обусловлено отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательных способностях, а не проблемами в нравственно-правовом сознании; редко отличаются девиантным поведением и бунтарским характером; умеют взаимодействовать со взрослыми. От правильной постановки диагноза будет зависеть успешность лечения и коррекции.

Слайд 18

Диагностика Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится: сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни; нейропсихологическое тестирование ; диагностическое обследование речи ; изучение медицинской документации ребенка; беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств. На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений. С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д.

Слайд 19

Коррекция задержки психического развития Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно. Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий. Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию: познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии , сказкотерапии, детской арт-терапии . коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж, водолечение .

Слайд 20

Что делать родителям Для начала родителям придётся не только понять, но и принять тот факт, что ребёнок будет обучаться медленнее ровесников и отставать от них в учёбе. Чтобы не требовать от него слишком многого, быть терпеливыми к его особенностям, их нужно изучить и учитывать при общении и занятиях. Общие советы: Заниматься ежедневно Уделять ребёнку больше внимания, организовывать совместное времяпрепровождение, общаться, задействовать других родственников. Обеспечить комфортную атмосферу в семье. Нормализовать режим дня, приобщать к здоровому образу жизни, обеспечить сбалансированное питание, увеличить двигательную активность и пребывание на свежем воздухе. Общаться с другими родителями таких же детей (например, через сообщества в соцсетях). Организовывать общение с ровесниками. Не говорить ребёнку, что он особенный. Не жалеть, что он не такой, как все. Поручать домашние дела, уход за животными, обучать самообслуживанию. Не повышать голоса, быть терпеливыми, что бы ни произошло. Вести дневник, чтобы отмечать все успехи, — эти записи помогут скорректировать дальнейшую работу.

Слайд 21

Прогноз и профилактика Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах. Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"

Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с...

Социализация детей дошкольников с задержкой психического развития.

В статье раскрываются направления работы с дошкольниками с ЗПР по направлению "Социализация". Данное направление является важнейшим при реабилитации детей с задержкой психического развития....

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....

Адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивиду...

Статья "Использование дидактических игр в развитии и обучении детей с ЗПР (задержка психического развития) и УО (умственная отсталость).

В статье вы можете узнать важность использования дидактическких игр для развития детей с ЗПР и  УО....

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.

Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....