Перспективный план коррекционной работы по развитию физиологического и речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии

 Пономарева Елена Юрьевна

Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Правильное дыхание не только одна из функций жизнеобеспечения человека, но и основа его звучащей речи. Дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока.    Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Недостаточное развитие речевого дыхания влечет за собой нарушения речевой функции, в частности правильного звукопроизношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_razvitiyu_dyhaniya_-_moy.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план коррекционной работы по развитию физиологического и речевого дыхания у старших дошкольников с ОНР.

Учитель-логопед Пономарева Елена Юрьевна

МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 204»

Месяцы, недели.

Цель: Вызывание длительного выдоха.

Цели: Развитие физиологического дыхания.  

 Развитие речевого дыхания и силы голоса.

Сентябрь.

Задачи:  - освоить технику психологического дыхательного настроя и первичные приемы дыхательной гимнастики;

- научить дышать через нос и правильно выполнять дыхательную гимнастику.

3.

Дуть на игрушки типа «Флюгер»,  «Мельница».

«Дышим попеременно».  Дифференцированное дыхание.

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 — вдох и выдох через нос.

2 — вдох через нос, выдох через рот.

3 — вдох через рот, выдох через нос.

4 — вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно).

5 – вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

4.

Поддувать легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг-понга).

1. Вдох носом, выдох – носом.

    Вдох носом, выдох – ртом.

2. Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.

3. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

 4. Вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Октябрь.

Задачи:  - Закрепить носовое дыхание;

- учить делать вдохи каждой ноздрей по отдельности и двумя одновременно;

- учить правильному дыханию животом (диафрагмальному) и тихому (экономичному) дыханию через нос.

1.

Дуть на кораблики в воде.

«Шаловливый ветерок».

Дуть на узкие атласные ленточки одного или разного цвета, висящие на ниточке – «занавески».

1. «Подыши одной ноздрей». Дифференцированное дыхание.

И.п.: стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1 — правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки; 2 — левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох; 3 — как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки — через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». Повторить 3—4 раза.

2. «Воздушный шар».

И.п.: лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. 1 — ладони лежат на животе; 2 — медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается вверх и раздувается, как воздушный шар; 3 — медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4—10 раз.

3. «Воздушный шар поднимается вверх».

И.п.: лежа (сидя, стоя). 1 — одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах;

2 — выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4—8 раз.

2.

Надувать шарики или пускать мыльные пузыри.

1. Вдох носом, выдох – ртом.

2. Делать краткий глубокий вдох и медленный выдох.

3. Делать медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох.

4. Делать глубокий медленный вдох и выдох узкой струёй.

5.  «Ветер».  И.п.: лежа (сидя, стоя). Туловище расслаблено.

1 — сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; 2 — задержать дыхание на 3—4 сек.;

3 — сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3—4 раза.

 3.

«Осенние листочки».

Развитие длительного плавного выдоха. Медленный вдох через нос (не поднимая плеч), вытянуть губы трубочкой, не надувая щек, дуть на листочки.

1. Глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

2. Глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

3. Делать глубокий медленный вдох через нос, затем задержать дыхание и медленно выдыхать на счет до пяти (шести, семи).

4. Делать полный вдох, задерживать дыхание и делать долгий выдох.

4.

«Ветерок».  Медленный вдох через нос (не поднимая плеч), вытянуть губы трубочкой, не надувая щек, дуть на бумажные султанчики (метелки).

1. Звук «а».

Стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.

Исходное положение - произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук как можно дольше.  Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.

2. На одном выдохе  - усиление и ослабление звука. Звук приближается и удаляется: а-а-А-А-а-а.

3. Усиление и ослабление гласных звуков О, У, И.

Ноябрь.  

Задачи: - учить детей долго держать звук, а для этого набирать очень много воздуха;

- закрепить носовое и диафрагмальное дыхание.

1.

Дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой.

 

1. На одном выдохе  - усиление и ослабление звука. Упражнение «Гудок» - гудок приближается и удаляется:  м-м-М-М-м-м.     Произнесение звука «м» положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.

 Исходное положение произвольное.

 Инструкция: - Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.

2. Упражнение «Вой ветра»: в-в-В-В-в-в.

Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.

 Исходное положение - произвольное.

Инструкция: - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.  

3. Упражнение «Слоник».

Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.

Исходное положение произвольное.

