Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя логопеда
материал по логопедии (подготовительная группа)

Дуброва Анна Константиновна
Дети с речевыми недостатками, как правило отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровье сберегающих технологий

в работе учителя-логопеда».

    Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

А использование здоровьесберегающих технологий способствует комплексному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.

Особенности физического развития:

- нарушение дыхания и голосообразования;

- нарушения общей и мелкой моторики;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- повышенная утомляемость;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

- нарушение темпо ритмической организации движений

Особенности психического развития

- нарушения координированных действий, сопровождающихся развернутым контролем

- неустойчивость внимания;

- расстройство памяти (особенно слуховой);

- несформированность мышления;

Дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки, влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Варианты упражнений дыхательной гимнастики:

Надуй шарик.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью - «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком.

Ворона.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Загони мяч в ворота

Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами.

(Это «футбольные ворота).

Покатай карандаш

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. И, чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, используется соединение её с биоэнергопластикой, т.е. соединение движений органов артикуляционного аппарата и движений кистей рук, когда рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Цель: нормализация мышечного тонуса органов артикуляции, стимуляция двигательных функций артикуляционного аппарата.

Песочная терапия

Кинетический песок обладает антибактериальными свойствами

Невероятно приятный на ощупь – настоящий, практически природный антистресс. Пока вы будете перебирать песок в руках, тело и мозг расслабляются, и вы почувствуете себя отдохнувшим.

Обучающие игры:

- моделирование игр-сказок,

- игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук .

- игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения,

- обучение чтению и письму.

Благодаря играм с песком:

-уходит раздражительность, агрессивность, плаксивость, преодолеваются страхи, тревоги,

- усиливается желание узнавать новое и экспериментировать, 

- появляется самостоятельность, 

- развивается тактильная чувствительность,

- развиваются познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторика.

Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек расположенных на кистях рук при помощи массажного мячика и пружинки- кольца.

Примеры:

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение.

Ребенок надевает колечко поочередно на все пальцы, проговаривая стихотворение и т.д.

Ребенок выполняет инструкцию:

  • надень колечко на мизинец правой руки,
  • возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.;
  • ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Зрительная гимнастика-

упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение циркуляции крови в органе зрения.

Упражнения выполняются в положении «сидя», откинувшись на спинку стула.

Варианты упражнений:

1. Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек.

2.  Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.

3. «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.

4. «Погреем глазки». Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30-40 секунд). Открыть глаза.

5. Медленное моргание в течение 10 секунд.

«Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.

Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме.

Важно, чтобы дети сами понимали необходимость выполнения упражнений и с удовольствием занимались.

Самомассаж –

– это массаж, выполняемый самим ребёнком, приемы которого показывает взрослый. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Виды развивающего самомассажа, используемые в логопедической практике: 

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- массаж язычной мускулатуры

Варианты:

Самомассаж мышц лица

«Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба

к вискам.

«Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

«Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта .

 «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

 Расческа». Поглаживание губ зубами.

«Молоточек». Постукивание губ зубами.

Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать поним кончиками пальцев.

Самомассаж мышц языка

«Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

«Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

Фонетическая ритмика –

обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например:

 звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт;

звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя;

звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны;

звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К;

звук С – насосы, накачиваем шину;

звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...