Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики
консультация по логопедии

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения в течение полутора-двух месяцев ежедневно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raz-e_u_detey_artikul._i_paltsevoy_motoriki.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики

        Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения в течение полутора-двух месяцев ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным или вечерним сном, перед обедом или ужином. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.

        Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т. п.  Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе.

        Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.

        Оно включает в себя:

  • обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада (кроме раздела «Развитие речи»);
  • воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада;
  • работу с родителями.

Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.

Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роль меняются.

Остановимся на реализации каждой из задач в условиях групы для детей с ОНР.

Обучение на занятиях

Количество занятий общеобразовательного направления (изобразительная деятельность) сокращается в связи с включением в сетку фронтальных занятий воспитателя большого числа логопедических занятий. Однако это сокращение не должно касаться двух важных видов занятий: по развитию элементарных математических представлений и физической культуре.

Занятия по развитию элементарных математических представлений необходимы, так как дети с указанной патологией заметно отстают от своих нормально развивающихся сверстников в готовности к обучению счету и счетным операциям. Кроме того, такие занятия, развивая мышление ребенка, способствуют успешной коррекции дефекта.

Занятия по физической культуре способствуют укреплению здоровья малышей и, естественно, никак не могут ограничиваться.

Что касается остальных занятий, опытный и творческий работник всегда может восполнить их нехватку, делая каждое занятие насыщенным, результативным, максимально реализующим индивидуальные особенности ребенка.

Воспитательная работа

Эта работа осуществляется в специальной группе по тем же направлениям, что и в массовой: нравственное, умственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и т. д.

Некоторые особенности воспитательного процесса можно отметить и в осуществлении игровой деятельности детей. Если в массовом д/с им достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с ОНР приходится учить играть.

При поступлении в группу игра большинства детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю логопедической группы приходится обучать детей игре. В первую очередь следует создать базу – подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, который дети в наибольшей степени получают в ходе целевых прогулок.

Это могут быть прогулки в магазин, поликлинику, аптеку и т. п. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается познакомить детей, слова, которые придется уточнить. Проводя такие прогулки-экскурсии важно помнить, что необходимо обращать внимание детей с ОНР на все мелочи, так как сами ребята не в состоянии воспринять увиденное достаточно полно. Необходимо не только привлечь внимание детей к каким-либо предметам, объектам, совершаемым действиям, но и назвать их, а, кроме того, попросить детей повторить название. Вот почему нецелесообразно возлагать проведение запланированных экскурсий на родителей. Только грамотный, подготовленный воспитатель проведет экскурсию с максимальной пользой для малышей.

После того как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступить непосредственно к организации игры. Но для ее начала часто оказывается недостаточно полученных впечатлений. Ни в коем случае не руководя игрой, а, участвуя в ней, воспитатель должен увлечь детей, предотвратить возможные конфликты. Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. Вопросы активизируют воображение ребенка, к которому обращается воспитатель, заставляют малыша думать, отвечать, а всех остальных – подражать беседующим во время игры.

Говоря о работе вне занятий, нельзя не упомянуть еще раз о прогулке. Здесь помимо ее традиционных для массовых групп составных частей – подвижной игры, трудовой деятельности, самостоятельной работы детей – ежедневно дополнительно проводятся наблюдения за окружающей действительностью и индивидуальная работа, которая касается усвоения отстающими детьми программных требований. Необходимо учитывать, что прогулки – время для максимальной физической активности детей, их свободной деятельности, психической разгрузки после напряженных занятий, поэтому длительность таких индивидуальных упражнений (индивидуальной работы) должна быть максимальной.

Работа с родителями

Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального занятия). Поэтому помимо работы выполняемой в массовом детском саду, - консультаций по вопросам обучения и воспитания; изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала; оформления информационного стенда для родителей – воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.

Первой такой формой работы с родителями является объяснение задания логопеда, записанного индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить схему, охлопать слово). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю либо нескольким одновременно, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий. Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Вторая специфическая форма работы с родителями – собрания и открытые занятия.

Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Виды занятий, которые в течение двух лет обучения показывают родителям, можно чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их все.

В повестку дня такого собрания, помимо одного из занятий, полезно включить ту или иную консультацию, проводимую в зависимости от темы логопедом или воспитателем.

Наиболее актуальные темы консультаций, проводимых воспитателем: «Единство требований детского сада и семьи», «Поощрение и наказание – основные методы воспитания», «Чего нельзя допускать в семье», «О воспитании у детей самостоятельности» и т. п.

Желательно, чтобы такие консультации были предельно четкими, содержали только необходимый родителям конкретный материал и проводились не для «галочки», а для пользы дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».И.П. ПавловТема  работы «Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования ...

Тематический перспективный план по развитию у детей осязания и мелкой моторики

Тематический перспективный план по развитию у детей  среднего возраста...

Использование физминуток для развития пальцевой моторики у детей логопедической группы.

 В  своей  работе  по  развитию  пальцевой  моторики  я  поставила  следующие  задачи:1. Сочетать  игры  и  упражнения...

«Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы)

Я,Сулейманова Альбина Ибрагимовна, работаю воспитателем в детском саду  «Золушка» в  младшей группе. Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, который устанавл...

Развитие речи детей через формирование мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования: пластилинография, пуантилизм, фроттаж.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к мот...

Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра

Консультация для  педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами  пальчикового театра...

Семинар - практикум для родителей «Развитие речи детей посредством формирования мелкой моторики рук »

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Иными словами – чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит и развивается ребенок....