Инструкция: - Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду»: вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».

Я сегодня не скучал:

В хобот я воды набрал.

Если только захочу –

Всех водою окачу!

   2.

«Бульбульки». Дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой.

В один стакан налить много воды, почти до краев, а в другой налить чуть-чуть. В стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду.

1. И.п. - руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

2. Упражнение «Комар».  И.п. – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся (не спугни комара), выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши (поймали комара).

3. На одном вдохе, выдыхая толчками, произносить 5, потом 6 (и так до 10) звуков [ф]: Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

4. На одном вдохе, выдыхая толчками, произносить 3 (4,5) пары звуков: в-ф!  в-ф!  в-ф!  Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

3.

 «Загони мяч в ворота».

Легкий пластмассовый шарик, 2 кубика. Дуть целенаправленно на шарик, чтобы он попал в ворота.

1. Упражнение «Свеча».  Делать ровный медленный выдох – пламя свечи легло и его надо удержать в этом положении воздушной струёй.

2. Упражнение «Погаси свечу». Делать вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.

3. Упражнение «Сердитый ежик».

Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.

 Исходное положение – стоя.

Инструкция: - Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.

Ежа руками не возьмешь –

В клубок свернулся хитрый еж.

Колючий очень еж на вид,

На нас рассерженно фырчит:

«П-Ф-Ф, П-Ф-Ф, П-Ф-Ф,

           Ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р».

4.

 «Перышко, лети!».

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на птичье перышко.

Логопед обращает внимание ребенка на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

1. Тянуть гласный звук  сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд): а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).

2. Гласный звук  [О].

3. Гласный звук  [У].

4. Гласный звук  [И] (развитие силы голоса).

Декабрь.  

Задачи: - продолжать  учить детей долго держать гласный звук;

- развивать умение управлять дыханием и голосом.

1.

«Снег идет!»

Дуть на кусочки ваты, изображающие снег.

«Замело елочку».

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: елочка, снег (из пенопласта), коктейльная трубочка

Ход игры:  Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом. Посмотри, какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подуем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку.

1. Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса):  а-а-а-а; укачивание:  а-а-а-а.

2. Гласный звук  [О]. Укачивание: о-о-о-о.

3. Гласный звук  [У].  Укачивание: у-у-у-у.

4. Гласный звук  [Э]. Укачивание: э-э-э-э.

 (развитие силы голоса)

Звук «и».  Произнесение звука очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.  Исходное положение – произвольное.

Инструкция: - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…» Тянем его как можно дольше. На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.

  2.

«Птичья столовая».

Игровое поле: кормушка на дереве, кусочек сала, привязанный на нитке к ветке.

Детали на нитках: воробей, снегирь, синица.

Инструкция: Голодно и холодно птицам зимой. Хорошо, если заботливые ребята повесят кормушку и положат в нее вкусных зернышек!

Поклюют птицы, отдохнут и полетят дальше. Помоги птицам долететь до кормушки: подуй на них.

Развитие умения управлять голосом.

1. Упражнение на ослабление голоса (громко-средне-тихо-шепот – беззвучная артикуляция: А-А-А-а-а-а).

2. Гласный звук  [О].

3. Гласный звук  [У].

4. Гласный звук  [И].

  3.

«Хоккей».  

Игровое поле: ледовое поле, хоккеисты, ворота.

Деталь на нитке: шайба.

Инструкция: Смотри, на хоккейном поле развернулось настоящее сражение! Помоги хоккеисту забить гол в ворота.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть целенаправленно на шайбу.

1.  Пропевание гласного звука А (начинается низким голосом и заканчивается высоким).

2. Гласный звук  [О].

3. Гласный звук  [У].        

4. Гласный звук  [И]  (развитие силы голоса).

   4.

«Игра в снежки».     Картинка с изображением детей, играющих в снежки, маленькие ватные шарики.

По обе стороны картинки, напротив друг друга сидят дети. Каждый ребенок по очереди набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть целенаправленно на ватные шарики. Выигрывает тот, у кого больше шариков долетело до цели.

1. Чередование гласных на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: ауауауау…

2. Чередование гласных на одном длительном  выдохе: аоаоаоао…

3. Чередование гласных на одном длительном  выдохе: оиоиоиои…

4. Чередование гласных на одном длительном  выдохе: уиуиуиуи…  (развитие силы голоса).

5. Упражнение «Упрямые ослики».

Упражнение укрепляет голосовые связки мышцы мягкого неба.  Исходное положение – стоя.

Инструкция:  - Представим, что мы превратились в маленьких осликов. «Ослики» весело бегут по дорожке, высоко поднимая ноги. Но вдруг «ослики» останавливаются, они не хотят идти дальше и кричат на продолжительном выдохе: «И-а, и-а…».

Ослик бегал по дорожке,

У него устали ножки.

Ослик попросил овса,

               Закричал: «И-а, и-а!»

Январь.

Задачи: - учить тянуть несколько гласных звуков на одном выдохе;  - развивать умение управлять дыханием и голосом.

2.

«Праздничный салют».   Картинка с изображением праздничного салюта; разноцветные новогодние дождинки, разрезанные на маленькие кусочки. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на «салютики».

Пропевание  гласных звуков на одном выдохе: а-а-а-о-о-о-у-у-у (и-и-и-а-а-а-о-о-о;  о-о-о-и-и-и-а-а-а;  и-и-и-э-э-э-о-о-о).

  3.

«Музыкальный пузырек».

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает сильно дуть на горлышко чистого стеклянного пузырька. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь.

Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: а-о-у;  о-о-о-о;  у-у-у-у;   э-э-э-э).

  4.

«Катись, карандаш!»

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш с гладкой или ребристой поверхностью. С силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

1. Игра «Кто дольше пропоет?».  Дети тянут гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный звук дольше всех на одном выдохе.

2. Звук «ы».  Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность. Исходное положение - произвольное.

Инструкция: - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.

Упражнение «Плаксы».

Упражнение активизирует центральную нервную систему и позволяет снять усталость. И. п. - произвольное.

Инструкция: - Представим, что мы превратились в плакс. А как ревут плаксы? Глубоко вдохнем и громко-громко поплачем, произнося звук «ы-ы-ы…»

Дети выполняют описываемые взрослым действия, затем перестают «плакать», «вытирают слезы» и все вместе танцуют.

Что же ты не скачешь?

«Ы-ы-ы» все плачешь?

Вытри слезки, улыбнись,

В круг с друзьями становись.

Будем вместе мы играть,

Будем петь и танцевать!

Февраль.  

Задачи: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе одного слога;  - развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе несколько одинаковых или разных слогов.

1.

«Веселые шарики».

Логопед чертит на столе линию, затем берет легкий пластмассовый шарик и кладет на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

1. «Волшебные слоги». Произнесение нараспев слога на выдохе. Дети делают вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опускают руку, нараспев произносят слог «МА» (ПА, ТА, НА и т.п.).

2.  «Волшебные слоги» (с гласными У, И, О, Ы).

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение на выдохе одного слога.  Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).  Инструкция: Сейчас мы будем произносить волшебные слоги. Волшебные они потому, что из них образуются слова. Послушай, как я произнесу волшебный слог. (Педагог выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например, «МА»).  А теперь произносим вместе.

Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ).

3. «Погреем ладошки» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта, дуть теплым воздухом на ладони, произнося слог ХА.

 2.

«Воздушный шарик».  

Дуть на подвешанный на уровне лица ребенка воздушный шар, чтобы он высоко взлетел.

Возможен более сложный вариант игры. Нужно подбросить воздушный шар вверх и предложить ребенку подуть на него несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

1. «Веселая песенка».  Произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов: «Ля-ля-ля!».

2. «Веселое путешествие».

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов.

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: Ты любишь путешествовать? Подними руку, если ты катался на машине, теперь подними руку, если ты катался на поезде. Давай поиграем в машинки - машинка едет и сигналит: «БИ-БИ». (Педагог показывает, как едет машинка - ходьба по комнате, крутя воображаемый руль, а ребенок повторяет его действия.) А теперь превратимся в паровозики - «ТУ-ТУ!». (Педагог изображает паровозик - крутит согнутыми в локтях руками в направлении вперед - назад, а ребенок повторяет его действия.)

Необходимо следить, чтобы ребенок произносил подряд два слога на одном выдохе. Постепенно игру усложняем и произносим на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ!

2. Игра «Добавь слог».  Логопед произносит 2, 3, 4 и более слогов, а ребенок – каждый раз на один слог больше (ПА, МУ, ЛЕ, НО).

3.

«Самолеты летят».

На уровне рта ребенка на ниточках подвешены бумажные самолетики.

Подуть на самолетики, чтобы они «полетели».

1. «Птицы разговаривают».

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов.

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: Давай поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. «КО-КО-КО» - говорит курочка, «КУ-КУ! КУКУ!» - кричит кукушка. «КРЯ-КРЯ-КРЯ!» - крякает утка, «КУ-КА-РЕ-КУ!» - заливается петушок. «ЧИК-ЧИРИК» - чирикает воробышек.

Педагог побуждает ребенка повторять за вами «разговор» птиц. Во время произнесения звукоподражаний следить, чтобы ребенок произносил их на одном выдохе, не добирая воздух.

2. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

а) ФА-ФА, ХА-ХА..

б) ФА-ФА-ФА,

ХА-ХА-ХА…

в) ФА-ФА – ФА-ФА-ФА

ХА-ХА – ХА-ХА-ХА

 4.

«Кто живет в лесу?».

На столе лежит сюжетная картинка с изображение животных в лесу, на нее наклеена разрезанная на тоненькие полоски калька, которая закрывает картинку.

Плавно и медленно дуть на полоски бумаги. Полоски поднимаются вверх и видны обитатели леса.

1. «Изобрази животное».

Цель: развитие речевого дыхания, через произнесение на одном выдохе нескольких слогов, согласованного с движениями тела.

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: Я буду читать стихотворение, а ты будешь изображать животных звуками и движениями.

«Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква».

2.Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

а) ХА-ХО-ХИ

    ХО-ХИ-ХА

    ХИ-ХА-ХО

б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ

    ФО-ФУ-ФЫ-ФА

    ФУ-ФЫ-ФА-ФО

    ФЫ-ФА-ФО-ФУ

Март.  

Задача:  - развивать речевое дыхание, через произнесение на одном выдохе нескольких слогов.

1.

«Свистульки».

Набирать воздух через нос,  медленно и плавно дуть в свистульку.

1. «Гномик». Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

     «Наш веселый добрый гном

      Часто размышляет.

  Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»

  Вслух он повторяет».

2. Игра «Добавь слог».  Логопед произносит 2, 3, 4 и более слогов, а ребенок – каждый раз на один слог больше (АП, ОМ, УК, ИН).

3. Звуки «о-у-м».

Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.

Исходное положение - произвольное.

Инструкция:  - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…» Тянем их как можно дольше.

  2.

«Колобок».

Игровое поле: персонажи сказки «Колобок», стоящие вдоль тропинки.

Деталь на нитке: Колобок.

Инструкция: Из какой сказки эти герои? Оживи картинку! Плавно и медленно подуй на  Колобка так, чтобы он катился по дорожке от деда с бабой к зайцу, волку, медведю, лисе. А теперь попробуй вернуть Колобка назад от лисы к дому без остановки.

 1. «Зевота».

Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс. Исходное положение произвольное.

 Инструкция: - Представим, что день подошел к концу, и мы почувствовали усталость. Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, произносим «о-о-хо-хо-хо…» Вот и пришла к нам сладкая зевота. Позеваем еще немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола, потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.

«Ночь настала, спать пора,

                  Трет глазенки  детвора.        

Ротики мы раскрываем:

Сладко перед сном зеваем».

2.  Звуки «йа» (я).

 Произнесение звукосочетания положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.

 Исходное положение – произвольное.

Инструкция: - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я…» Тянем его как можно дольше.

  3.

«Храбрый пилот».

Игровое поле: горы с ровными площадками на вершинах.

Детали на нитке: облака, самолет.

Инструкция: Непросто посадить самолет на площадку в горах, да еще, когда небо закрыто облаками. Помоги пилоту: подуй на облака так, чтобы они рассеялись. А теперь проведи самолет по нужному курсу: подуй на него так, чтобы он перелетел с площадки на площадку.

1. Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:

Два-два-два-два

Пка-пка-пка-пка

Фка-фка-фка-фка

Тву-тву-тву-тву

Мно-мно-мно-мно

Сва-сва-сва-сва

Спа-спа-спа-спа

  4.

«Парусная регата».

Игровое поле: море, три яхты без парусов. Приклеивающиеся за клапаны разноцветные паруса.

Детали на нитке: дельфины, чайки.

Инструкция: Гонки на парусниках называются парусной регатой, а те, кто управляет этими судами – яхтсменами. Посмотри, яхты уже готовы отправиться в путь, но ветра до сих пор нет. Помоги яхтсменам: подуй ветерком на паруса.  Дельфины и чайки развеселились и тоже хотят соревноваться. Подуй так, чтобы дельфины поплыли, а чайки – полетели.

1. «Стрельба».

Упражнение укрепляет мышцы глотки и губ.

 Инструкция: - Представим, что мы находимся на стрельбище. Сначала мы будем «стрелять из пулемета» - энергично и четко произносить на выдохе произносить «к-г, к-г». А теперь «постреляем из пистолета» - энергично и четко на выдохе произносим «пиф-паф», «пиф-паф».

«К-г, К-г, - застрочил пулемет. –

Неприятель не пройдет!»

«Пиф-паф, пиф-паф», - отвечает пистолет,

Выстрелив ему в ответ».

 2. «Настольные часы».

Игра способствует как расслаблению мышц шейного отдела, так и улучшению мозгового кровообращения.

 Исходное положение – сидя по-турецки. Ладони – на коленях. Можно выполнять и из положения стоя.

 Инструкция:  - Представим, что мы превратились в маленькие настольные часики. Вспомним, как тикают часики. Произносим «тик» и наклоняем туловище в левую сторону так, чтобы правый бок растянулся как можно больше. Чувствуете, как напряглись мышцы? Со звуком «так» возвращаемся в исходную позицию. Делаем глубокий вдох и выдох. А теперь повторим наклон в правую сторону. Со звуками «тик» и «так» выполняем наклоны головы.

«Тик-так, тик-так,

Мы идем за шагом шаг,

Ни минутки не теряем,

                              Время точно измеряем».

3. Звук «ч».

Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом. Исходное положение произвольное.

 Инструкция: - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…» Тянем его как можно дольше.

Апрель.

Задачи: развивать речевое дыхание через произнесение на одном выдохе двух-трехсложного слова.

1.

«Цирковое представление».

Игровое поле: манеж цирка, два морских котика на тумбах, кольцо.

Деталь на нитке: разноцветный мяч.

Инструкция: На арене цирка сегодня интересное представление! Выступают два необычных артиста. Это дрессированные морские котики! Помоги им: подуй на мяч так, чтобы он перелетал от одного артиста к другому.

Упражнение  «Волшебные слова».

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение на одном выдохе двух-трехсложного слова (по слогам). Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова, и произносить их. Послушай, как у меня это получится. (Педагог выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А»). А теперь произносим все вместе».

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

2. Дети «поют» двусложные слова (ма-ма; ми-ла; мы-ла и др.)

2.

«На пруду».

Игровое поле: пруд, лягушка охотится за жуком, рыбки в воде.

Приклеивающиеся листья кувшинки.

Детали на нитке: лягушка, стрекоза.

Инструкция: В солнечный день на пруду кипит жизнь. Громко квакают лягушки, плещутся рыбки, а в зарослях камышей притаилась Хитрая охотница-цапля. Посмотри на картинку и «оживи» пруд: подуй на лягушку и стрекозу. Догадайся, где скрываются другие обитатели пруда? Подуй на листья кувшинок, чтобы познакомиться с этими обитателями.

1. Упражнение «Волшебные слова 2».

Инструкция: Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова, и произносить их. Послушай, как у меня это получится. (Педагог выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-ЛИ-И-НА-А»). А теперь произносим все вместе».

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ.

2. Дети «поют» трехсложные слова (ма-ли-на; ку-би-ки).

3. Упражнение «Эхо».

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов. Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Я буду называть громко звук (слог, слово), а ты будешь повторять его (их) тихо. (Педагог выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, произносит гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных («А», «АУ», «МАМА», «КУБИКИ».) А теперь - наоборот - я называю тихо звук (слог, слово), а ты будешь повторять его (их) громко».

3.

«Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

1. Упражнение «Паровозики».

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение на одном выдохе фразы, состоящих из двух, трех и четырех слов.

Оборудование: схемы слов - «вагончики».

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе. Послушай, как это сделаю я. (Педагог выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А»). А теперь произносим все вместе.

2. Дети «поют» двухсловные фразы (Мама мыла).   Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ПЕЛИ» и т.д.

4.

«Фасолевые гонки».

ЦЕЛЬ: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка.

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

1. Упражнение «Паровозики 2».

Инструкция: А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики - слова.

Логопед, называя каждое слово «вагончиком», показывает схему фразы или рисует ее на доске. Затем, указывая рукой на каждый «вагончик», проговаривает фразу: «МамамылаМилу». Логопед  проговаривает предложение слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох): Мама мыла Милу .

Теперь все вместе говорим: Мама мыла Милу . Введение в упражнение новой фразы предваряется инструкцией: А теперь также плавно и слитно скажем: «МИЛА ЕЛА КАШУ. Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ».

2. Дети «поют» трехсловные фразы (Мама мыла Милу).  

Май.

Задачи:  - развивать речевое дыхание через произнесение на одном выдохе фразы, состоящих из двух, трех и четырех слов;

- развивать  речевое дыхание через произнесение двух фраз;

- развивать речевое дыхание через произнесение трех, четырех фраз.

1.

«Горох против орехов».                                                                                                    ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

Упражнение «Паровозики 3».

Инструкция: А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики - слова. Логопед проговаривает фразу, например: Мама мыла Милу мылом.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т.д.

2.

«Бумажные флажки».

Плавно и медленно дуть на гирлянду из бумажных флажков, подвешанную на уровне рта ребенка.

Упражнение «Поезд».

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение на одном выдохе фразы, состоящих из двух, трех и четырех слов.

Оборудование: схемы слов - «вагончики», предметные картинки из серий: «Игрушки», «Овощи» и др.

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: Напоминаю, что перед началом фразы необходимо сделать вдох и фразы произносим на одном выдохе.

Логопед показывает предметную картинку и проговаривает фразу: «Это яблоко» и выставляет два вагончика.

Ребенку предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду «вагончик». Например, ребенок может сказать: «Это большое яблоко».

Затем ребенок может дополнить: «Это большое красное яблоко». На каждое добавленное слово присоединяется «вагончик». Важно - перед началом фразы необходимо сделать вдох.

3.

«В гости к Мухе-Цокотухе».

Подуть на бумажных насекомых, висящих на ниточках перед ребенком.

Упражнение «Две стихотворные фразы».

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение двух стихотворных фраз.

Оборудование: схемы слов - «вагончики».

Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное). Инструкция: Логопед проговаривает фразу, например:

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик»

и показывает схему или зарисовывает ее на доске (место каждого слова в схеме указывается):  «Рассмотри схему. Теперь посмотри на меня. Я покажу, как мы будем выполнять упражнение». Логопед выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит: «Наша Таня...», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «...громко плачет...». Небольшая пауза (1-2 сек). Педагог быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «...Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку. Ребенок сопряженно с логопедом произносит фразы 2-3 раза, а затем повторяет их самостоятельно - по сигналу педагога (подъем руки).

4.

«Летний луг».

Игровое поле: трава, цветы, небо.

Детали на нитках: бабочки, пчела, шмель.

Инструкция: Как красив летний луг! Он пестреет цветами и травами, над которыми кружатся разноцветные бабочки, жужжат хлопотливые пчелки, гудят сердитые шмели. Подуй на насекомых, чтобы луг ожил.

Упражнение «Четыре стихотворные фразы».

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение четырех стихотворных фраз.

Оборудование: схемы слов - «вагончики».

Используются известные детям стихотворения или отрывки из них. Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: Логопед проговаривает фразу, например:

«Наша Таня громко плачет,                                              Уронила в речку мячик.                                                           Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч».        

Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обрати внимание на то, что теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом.

(Соотнося каждое слово со схемой, логопед произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки).

А теперь произнесем все вместе:

НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,

УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.

ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.

Июнь

Задача: продолжать развивать речевое дыхание через произнесение двух, трех, четырех фраз.

 Игровые упражнения «Яблоко»,  «Фрукты», «Что лежит на столе?», «Полет на шарике», «Веселые движения»,  «Потягушеньки» и др.

        

Литература:

1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. М., 2004.

2.  Крупенчук О.И.  Научите меня говорить правильно/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: «Литера», 2006. – 208с.

3. Леонова С.В. Игротека речевых игр /Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Выпуск 12. – М.: «ГНОМ», 2012.

4. Нестерюк Т.В.  Дыхательная звуковая гимнастика. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

              Дыхательная гимнастика в детском саду.                Физиологическое, или жиз­ненн...

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

"Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания"

Рекомендации воспитателям по проведению игровых упражнений для развития физиологического  и речевого дыхания....

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания. ...

Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...